Дело № 2-1295/2022
66RS0003-01-2022-000033-33
Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 26 апреля 2022 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре судебного заседания Альгиной В.Е.,с участием прокурора Шарапова В.А., представителя ответчика Перегудова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свердловского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области и Государственному казенному учреждению Свердловской области «Сысертское лесничество»овозложенииобязанности ликвидировать несанкционированнуюсвалку отходов,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области и Государственному казенному учреждению Свердловской области «Сысертское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов. В обоснование исковых требований указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами, в результате которой установлено, что в квартале 2 выделах 27, 28 Сысертского лесничества, Центрального участкового лесничества, урочищеПлемзавод колхоз им. Свердлова расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Согласно представленным ГКУ СО «Сысертское лесничество» сведениям, лесной участок на праве аренды никому не передан. Наличие захламления земельных участков способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны, иные тяжкие последствия, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц.
На основании изложенного просит возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и ГКУ СО «Сысертское лесничество» солидарную обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от захламления лесной участок, расположенный в квартале 2 выделах 27, 28 Сысертского лесничества, Центрального участкового лесничества, урочище Племзавод колхоз им. Свердлова.
В судебном заседании прокурор Шарапова В.А. исковые требования поддержала, указала, что до настоящего времени место размещения отходов не ликвидировано, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Мажарцева О.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила отзыв, согласно которому полагает, что в соответствии письмом Рослесхоза от 12 апреля 2013 года № ЮД-03-54/3674, действующим законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок). Возложение на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанности осуществить ликвидацию свалок бытовых отходов, которая в дальнейшем потребует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, приведет к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа реальной исполнимости судебного акта, подразумевающему, в том числе, законные способы исполнения требований судебного решения. Кроме того, издержки на восстановление окружающей среды, согласно абз. 2 п. 4.1 Постановления № 26-П, должны нести субъекты хозяйственной или иной деятельности. При этом, к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области не отнесена обязанность по организации сбора бытовых отходов. Также полагает, что к полномочиям Министерства ни одним нормативным актом не отнесено обязанности по организации сбора бытовых отходов. В тоже время, указывает, что надлежащим ответчиком по делу является ГКУ СО «Сысертское лесничество», поскольку приказом Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области№1317 от 05.10.2020 именно на ГКУ СО «Сысертское лесничество» возложена обязанность по обеспечению принятия иных мер санитарной безопасности в лесах, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок. На основании изложенного, просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица ГКУ СО «Сысертское лесничество» Перегудов С.А. в судебном заседаниипояснил, чтоисковые требования ответчиком признаются, свалка не ликвидирована.
Судом определено рассматривать дело при данной явке на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав прокурора, представителя ответчика ГКУ СО «Сысертское лесничество», исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, Свердловский межрайонный природоохранный прокурор вправе обратиться в суд с рассматриваемым исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании установлено и подтверждается актом осмотра лесного участка №1 от 22 декабря 2021 года, составленным участковым лесничим Центрального лесничества, государственным лесным инспектором ГКУ СО «Сысертское лесничество» Свердловской области Сидоровым Н.И. с участием мастера Центрального участкового лесничества ГКУ СО «Сысертское лесничество» Ошмарова И.В., что в квартале 2 выделы 27, 28Центрального участкового лесничества ГКУ СО «Сысертское лесничество», урочище Племзавод колхоз им. Свердлова ГКУ СО «Сысертское лесничество», выявлена несанкционированнаясвалкабытовых отходов.
Установлено, что данный участок относится к землям лесного фонда, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Создание несанкционированной свалки на землях лесного фонда подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, что отрицательно сказывается на соблюдении ответчиком на уважение личной жизни неопределенного круга лиц, в значении ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии с ч.1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.
Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09 января 1998 № 1-П, от 07 июня 2000 года № 10-П, от 02 июня 2015 года № 12-П).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.
Как указано выше, земельный участок, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, относится к землям государственного лесного фонда и является федеральной собственность (ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании положений п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районированияи государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
По смыслу п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607) меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: а) лесозащитное районирование; б) государственный лесопатологический мониторинг; в) проведение лесопатологических обследований; г) предупреждение распространения вредных организмов; д) иные меры санитарной безопасности в лесах. Из содержания данного пункта видно, что названный перечень не исчерпывается мерами, указанными в нем.
Исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим полномочия Свердловской области в области лесных отношений, а также переданных государственных полномочий Российской Федерации в той же области, является Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, что следует из п. 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 28 декабря 2010 года №1905-ПП) и Постановления Правительства Свердловской области от 26 декабря 2018 года № 971-ПП.
В соответствии с подп. 6 п. 8 Положения именно ответчик осуществляет на территории Свердловской области все названные в п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по организации использования лесов, их охраны и защиты.
Между тем, согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области № 1317 от 05.10.2020 «О внесении изменения в уставы государственных учреждений Свердловской области» на ГКУ Свердловской области «Сысертское лесничество» возложена обязанность по обеспечению принятия иных мер санитарной безопасности в лесах, в том числе по ликвидации несанкционированных свалок.
Правовое содержание вышеуказанных норм закона с учетом положений закона о распределении полномочий между органами государственной власти в области лесных отношений, принятие во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, не переданных кому-либо в законное владение и пользование, позволяет сделать однозначный вывод о том, что организация мероприятий по ликвидации этой свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Свердловской области отнесено к полномочиям правопреемника Департамента лесного хозяйства Свердловской области – Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области) и должна быть возложена на указанный орган государственной власти Свердловской области солидарно с ГКУ СО «Сысертское лесничество»
Оснований согласиться с правовой позицией ответчика о том, что действующее законодательство не возлагает на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, не имеется, поскольку она основана на неправильном применении норм материального права.
На основании п. 3 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 01 марта 2017 года) охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Таким образом, действующее законодательство не исключает специализированный государственный региональный орган власти - Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области из системы охраны лесов.
Довод ответчика о том, что возложение на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, может привести к нецелевому расходованию бюджетных средств, суд также отклоняет.
Средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (части 3 и 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 837, в пункте 2 предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты.
При этом Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области является главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по закрепленным источникам доходов, получателем и главным распорядителем бюджетных средств в соответствующей сфере деятельности (подп. 3 п. 9 Положения).
Из приведенных вышеуказанных норм закона следует, что проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, входит в полномочия Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области по охране и защите лесов.
Указанное исключает правильность довода ответчика о том, что расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на вышеуказанные мероприятия является нецелевым расходованием денежных средств.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как уже указывалось выше, согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к таким полномочиям относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд с учетом высокого уровня социальной значимости указанных мероприятий считает необходимым установить срок для исполнения возложенных обязанностей в течение трех месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Свердловского природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области и Государственному казенному учреждению Свердловской области «Сысертское лесничество» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходовудовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области и Государственное казенное учреждение Свердловской области «Сысертское лесничество» солидарную обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу очистить от захламления лесной участок, расположенный в квартале 2 выделах 27, 28 Сысертского лесничества Центрального участкового лесничества, урочище Племзавод колхоз имени Свердлова.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья А.В. Войт