Дело №
УИД 20RS0№-82
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
07 декабря 2023 года <адрес>, ЧР
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи - Аврабиева М.М.,
с участием:
представителя ответчика ФИО6, доверенность <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по № по исковому заявлению Министерства здравоохранения Чеченской Республики (МЗ ЧР) к ФИО2 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты,
установил:
Министерство здравоохранения Чеченской Республики (МЗ ЧР) обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, обосновав его следующими доводами.
МЗ ЧР, в соответствии с Порядком предоставления единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим договор с Министерством здравоохранения Чеченской Республики, утвержденным постановлением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), был заключен Договор от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО2 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее - Договор) в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
Согласно пункту 4 Договора медицинский работник обязан отработать в течение пяти лет в МБУ «Ножай-Юртовская центральная районная больница» на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с учреждением здравоохранения.
Согласно пункту 5 Договора в случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан в течение 30 календарных дней с даты прекращения трудового договора перечислить в доход республиканского бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
По информации, представленной ГБУ «Ножай-Юртовская центральная районная больница», приказом от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении трудового договора врач-анестезиолог ФИО2 уволен с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом требование пункта 5 Договора ответчиком не было исполнено.
МЗ ЧР в адрес ФИО2 направлено уведомление о необходимости исполнить обязательства по возврату денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ № и претензия от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием выполнить предусмотренные Договором обязательства, на что Министерством получено возражение ответчика с доводами, несоответствующими требованиям закона, а денежные средства не возвращены по сегодняшний день.
Истец МЗ ЧР извещенный надлежащим образом о времени и дате судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направил, в заявлении на имя суда поддержал иск в полном объеме и просил его удовлетворить по доводам и основаниям изложенным в нем, так же ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.
Ответчик ФИО2 уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ограничившися направлением в суд представителя.
Ответчик извещен судом о рассмотрении дела надлежащим образом. Судом предприняты все меры к соблюдению процессуальных прав сторон в настоящем процессе.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 заявил ходатайство о применении срока исковой давности по требованию истца Министерства Здравоохранения Чеченской Республики о взыскании части единовременной компенсационной выплаты.
Ссылается, что Договор между истцом МЗ ЧР и ответчиком ФИО2 заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок 5 лет (п.4 договора), а ответчик уволился ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.Согласно п.п. 1,2 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из смысла П.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 43 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Как следует из иска, Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ главного врача МБУ «Ножай-Юртовская центральная районная больница» ФИО7 ФИО2 принят на должность врача-анестезиолога-реаниматолога. В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО8 заключен трудовой договор.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Чеченской Республики заключен Договор№ с ФИО2 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 (один миллион) рублей, как медицинскому работнику прибывшему (переехавшему) на работу в МБУ «Ножай-Юртовская центральная районная больница».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ главного врача МБУ «Ножай-Юртовская центральная районная больница» ФИО9 с ФИО2 расторгнут трудоговой договор по инициативе работника.
ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ Министерством здравоохранения Чеченской Республики направлено письмо о необходимости возврата на счет Минздрава ЧР суммы единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду. Сведений о направлении и вручения претензии ответчику, истцом не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ № Министерством здравоохранения Чеченской Республики направлена претензия на имя ФИО2
На основании изложенного, суд полагает возможным применить срок исковой давности, исчислив его с момента когда расторгнут (прекращен) трудовой договор ДД.ММ.ГГГГ, когда истец должен был узнать о нарушении своего права ответчиком. Следовательно, с указанной даты началось течение трехлетнего срока исковой давности по обязательству возврата суммы единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду.
Таким образом, трехлетний срок исковой давности по заявленным истцом требованиям истек ДД.ММ.ГГГГ. Первоначально претенция направлена истцом ответчику ДД.ММ.ГГГГ (сведения о направлении отсутствуют), вторично ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истичении срока давности. Иск подписан ДД.ММ.ГГГГ, направлен в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами, установленного ст. 196 ГК РФ и п.п.1, 2 ст. 200 ГК РФ срока, что подтверждено оттиском печати на конверте почтового отправления.
Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении иска, о взыскании с ФИО2 в пользу Министерства Здравоохранения Чеченской Республики части единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному периоду в размере - 289 444,34 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 ГПК РФ.
В соответствии п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
В удовлетворении искового заявления Министерства здравоохранения Чеченской Республики к ФИО2 о взыскании части единовременной компенсационной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гудермесский городской суд Чеченской Республики.
Председательствующий: - подпись -
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения хранится в гражданском деле №
Копия верна:
Судья Гудермесского
городского суда ЧР: