Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-119/2024 ~ М-73/2024 от 28.03.2024

№2-119/2024

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2024 года с. Красногорское

Красногорский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Горбуновой Е.В.,

при секретаре Савиной Е.Н.,

c участием прокурора Красногорского района Алтайского края Елисеенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногорского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногорского района Алтайского края, действующий в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ответчику Муниципальному унитарному предприятию «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края (далее МУП «ЖК Сервис») о возложении обязанности на МУП «ЖК Сервис» разработать проекты санитарно – защитных котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории Красногорского района: по <адрес>, также осуществить мероприятия, направленные на установление санитарных защитных зон для котельных, расположенных по вышеуказанным улицам.

Возложить на МУП «ЖК Сервис» обязанность разработать предельно допустимые выбросы и предельно – допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух в отношении котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории Красногорского района по вышеуказанным улицам.

Также просят обязать МУП «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края принять меры по организации исполнения программы производственного контроля в отношении котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории Красногорского района по указанным улицам.

Установить срок для устранения нарушений в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, прокуратурой Красногорского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающего воздуха и охране окружающей среды, по результатам которой были установлены следующие нарушения.

Проверкой установлено, что в нарушение п. 72 СанПиН 2.1.3684- 21 проект санитарно-защитной зоны для объекта, являющегося источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (котельную по адресу: <адрес>) не разработан; мероприятия, направленные на установление санитарно-
защитной зоны для котельной в нарушение п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установленных Постановлением Правительства РФ N2 222, не произведены.

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, между Администрацией Красногорского района Алтайского края и МУП « ЖК Сервис» 15.09.2021 заключен договор, в соответствии с которым Администрация передает, а Предприятие принимает на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе: котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес>.

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления 1 7 многоквартирных домов, 20 административных зданий.

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления здания МБДОУ детский сад «Вишенка (корпус детского сада «Яблочко»),

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления здания КГБУЗ «Красногорская ЦРБ».

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления здания МБДОУ детский сад «Вишенка (корпус детского сада «Огонек»), здания МКОУ «Малиновская ООШ».

Кроме того, в нарушение п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 программа производственного контроля не разработана, лабораторные исследования на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля в соответствии с положениями СанПиН 2.1.3684-21, не проводятся.

Также, в нарушение п. 74 СанПиН 2.1.3684-21 не установлены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

В связи с выявленными нарушениями МУП «ЖК Сервис» внесено представление, которое рассмотрено, вместе с тем указанные в нем нарушения не устранены.

Выявленные нарушения являются существенными, поскольку могут повлечь за собой нарушение прав граждан, в том числе на охрану жизни и здоровья, может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда здоровью и жизни.

В связи с тем, что установлено нарушение прав неопределенного круга лиц, прокурор счел возможным обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Прокурор Красногорского района Алтайского края Елисеенко В.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, по снованиям, указанным в иске.

Представитель ответчика МУП «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, сведений у суда о причинах не явки не имеется.

Представитель третьего лица Администрации Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, сведений у суда о причинах не явки не имеется.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ « Об охране окружающей среды» предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду – это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой при водят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 69 вышеуказанного закона государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования
осуществления государственного экологического надзора (п.1).

Государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов ( п.З ст.69 Федерального закона N 7-ФЗ).

В силу п.1 ст.69.2 Федерального закона N7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п.2 ст.69.2 Федерального закона N7-ФЗ).

Согласно п.1 ст.4.2 Федерального закона N7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

-объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты 1 категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты,

-оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

В соответствии с Федерального закона N2 7 -ФЗ присвоение объекту, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду.

Критерии отнесения объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам 1, I, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N2 2398.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N2 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) под загрязняющим веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на
здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В силу ст. 30 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Стационарный источник, определяется в ст. 1 Федерального закона N 96-ФЗ, как источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 96-ФЗ в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Так, предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Согласно п. 3 ч. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

В соответствии с п. 72 Постановления Главного государственного санитарного врача рф от 28.01.2021. N2 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и про ведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21) в отношении источников воздействия (объектов), создающих химическое, физическое, биологическое воздействие, превышающие 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на границе объекта проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установлены Постановлением Правительства рф от 03.03.2018. N2 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее - Постановление Правительства РФ.N2 222).

В соответствии с п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать про ведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитар но-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению. При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно- защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды (п.74 СанПин 2.13684-21).

Кроме того, согласно положениям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74 « О введении в действие новой редакции санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно – защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом « О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее санитарно – защитная зона СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атсмосферный воздух(химического, биологического, физиечского) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно – защитная зона является защитным барьером, обспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно – защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устнавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к СанПин 2.2.1/2.1.1200-03. Ориентировачный размер санитарно – защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатми натурных исследований и измерений.

Котельные, работающие на угле, относятся к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Процессы сжигания органического топлива, как правило, сопровождаются выбросами таких загразняющих веществ, как диоксид серы, оксиды озота, летучие органические соединения, ароматические углеводороды, диоксины, а также твердые частицы различного химического состава и размеров. Загрязняющие вещества, такие как оксиды, доиксиды, включены в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружыющей среды (распоряжяние Правительства РФ от 08.07.2015 года №1316-р).

МУП « ЖК Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица 24.08.2021 года. Установлено, что МУП «ЖК Сервис» осуществляет деятельность по производству пара и тепловой энергии (горячей воды) котельными.

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, между Администрацией Красногорского района Алтайского края и МУП «ЖК Сервис» 15.09.2021 года заключен договор, в соответствии с которым Администрация передает, а Предприятие принимает на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, в том числе: котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>; котельную, расположенную по адресу: <адрес> в <адрес>.

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления 1 7 многоквартирных домов, 20 административных зданий.

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления здания МБДОУ детский сад «Вишенка (корпус детского сада «Яблочко»),

Котельная по <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления здания КГБУЗ «Красногорская ЦРБ».

Котельная по <адрес>, <адрес> в <адрес> эксплуатируется МУП «ЖК Сервис» для отопления здания МБДОУ детский сад «Вишенка (корпус детского сада «Огонек»), здания МКОУ «Малиновская ООШ».

В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 72 СанПиН 2.1.3684- 21 проект санитарно-защитной зоны для объекта, являющегося источником химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (котельную по адресу: <адрес>) не разработан; мероприятия, направленные на установление санитарно-
защитной зоны для котельной в нарушение п. 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установленных Постановлением Правительства РФ N2 222, не произведены.

Кроме того, в нарушение п. 73 СанПиН 2.1.3684-21 программа производственного контроля не разработана, лабораторные исследования на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля в соответствии с положениями СанПиН 2.1.3684-21, не проводятся.

Также, в нарушение п. 74 СанПиН 2.1.3684-21 не установлены нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок.

С учетом установленных обстоятельств и положений вышеприведенного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Красногорского района, полагая, что срок исполнения требований – в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края о возложении обязанности, удовлетворить.

Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края /ИНН , ОГРН / юридический адрес: <адрес>, разработать проекты санитарно – защитных котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории <адрес>: по <адрес>,<адрес> в <адрес> и осуществить мероприятия направленные на установление санитарных защитных зон для котельных, расположенных по <адрес>,<адрес> в <адрес>.

Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края /ИНН , ОГРН / юридический адрес: <адрес> разработать предельно допустимые выбросы и предельно – допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух в отношении котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории <адрес>, пер. Рабочий,<адрес> в <адрес>.

Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «ЖК Сервис» Красногорского района Алтайского края /ИНН , ОГРН / юридический адрес: <адрес> разработать программы производственного контроля в отношении котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории <адрес>,<адрес> в <адрес>.

Установить срок для устранения нарушений в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд Алтайского края.

Судья: Горбунова Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 28.05.2024 года

2-119/2024 ~ М-73/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красногорского района
Ответчики
МУП "ЖК Сервис"
Другие
Администрация Красногорского района Алтайского края
Суд
Красногорский районный суд Алтайского края
Судья
Горбунова Елена Викторовна
Дело на странице суда
krasnogorsky--alt.sudrf.ru
28.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2024Передача материалов судье
01.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.04.2024Предварительное судебное заседание
21.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее