Дело № 2-379/2022
55RS0004-01-2021-007145-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года г. Омск
Октябрьский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Руф О.А.
при секретаре Симанчевой А.В.
при помощнике судьи Бычковой Ю.В.
с участием старшего помощника прокурора Позыгун Е.С., Пермогорского В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского АО г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Пермогорскому Владимиру Игоревичу об обязании проходить профилактические осмотры в целях выявления туберкулеза
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Омска обратился в Октябрьский районный суд г. Омска в интересах неопределенного круга лиц с названным требованием, указав, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об охране здоровья граждан в части предупреждения распространения туберкулеза установлено, что Пермогорский Владимир Игоревич, <данные изъяты> года рождения, по отбытии срока наказания 01.12.2020г. был освобожден из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области. По информации БУЗОО «ГБ № 2» от 20.12.2021г. Пермогорский Владимир Игоревич профилактические осмотры с целью выявления туберкулеза за период с 2020-2021г.г. не проходил. Не прохождение в установленном порядке ответчиком профилактических осмотров ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, создает реальную опасность заражения туберкулезом окружающих людей в случае наличия у него данного заболевания.
Просил обязать Пермогорского Владимира Игоревича, <данные изъяты> года рождения, проходить в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства профилактические медицинские осмотры в целях выявления туберкулеза с периодичностью не реже двух раз в год в течение двух лет после освобождения, взыскать с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Омска Позыгун Е.С. поддержала исковые требования в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства. Дала пояснения в соответствии с изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Пермогорский В.И. в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что из мест лишения свободы освободился из ИК-9 в декабре 2020г., флюрографию проходил в феврале 2021г. в ГБ № 17, а полностью профилактические осмотры не проходил и что флюрографию проходить надо два раза в год не знал.
Выслушав представителя прокуратуры Октябрьского административного округа г. Омска, ответчика, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
Согласно ст. 4 указанного закона, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
Согласно ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Статьей 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" туберкулез определен как инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулеза.
Профилактика туберкулеза - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения туберкулеза, а также раннее его выявление (абзац девятый статьи 1).
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" туберкулез входит в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 8 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.
В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 года N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", п. 4.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 N 60 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114-13 "Профилактика туберкулеза", приказа Минздрава России от 21.03.2017 N 124н "Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза", в групповом порядке по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения.
Как следует из материалов дела, Пермогорский Владимир Игоревич, <данные изъяты> года рождения, по отбытии срока наказания 01.12.2020г. был освобожден из ФКУ ИК-9 УФСИН России по Омской области.
По информации БУЗОО «ГБ № 2» от 20.12.2021г. Пермогорский Владимир Игоревич профилактические осмотры с целью выявления туберкулеза за период с 2020-2021г.г. не проходил (л.д. 11-12).
Из пояснений Пермогорского В.И. данных в ходе прокурорской проверки следует, что он не посещал медицинское учреждение с момента освобождения из мест лишения свободы с целью выявления туберкулеза и флюорографию по месту жительства не проходил. О том, что необходимо проходить медицинское обследование в течение 2 раза в год знает.
В материалы дела ответчиком предоставлена копия справки о прохождении флюорографии в БУЗОО ГБ № 17 13.01.2021 г., и как пояснил ответчик более он обследование не проходил.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Не прохождение в установленном порядке ответчиком профилактических осмотров ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, создает реальную опасность заражения туберкулезом окружающих людей в случае наличия у него данного заболевания.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
Поскольку уклонение ответчика от обязательного прохождения обследования создает угрозу распространения заболевания, ставит под угрозу здоровье окружающих граждан, однако оснований для его принудительной госпитализации на данной стадии не имеется, исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2022░.