УИД 32RS0016-01-2024-000119-65
Строка по статотчету-2.211
Дело №2-141/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23апреля 2024 года г.Клинцы
Клинцовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гущиной И.Н.,
при секретаре Данченко Е.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Клинцовского района Брянской области Суярковой Е.Г.,
представителя ответчика администрации Клинцовского района Брянской области, действующей на основании доверенности №366 от 04.07.2023г. –ведущего специалиста юридического отдела администрации Клинцовского района Брянской области Чуйко С.В.,
представителя ответчика отдела образования администрации Клинцовского района Брянской области, действующего на основании доверенности №4 от 29.03.2024г. – юрисконсульта Косолапова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа»Клинцовского района Брянской области, администрации Клинцовского района Брянской области, отделу образования администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным исковым заявлением к ответчикам, ссылаясь на то, что прокуратурой Клинцовского района в рамках осуществления систематического надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи в части охраны здоровья и жизни несовершеннолетних (п.3.4 приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 №188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»), выявлены нарушения требований пожарного законодательства, а также законодательства в сфере антитеррористической защищенности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа»Клинцовского района Брянской области (далее МБОУ «ПервомайскаяСОШ»). Проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, расположено здание ДО МБОУ «ПервомайскаяСОШ», которое используется образовательным учреждением на праве оперативного управления и оборудовано пожарной сигнализацией.В здании имеется доступ к сети «Интернет», а также иные электронные устройства, питание которых осуществляется за счет электропотребления. В ходе проверки установлено, что данное здание, в котором расположенообщеобразовательное учреждение,отсутствует устройство молниезащиты, чем нарушены требования СП 118.13330.2012 «СНиП 31-062009 Общественные здания и сооружения», п.4 ч.1 ст.50, ст.82 Федерального закона №123-Ф3.На момент проверки бюджетные средства на проведение необходимых мероприятий на нужды МБОУ «Первомайская СОШ» не выделены, в соответствующую муниципальную программу не включены, в связи с чем, соответствующие договоры для устранения выявленных недостатков до настоящего времени не заключались. Вопрос об устройстве системой молниезащиты в здании ДО МБОУ «ПервомайскаяСОШ»с администрацией Клинцовского района Брянской области, являющейся учредителем школы, не обсуждался.Таким образом, в ДО МБОУ «Первомайская СОШ» Клинцовского района не соблюдаются требования законодательства о пожарной безопасности и не принимаются меры по решению вопроса обеспечения требуемого уровня противопожарной защищенности образовательного учреждения. Отсутствие устройства молниезащиты создает предпосылки для возникновения пожара вследствие замыкания электропроводки при попадании молнии, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью обучающихся и работников учреждения. Попадание молнии в здание школы может привести к выходу из строя электропроводки, системы противопожарной защиты, имеющейся в образовательном учреждении, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий.Отсутствие в образовательном учреждении системы молниезащиты может привести к выходу из строя технических средств охраны, что в свою очередь может спровоцировать совершение правонарушений, преступлений или причинение иного вреда обучающимся и работникам образовательного учреждения. Между тем, МБОУ «ПервомайскаяСОШ» являясь образовательным учреждением, приняло на себя обязательства обеспечить безопасность жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, принимать меры, направленные на антитеррористическую, пожарную безопасность, финансирование необходимых мероприятий, заключение договоров для решение вышеуказанных вопросов.Ранее прокуратурой Клинцовского района было направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.Однако до настоящего времени нарушения не устранены. Истец просит признать незаконным бездействие МБОУ «ПервомайскаяСОШ»Клинцовского района Брянской области по неприятию мер по устройству молниезащиты здания ДО МБОУ «ПервомайскаяСОШ», обязать отдел образования администрации Клинцовского района предусмотреть денежные средства для проведения мероприятий по оборудованию здания ДО МБОУ «ПервомайскаяСОШ», расположенного по адресу: <адрес>, системой молниезащитой в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, обязать администрацию Клинцовского района Брянской области провести финансирование указанных выше мероприятий.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Клинцовского района Брянской области Суяркова Е.Г. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «ПервомайскаяСОШ», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседании в суд не явился. Как следует из заявления директора данного общеобразовательного учрежденияЛасой С.П., она просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель ответчика отдела образования администрации Клинцовского района Брянской области Косолапов А.В. с исковыми требованиями согласился.
Представитель ответчика администрации Клинцовского района Брянской области Чуйко С.В. не возражала против удовлетворения исковых требований,пояснила, что в настоящее время ведется работа по выделению денежных средств на оборудование общеобразовательных школ Клинцовского района системами молниезащиты. Так был разработан и утвержден План реализации муниципальной программы «Развитие образования Клинцовского муниципального района Брянской области», где предусмотрены денежные средства в размере 981000 рублей для проведения мероприятия по оборудованию школы системой молниезащиты в 2024 году. Завершение данных мероприятий планируется к 2025 году, программа соответствующих изменений утверждена. Считала возможным предоставить администрации максимально возможный срок для исполнения решения суда.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика МБОУ «ПервомайскаяСОШ»Клинцовского района Брянской области.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качествообразования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно ст.3 Федерального закона №69-ФЗ, под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии со ст.38 Федерального закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Из п.1 ст.7 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» следует, что с учетом степени риска причинения вреда минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, устанавливаются в технических регламентах.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ, Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальныхстандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 58 постановления Правительства РФ от 28.05.2021 №815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждены СП 118.13330.2012 ”СНиП 31-062009’Общественные здания и сооружения”.
Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В», в котором, среди прочих, указаны образовательные организации. Пунктом 4.21 СП 118.1332 )2012 предусмотрена установка молниезащиты.
Устройства молниезащиты приведены в СП 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 280.
Согласно п. 2.2 Инструкции, классификация объектов определяется по опасности ударов молнии для самого объекта и его окружения. Непосредственное опасное воздействие молнии — это пожары, механические повреждения, травмы людей и животных, а также повреждения электрического и электронного оборудования. Последствиями удара молнии могут быть взрывы и выделение опасных продуктов радиоактивных и ядовитых химических веществ, а также бактерий и вирусов. Удары молнии могут быть особо опасны для информационных систем, систем управления, контроля и электроснабжения. Для электронных устройств, установленных в объектах разного назначения, требуется специальная защита.
Согласно таблице 2.1 Инструкции школы отнесены к обычным объектам и последствиями удара в них молний указаны: отказ электроснабжения, отказ системы пожарной сигнализации, вызывающий задержку противопожарных мероприятий.
В свою очередь, согласно положениям, ст.81 Федерального загона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», системы противопожарной защиты зданий и сооружений должны обеспечивать возможность эвакуации людей в безопасную зону до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара.
Согласно положениям ч.2 ст.82 Закона №123-Ф3, кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны взданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность вусловиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону.
Таким образом, учитывая, что при ударе молнии возможен выход из строя систем электроустановок, указанных в ст.82 Федерального закона №123-Ф3, наличие молниезащиты в зданиях и сооружениях является необходимым и обязательным.
Кроме того, согласно положениям, п.4 ч.1 ст.50 Федерального закона №123-Ф3, одним из способов исключения условий образования в горючей среде (среде, способной воспламеняться при воздействии источника зажигания) источников зажигания является устройство молниезащиты зданий, сооружений и оборудования.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «Опротиводействий терроризму», приоритет мер по предупреждению терроризма и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма являются одними из основных принципов противодействия терроризму.
В соответствии с п.п.«г» п.18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Согласно п.п.«д» п.19 указанных Требований, выявление потенциальных нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем: поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Клинцовского района Брянской области проведена проверка исполнения законодательства противопожарной безопасности и в сфере антитеррористической защищенности в МБОУ «ПервомайскаяСОШ»Клинцовского района Брянской области.
Согласно Устава МБОУ «ПервомайскаяСОШ» учредителем и собственником образовательной организации является муниципальное образование Клинцовский район Брянской области, от имени которого действует Отдел образования Клинцовского района Брянской области и в пределах делегированных ему полномочий.
В ходе проведенной проверки установлено, что здание ДО МБОУ «Первомайская СОШ»,в котором осуществляется образовательный процесс не оснащено устройством молниезащиты, чем нарушены требования СП 118.13330.2012 «СНиП 31-062009 Общественные здания и сооружения», п. 4 ч. 1 ст. 50, ст. 82 Федерального закона №123-Ф3.
В адрес директора МБОУ «ПервомайскаяСОШ», было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиками до настоящего времени нарушения федерального законодательства не устранены. Как следует из пояснений представителей ответчиков, бюджетные средства на проведение необходимых мероприятий на нужды МБОУ «ПервомайскаяСОШ», в соответствующую муниципальную программу ранее включены не были, в связи с чем, не заключались соответствующие договоры.
Таким образом, установлено, что вопреки требованиям противопожарного законодательства, а также законодательства в сфере антитеррористической защищенности МБОУ «ПервомайскаяСОШ» в нарушение ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3«О противодействии терроризму, ст.37 Федерального закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности», п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ст.ст.81, 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здание, в котором осуществляется образовательный процесс, где находится неопределенный круг лиц: несовершеннолетние и работники учреждения, не оснащено устройством молниезащиты.Отсутствие устройств молниезащиты на здании ДО МБОУ «ПервомайскаяСОШ»может привести к возгоранию, выходу из строя технических средств охраны, что в свою очередь может спровоцировать совершение правонарушений, преступлений или причинение иного вреда обучающимся и работниками образовательного учреждения. Попадание молнии в здания школы может привести к выходу из строя электропроводок, системы противопожарной защиты, имеющейся в образовательном учреждении, отказ работы которой способен вызвать задержку противопожарных мероприятий, чем нарушаются права на безопасное нахождение неопределенного круга лиц, создает угрозу для жизни и здоровья учащихся и работников образовательного учреждения.
Отсутствие бюджетных ассигнований на оборудование системы молниезащиты не может являться основанием для неисполнения обязанностей, возложенных федеральным законодательством на ответчиков.
Из пояснений представителей ответчиков администрации Клинцовского района, Отдела образования администрации Клинцовского района, следует, что в настоящее время утвержден План реализации муниципальной программы «Развитие образования Клинцовского муниципального района Брянской области», где предусмотрены денежные средства в размере 981000 рублей для проведения мероприятий по оборудованию шести школ Клинцовского района системамимолниезащиты в 2024, 2025 годах. Указанные денежные средства будут распределены отделом образования администрации Клинцовского района между общеобразовательных учреждений Клинцовского района согласно плану проведения мероприятий.
Согласно ст. 12ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд, оценив представленные доказательства, руководствуясь вышеизложенными нормами права, приходит к выводу, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
Прокурор просит установить для устранения указанных нарушений срок для ответчиков в течение1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом с учетом характера дела, а также действий, которые ответчикам следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений законодательства РФ, объема временных и организационных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий, указанные сроки суд считает разумными.
При наличии препятствий для исполнения решения суда, ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки либо рассрочки исполнения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявлениепрокурора Клинцовского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа»Клинцовского района Брянской области, администрации Клинцовского района Брянской области, Отделу образования администрации Клинцовского района Брянской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа»Клинцовского района Брянской области (ИНН 3217002344, ОГРН 1023201338038) по неприятию мер по устройству молниезащитына зданииДО МБОУ «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа»Клинцовского района Брянской области, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Клинцовского района Брянской области (ИНН 3217001728, ОГРН 1023201338313) профинансировать мероприятия по оборудованию здания ДО МБОУ «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа» Клинцовского района Брянской области системами молниезащиты, в течение одного года с момента вступления в законную силу.
Обязать отдел образования администрации Клинцовского района Брянской области (ИНН 3217000675, ОГРН 1023201337884) обеспечить распределение денежных средств для проведения мероприятий по оборудованию здания ДО МБОУ «Первомайскаясредняя общеобразовательная школа»Клинцовского района Брянской области, расположенного по адресу: <адрес>, системой молниезащиты в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Клинцовский районный суд Брянской области.
Мотивированное решение изготовлено 28 апреля 2024 года.
Председательствующий судья И.Н. Гущина