Судья – Ежкова Ю.В.                Дело №5-186/2021–7-167К

53RS0002-01-2021-0000715-95

Р Е Ш Е Н И Е

13 июля 2021 года                                                           Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1) Виюк А.М.,

при секретаре Елисеевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу Б.А.Е. на постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2021 года (резолютивная часть вынесена и оглашена 31 марта 2021 года), вынесенное в отношении Б.А.Е. о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей,

у с т а н о в и л:

10 марта 2021 года УУП МО МВД России «Боровичский» в отношении Б.А.Е. составлен протокол <...> об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности.

В соответствии с подведомственностью, установленной частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Боровичский районный суд Новгородской области.

Постановлением судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2021 года (резолютивная часть вынесена и оглашена 31 марта 2021 года) Б.А.Е. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Б.А.Е. обратился в Новгородский областной суд (через Боровичский районный суд) с жалобой, в которой просит постановление судьи Боровичского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2021 года отменить, считая его незаконным. В обоснование доводов указал, что в ходе производства по делу не было установлено отсутствие у него защитной маски, поскольку в материалах дела отсутствует фото либо видео материалы, подтверждающие нахождение его в помещении больницы без средств индивидуальной защиты – маски. Полагает необоснованным ссылку судьи районного суда на нормы Указа Губернатора Новгородской области, поскольку его требования адресованы органам управления. Нарушение требований Указа Губернатора Новгородской области с его стороны было вызвано нарушением санитарных и эпидемиологических правил, предписывающих лечебным учреждениям обеспечивать лиц средствами индивидуальной защиты. Кроме того, должностные лица полиции не наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одновременно с подачей жалобы Б.А.Е. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления судьи районного суда по делу об административном правонарушении. В обоснование указал, что первоначально жалоба на постановление была подана им с соблюдением установленного законом срока посредством электронного документооборота, однако, такая жалоба была возвращена ему без рассмотрения.

Изучив материалы дела, оценив доводы ходатайства и причины, указанные Б.А.Е. в обоснование пропуска процессуального срока, судья считает возможным восстановить срок обжалования постановления судьи, полагая его пропущенным заявителем по уважительной причине.

Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в Новгородском областном суде Б.А.Е. и представитель МО МВД России «Боровичский» в судебное заседание не явились; ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.

С учетом требований части 2 статьи 25.1, статей 25.15, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения), изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты «барьерного» типа.

Требование к лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, установлено в пункте 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом».

В связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, с 07 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1 указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Как указывалось выше, на территории Новгородской области принят и действует указ Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97 «О введении режима повышенной готовности», которым в пункте 3-1 до сведения граждан доводилось установленное Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №31 предписание о необходимости ношения гигиенических масок для защиты органов дыхания (в редакции, действовавшей на день совершения административного правонарушения).

Указом Губернатора Новгородской области от 27 января 2021 года №28 «О внесении изменений в указ Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97» пункт 3-1 названного указа изложен в новой редакции, согласно которой – граждане, находящиеся на территории Новгородской области, в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года №31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» обязаны использовать гигиенические маски для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.

Приведенные изменения вступили в силу 28 января 2021 года.

Нарушение требований, изложенных в указе Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97, расценивается как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и квалифицируется по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях граждане подлежат, как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

При этом, учитывая, что обязанность граждан носить средства индивидуальной защиты (маски) при посещении общественного места – медицинского учреждения установлена нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, то такое требование, предъявляемое к гражданам, является императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности, поскольку несоблюдение такого требования направлено на создание угрозы не только собственной безопасности лица, его жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, 10 марта 2021 года в отношении Б.А.Е. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, которое выразилось в том, что 21 января 2021 года в 11 часов 00 минут Б.А.Е. при посещении места массового пребывания людей – ГОБУЗ «Боровичскя ЦРБ», расположенного по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, ул. 1 Мая, д.2А, находился без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски).

Поскольку из материалов дела усматривается, что 21 января 2021 года в период введенного на территории Новгородской области режима повышенной готовности, в связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, Б.А.Е. находился в помещении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» в г. Боровичи Новгородской области в нарушение требований пункта 3-1 указа Губернатора Новгородской области от 30 марта 2020 года №97 без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респиратора и иных средств защиты органов дыхания), действия Б.А.Е. свидетельствуют о невыполнении им правил поведения при введении повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом приведенных выше норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, нормы Указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97, в том числе возлагающие на граждан обязанности по соблюдению масочного режима при посещении общественных мест в пределах территории Новгородской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, направлены, прежде всего, на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 10 марта 2021 года <...>; заявлением заместителя главного врача по леченой работе ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» о привлечении Б.А.Е. к административной ответственности за то, что 21 января 2021 года около 12 часов тот находился в помещении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» находился без средств индивидуальной защиты (маски); объяснениями З.О.И. от 04 февраля 2021 года, согласно которым 21 января 2021 года Б.А.Е. находился в помещении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» без средств индивидуальной защиты (маски), при этом, он не нуждался в медицинской помощи; объяснениями Б.А.Е. от 01 марта 2021 года, из которых следует, что он не оспаривал факт отсутствия у него средства индивидуальной защиты (маски) в момент нахождения в помещении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» 21 января 2021 года; объяснениями Б.Ж.В. от 04 марта 2021 года, согласно которым в ее должностные обязанности входит, в том числе, осуществление контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, около 12 час. 00 мин. 21 января 2021 года в помещении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» находился Б.А.Е. без средств индивидуальной защиты (маски); видеозаписью. Осуществляемой Б.А.Е., на которой зафиксирован факт неоднократного обращения к нему главного врача и иных сотрудников ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» о необходимости использовать средства индивидуальной защиты при нахождении в помещении медицинского учреждения.

Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и обоснованно признаны достоверными относительно события правонарушения.

Всем собранным по делу доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

А потому, с учетом приведенных выше норм права, а также наличием реальной угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, которое повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, нормы Указа Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года №97, в том числе возлагающие на граждан обязанности по соблюдению масочного режима при посещении общественных мест, включая объекты торговли, в пределах территории Новгородской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, направлены, прежде всего, на защиту населения, их здоровья и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019). При этом граждане Российской Федерации обязаны добросовестно осуществлять предоставленные им права и обязанности, не нарушать права и свободы других лиц.

Таким образом, действия Б.А.Е. правильно квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки приведенным в жалобе доводам, нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно. Порядок возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден.

Ссылка в жалобе на отсутствие у сотрудников полиции полномочий на составление административного протокола по статье 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является несостоятельной.

В соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 настоящего Кодекса. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №975-р «О перечне должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП» утвержден перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы за указанное административное правонарушение.

Доводы жалобы о недоказанности вины Б.А.Е. в совершении вмененного ему в вину административного правонарушения, в том числе в связи с отсутствием фото либо видео фиксации, являются необоснованными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и неверной трактовке фактических обстоятельств произошедшего события; вышеприведенные доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что Б.А.Е. не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Кроме того, фото и видео фиксация не является обязательным условием для привлечения лица к административной ответственности по ч.1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или исключительным допустимым доказательством по делу о таком правонарушении. Вследствие чего отсутствие видео или фото фиксации не свидетельствует об отсутствии события или состава административного правонарушения, а также о недоказанности вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения, учитывая, что факт нахождения Б.А.Е., не нуждающегося в медицинской помощи, в помещении ГОБУЗ «Боровичская ЦРБ» без средств индивидуальной защиты подтверждается объяснениями свидетелей по делу, а также не опровергается объяснениями Б.А.Е., данными при оформлении материалов дела об административном правонарушении, и представленной им видеозаписью, на которой зафиксирован факт неоднократного обращения к нему сотрудников медицинского учреждения с указанием на необходимость использовать средства индивидуальной защиты, маски для защиты органов дыхания при нахождении в помещении такого учреждения.

Вопреки доводам жалобы, введение на территории Новгородской области режима повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не свидетельствует об отсутствии у граждан обязанности соблюдать правила поведения, установленные таким указом в связи с введением режима повышенной готовности по причине угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.

Необоснованным судья областного суда находит также довод жалобы о том, что органы местного самоуправления Новгородской области не обеспечили граждан средствами индивидуальной защиты, что исключает возможность привлечения к административной ответственности лиц, находящихся в объекте торговли без масок, поскольку действующие Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации не предусматривают обязательного обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления граждан средствами индивидуальной защиты при введении режима повышенной готовности.

Кроме того, в силу Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу статьи 19 Закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать, в том числе законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности.

Из анализа указанных правовых норм в их совокупности следует, что исполнение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в части выполнения требования о ношении медицинской маски в общественных местах в условиях введенного режима повышенной готовности является обязанностью гражданина, которая обеспечивается за счет его собственных средств.

Неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу Б.А.Е., не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.

Судебное постановление вынесено на основании установленных обстоятельств, в рамках процедуры, установленной Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соблюден.

Административное наказание назначено Б.А.Е. в строгом соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 – 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечает требованиям справедливости и соразмерности, и не является чрезмерно суровым. Учитывая характер совершенного правонарушения и степень общественной опасности, оснований для изменения постановления суда в части вида назначенного наказания не имеется.

Несогласие Б.А.Е. с постановлением не является основанием к его отмене, поскольку оно вынесено с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления судьи, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░ 2021 ░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 31 ░░░░░ 2021 ░░░░), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░.░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░                                               ░.░. ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

7 -167/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Большаков Александр Евгеньевич
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Виюк Анна Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud--nvg.sudrf.ru
28.06.2021Материалы переданы в производство судье
13.07.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее