Дело № 2-246/2023
55RS0008-01-2023-000205-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года с. Азово
Азовский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Амержановой Р.О.,
при секретаре Бочкаревой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Азовского немецкого национального района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Правительству Омской области, Главному управлению ветеринарии Омской области об обязании ликвидировать скотомогильники,
у с т а н о в и л :
прокурор района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Правительству Омской области, Главному управлению ветеринарии Омской области о признании права собственности на скотомогильники, обязании ликвидировать скотомогильники. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения федерального законодательства о ветеринарии, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также в части организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, при содержании мест захоронения биологических отходов, выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильников, расположенных на следующих территориях Азовского немецкого национального муниципального района Омской области:
1) ориентировочно на расстоянии 5 000 метров восточнее с. Цветнополье Цветнопольского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №1);
2) ориентировочно на расстоянии 1500 метров севернее д. Роза-Долина Цветнопольского сельского поселения площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №2);
3) ориентировочно на расстоянии 4 000 метров от с. Пришиб Пришибского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №3);
4) ориентировочно на расстоянии 5 000 метров северо-восточнее с. Александровка Александровского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №4);
5) ориентировочно на расстоянии 4000 метров северо-западнее д. Руслановка Александровского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №5);
6) ориентировочно на расстоянии 2000 метров юго-восточнее с. Азово Азовского сельского поселения (ветеринарно-санитарная карточка №7);
7) ориентировочно на расстоянии 3 000 метров восточнее с. Звонарев Кут Звонаревокутского сельского поселения, площадью 625 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №8);
8) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров восточнее д. Кошкарево Звонаревокутского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №9);
9) ориентировочно на расстоянии 2 500 метров юго-восточнее с. Гауф Гауфского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №10);
10) ориентировочно на расстоянии 1 500 метров западнее с. Сосновка Сосновского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №12);
11) ориентировочно на расстоянии 1 500 метров северо-восточнее д. Мирная Долина Сосновского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №13);
12) ориентировочно на расстоянии 4000 метров северо-западнее д. Пахомовка Азовского сельского поселения, площадью 625 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №15).
В ходе проверки установлено, что скотомогильники не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также требованиям ветеринарных правил. По информации Главного управления ветеринарии Омской области и БУ «Таврическая ОСББЖ» собственники скотомогильников не определены, в отношении них отсутствуют землеотводные документы, оканавливание, ограждение5. В собственность или ведение органом местного самоуправления данные объекты не передавались, на их балансе не состоят, полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников, а также финансовые ресурсы на их содержание не передавались. В связи с чем, вопросы по содержанию указанных скотомогильников относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. В перечне, утвержденном распоряжением Главного управления ветеринарии Омской области от 24.01.2022 скотомогильники, расположенные на территории Азовского немецкого национального района Омской области, не включены. Правительством Омской области не приняты какие-либо действия по приведению указанных скотомогильников в надлежащее ветеринарно-санитарное состояние, что приводит к невозможности реализации полномочия по предупреждению эпидемий, ставит под угрозу эпизоотическое и эпидемиологическое благополучие муниципального образования и области в целом, жизнь и здоровье людей и животных, проживающих рядом со скотомогильниками, поскольку невозможно контролировать оказываемое ими соответствующее негативное воздействие. Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем. Устранение нарушения прав может быть обеспечено только возложением обязанности на Правительство Омской области по принятию мер к устранению нарушений закона. Просит признать право собственности Омской области на скотомогильники, расположенные на следующих территориях Азовского немецкого национального муниципального района Омской области: 1) ориентировочно на расстоянии 5 000 метров восточнее с. Цветнополье Цветнопольского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №1);
2) ориентировочно на расстоянии 1500 метров севернее д. Роза-Долина Цветнопольского сельского поселения площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №2);
3) ориентировочно на расстоянии 4 000 метров от с. Пришиб Пришибского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №3);
4) ориентировочно на расстоянии 5 000 метров северо-восточнее с. Александровка Александровского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №4);
5) ориентировочно на расстоянии 4000 метров северо-западнее д. Руслановка Александровского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №5);
6) ориентировочно на расстоянии 2000 метров юго-восточнее с. Азово Азовского сельского поселения (ветеринарно-санитарная карточка №7);
7) ориентировочно на расстоянии 3 000 метров восточнее с. Звонарев Кут Звонаревокутского сельского поселения, площадью 625 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №8);
8) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров восточнее д. Кошкарево Звонаревокутского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №9);
9) ориентировочно на расстоянии 2 500 метров юго-восточнее с. Гауф Гауфского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №10);
10) ориентировочно на расстоянии 1 500 метров западнее с. Сосновка Сосновского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №12);
11) ориентировочно на расстоянии 1 500 метров северо-восточнее д. Мирная Долина Сосновского сельского поселения, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №13);
12) ориентировочно на расстоянии 4000 метров северо-западнее д. Пахомовка Азовского сельского поселения, площадью 625 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №15).
Обязать Правительство Омской области, Главное управление ветеринарии Омской области принять меры по ликвидации вышеуказанных скотомогильников, не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В последующем требования уточнил, просил обязать Правительство Омской области, Главное управление ветеринарии Омской области ликвидировать нижеуказанные скотомогильники в срок до 31.12.2024:
1) ориентировочно на расстоянии 4 200 метров северо-западнее с. Цветнополье (ориентир от дома по адресу: с. Цветнополье, улица Северная дом 64), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №1);
2) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров севернее д. Роза-Долина (ориентир от дома по адресу: д. Роза Долина, улица Центральная, дом 24, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №2);
3) ориентировочно на расстоянии 2 300 метров северо-западнее с. Пришиб (ориентир от дома по адресу: с. Пришиб, улица Садовая дом 1), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №3);
4) ориентировочно на расстоянии 2 500 метров северо-восточнее с. Александровка (ориентир от дома по адресу: с. Александровка, улица Ленина дом 102), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №4);
5) ориентировочно на расстоянии 1 300 метров северо-восточнее д. Руслановка (ориентир от дома по адресу: д. Руслановка, улица Российская, дом 23), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №5);
6) ориентировочно на расстоянии 1 800 метров южнее с. Азово (ориентир от дома по адресу: с. Азово, улица 40 лет ВЛКСМ, дом 55), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №7);
7) ориентировочно на расстоянии 2 500 метров северо-восточнее с. Звонарев Кут ориентир от дома по адресу: с. Звонарев Кут, улица Карла Маркса дом 2а), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №8);
8) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров севернее д. Кошкарево (ориентир от дома по адресу: д. Кошкарево, улица Молодежная дом 11), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №9);
9) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров восточнее д. Гауф (ориентир от дома по адресу: д. Гауф, улица Октябрьская, дом 2а), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №10);
10) ориентировочно на расстоянии 3 800 метров северо-западнее с. Сосновка (ориентир от дома по адресу: с. Сосновка, улица Солнечная, дом 14), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №12);
11) ориентировочно на расстоянии 1 800 метров северо-восточнее д. Мирная Долина (ориентир от дома по адресу: д. Мирная Долина, улица Ворошилова, дом 2), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №13);
12) ориентировочно на расстоянии 600 метров северо-восточнее д. Пахомовка (ориентир от дома по адресу: д. Пахомовка, улица Дачная, дом 7), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №15).
В судебном заседании старший помощник прокурора Богатова Н.А. заявленные уточненные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Омской области, действующая на основании доверенности Джанаралиева Л.А., с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске к Правительству Омской области отказать, поскольку Правительство Омской области не является надлежащим ответчиком по делу. Поддержала довода, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, из которых следует, что Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет от имени Омской области правомочия собственника. В рамках реализации функций, предусмотренных Федеральным закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" Правительством Омской области утвержден порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области (Постановление Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п). Главное управление ветеринарии Омской области определено, как орган исполнительной власти, полномочный на организацию проведения на территории области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих правилам. Правительство Омской области в качестве способа исполнения решения суда первой инстанции вправе определить орган, непосредственно исполняющий соответствующую обязанность.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления ветеринарии Омской области, действующий на основании доверенности Савилов Д.А., в судебном заседании также не согласился с заявленными требованиями, пояснив, что в настоящее время два скотомогильника, расположенные на территории Азовского немецкого национального района Омской области, включены в график проведения работ по эпизоотологическому и лабораторно-бактериологическому обследованию на 2023 год. При наличии финансирования в 2024 году возможно проведение полного комплекса мероприятий и ликвидации скотомогильников на территории Азовского немецкого национального района Омской области.
В судебном заседании представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Омской области, действующий на основании доверенности Фертюк Н.Ю. также не согласился с заявленными требованиями по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель третьего лица Управление Россельхознадзора по Омской области участия не принимал, о дате слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в письменном заявлении просил дело рассматривать без его участия.
Представители третьих лиц администраций Цветнопольского, Пришибского, Александровского. Азовского, Звонаревокутского, Гауфского, Сосновского сельских поселений Азовского немецкого национального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, о дате слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и п. 3 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. В соответствии с ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 10.01.2001 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно положениям статьей 5 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч.2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 92 ч.1 ст. 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно п.2, 24, 29 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626 биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных. Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно.
В соответствии с п.3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 27, под скотомогильником понимается определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства государства-члена земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
Из представленной в материалы дела ветеринарно-санитарной карточки на скотомогильник №1 (с. Цветнополье (ориентир от дома по адресу: с. Цветнополье, улица Северная дом 64) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 238). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Цветнополье в 5 км, от фермы – 5 км, от дороги Цветнополье-Александровка 3 км, не огорожен, не оканавлен, территория не очищена от травяной растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 62).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №2 (д. Роза-Долина (ориентир от дома по адресу: улица Центральная, 24) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 238). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Роза Долина в 3 км, от фермы 5 км, оканавлен, на территории скотомогильника находится яма, территория не очищена от травяной растительности, скотомогильник не используется, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 63).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №3 (с. Пришиб (ориентир от дома по адресу: с. Пришиб, улица Садовая, д. 1) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 240). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Пришиб и с. Сереброполье 4 км, от фермы – 3 км, от дороги Пришиб-Омск 2 км, оканавлен, территория заросшая травяной растительностью, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 64).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №4 (с. Александровка (ориентир от дома по адресу: улица Ленина дом 102) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 241). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Александровка в 5 км, от фермы – 5 км, от водоема- 5 км, от дороги Александровка – Азово 1 км, оканавлен, отсутствуют въездные ворота, территория не очищена от травяной растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 65).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №5 (д. Руслановка (ориентир от дома по адресу: улица Российская, дом 23) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 242). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от д. Руслановка в 2 км, от водоема в 5 км, не огорожен, оканавлен, отсутствуют въездные ворота, не используется, территория не очищена от травяной растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 52).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №7 (с. Азово (ориентир от дома по адресу: улица 40 лет ВЛКСМ, 55) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 243). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Азово в 2 км, огорожена жердями. На территории Скотомогильника имеется несколько ям, используемых ранее для захоронения биологических отходов, перекрытых железобетонными плитами, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 67).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №8 (с. Звонарев Кут (ориентир от дома по адресу: улица Карла Маркса, д. 2а) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует, по периметру имеется траншея (т.1 л.д. 244). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСБЖ» скотомогильник, расположенный от с. Звонарев Кут в 3 км, от фермы – 2,5 км, от пастбища в 1 км, не огорожен, на территории скотомогильника находится яма, оканавлена, территория не очищена от травяной растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 53).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №9 (д. Кошкарево (ориентир от дома по адресу: улица Молодежная, 11) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует, по периметру имеется траншея (т.1 л.д. 245). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от д. Кошкарево в 1000 м, от фермы – 1000 м, от пастбища 300 м, от дороги 500 м, не огорожен, оканавлен, нет въездных ворот, вырыта яма, закрыта досками, территория не очищена от травяной растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 57).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №10 (д. Гауф ориентир от дома по адресу: улица Октябрьская, дом 2а) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует, по периметру имеется траншея (т.1 л.д. 246). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от д. Гауф в 2500 м, от фермы – 2500 м, от пастбища 1000м, от дороги 2500 м, не огорожен, до конца не оканавлен, находится в районе свалки музора и чеков навозохранилища, территория не очищена от травяной растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 70).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №12 (с. Сосновка (ориентир от дома по адресу: улица Солнечная, д.14) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 247). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Поповка в 2000 м, от дороги Сосновка-Поповка 600 м, не огорожен, оканавлен, территория заросшая травяной растительностью, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 71).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №13 (д. Мирная Долина) ориентир от дома по адресу: улица Ворошилова д.2) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует (т.1 л.д. 248). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от с. Мирная Долина в 1,5 км, не огорожен, не оканавлен, на территории находится яма, скотомогильник не используется. Территория скотомогильника не очищена от растительности, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 72).
Согласно ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник №15 д. Пахомовка (ориентир от дома по адресу: улица Дачная, дом 7) следует, что глубина залегания грунтовых вод менее 3 м при глинистой почве. Скотомогильник не соответствует санитарным характеристикам, ограждение скотомогильника отсутствует, по периметру имеется траншея (т.1 л.д. 249). Согласно справке заведующего Азовской ветеринарной лечебницей БУ «Таврическая ОМСББЖ» скотомогильник, расположенный от д. Пахомовка в 2000 м, не огорожен, не оканавлен, территория заросшая травяной растительностью, правоустанавливающих документов на земельный участок, занимающий скотомогильник, не имеется (т.1 л.д. 50).
По сведениям Главного управления ветеринарии Омской области до настоящего времени не определена ведомственная принадлежность этих скотомогильников, они бесхозяйные (т.1 л.д. 48).
Кроме того распоряжением Главного управления ветеринарии Омской области от 15.03.2023 № 17 «Об утверждении перечня скотомогильников, строительство и ввод в эксплуатацию которых не осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно, расположенных на территории Омской области» в соответствии с п. 5 Порядка ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п, утвержден перечень скотомогильников, строительство и ввод в эксплуатацию которых не осуществлены до 31 декабря 2020 гожа включительно, расположенных на территории Омской области. Согласно приложению, скотомогильники, расположенные на территории Азовского немецкого национального района Омской области в с. Пахомовка, с. Пришиб, с. Руслановка, с. Александровка, с. Звонарев Кут, с. Кошкарево, с. Мирная Долина, с. Сосновка, с. Роза Долина, с. Цветнополье, с. Азово, с. Гауф не соответствуют положениям действующего законодательства в области ветеринарии (т.1 л.д. 180-181).
Вышеуказанные доказательства в совокупности подтверждают несоответствие скотомогильников, расположенных на территории Азовского немецкого национального района Омской области, Ветеринарным правилам перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору).
Постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области, устанавливающий последовательность проводимых на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения и обеспечения благополучной эпизоотической ситуации на территории Омской области.
В соответствии с п.3 указанного Порядка организация проведения на территории Омской области соответствующих мероприятий осуществляется Главным управлением ветеринарии Омской области и учреждениями, подведомственными уполномоченному органу. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством.
Во исполнение положений п.3 и 6 Порядка ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области Главным управлением ветеринарии Омской области принято распоряжение от 21.03.2023 №18, в соответствии с которым уполномоченным бюджетным учреждением ветеринарии Омской области за проведение мероприятий определено БУ Омской области «Областной центр ветеринарного обеспечения». Также утвержден график, предусматривающий объемы и сроки проведения работ по эпизоотологическому и лабораторно-бактериологическому обследованию скотомогильников на 2023 год. Согласно указанному графику в апреле-октябре 2023 года запланировано проведение работ по эпизоотологическому и лабораторно-бактериологическому обследованию скотомогильников, расположенных в окрестностях деревни Мирная Долина Сосновского сельского поселения Азовского немецкого национального района Омской области и села Сосновка Сосновского сельского поселения Азовского немецкого национального района Омской области (т.1 л.д.188-190).
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что органом, уполномоченным на проведение мероприятий по ликвидации скотомогильников, строительство и ввод в эксплуатацию которых не осуществлены до 31 декабря 2020 года включительно, расположенных на территории Омской области, не соответствующих установленным ветеринарными правилами требованиям, является Главное управление ветеринарии Омской области.
Поскольку судом установлено, что скотомогильники, расположенные на территории Азовского немецкого национального района Омской области, не соответствуют требованиям ветеринарных правил, они подлежат ликвидации. Поскольку действий по ветеринарно-санитарному освидетельствованию скотомогильников с включением в сформированный сводный перечень скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении, и по непосредственной их ликвидации в соответствии с п.п. 2, 3 п. 4 указанного Порядка ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Азовского немецкого национального района Омской области, уполномоченным органом, не осуществлено, исковые требования прокурора о возложении на Главное управление ветеринарии Омской области обязанности ликвидировать скотомогильники, расположенные на территории Азовского немецкого национального района Омской области, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Заявленный срок до 31.12.2024 с учетом установленного порядка ликвидации скотомогильников, включающего в себя три этапа: формирование перечня скотомогильников, их ветеринарно-санитарное освидетельствование и непосредственно ликвидацию, финансирования указанных мероприятий, которое осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством, позиции представителя Главного управления ветеринарии, высказанной им в судебном заседании, суд считает разумным и достаточным.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для возложения обязанности по ликвидации скотомогильников на Правительство Омской области, о чем просит прокурор в исковом заявлении по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Омской области от 05.12.2003 № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» Правительство Омской области возглавляет деятельность органов исполнительной власти Омской области. Правительство Омской области принимает меры по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций (п.п. 18 п. 1 ст. 10 Закона Омской области от 05.12.2003 № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области»).
Спорные скотомогильники являются собственностью субъекта РФ – Омской области, обязанность по их надлежащему содержанию или ликвидации лежит на Омской области в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 2 Закона Омской области от 05.12.2003 № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» определён статус Правительства Омской области, как постоянно действующего высшего исполнительного органа государственной власти Омской области, возглавляющего систему органов исполнительной власти Омской области, который в пределах компетенции обеспечивает исполнение Конституции РФ, Устава Омской области, федерального, областного законодательства на территории Омской области, осуществляет систематический контроль за их выполнением органами исполнительной власти Омской области, принимает меры по устранению нарушений законодательства.
Согласно ст. 9 Закона Омской области от 05.12.2003 № 483-ОЗ «О Правительстве Омской области» выполнение функций органов исполнительной власти Омской области осуществляется через возглавляемую Правительством Омской области систему органов исполнительной власти, состоящую из министерств Омской области, главных управлений, управлений, иных органов исполнительной власти Омской области, структура которых определяется Губернатором Омской области. Органы исполнительной власти Омской области осуществляют исполнительные и распорядительные функции в установленной сфере деятельности, координируют в случаях, установленных областным законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Омской области, обеспечивают реализацию полномочий Правительства Омской области в соответствии с компетенцией.
Во взаимосвязи указанных положений с положениями ст. 125 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств Омской области, как субъекта гражданских правоотношений, осуществляет тот орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление властных полномочий в соответствующей сфере деятельности.
На Правительство Омской, как высший орган исполнительной власти, бремя исполнения таких обязательств может возлагаться в случае отсутствия иного подчиненного органа исполнительной власти, наделённого соответствующими полномочиями.
Поскольку орган исполнительной власти, к компетенции которого относится ликвидация скотомогильников, Правительством Омской области определен, которым является Главное управление ветеринарии Омской области, определен порядок осуществления мероприятий по ликвидации скотомогильника, то возложение обязанности на Правительство Омской области ликвидировать скотомогильники, не обосновано.
При этом суд отмечает, что возложение указанной обязанности на Правительство Омской области на том основании, что финансирование исполнения обязательств по ликвидации скотомогильников Главным управлением ветеринарии Омской области должно осуществляться Правительством Омской области при формировании бюджета Омской области, не является верным.
Финансирование мероприятий по ликвидации скотомогильников уполномоченным органом исполнительной власти не может служить основанием для возложения на Правительство Омской области обязанности совершить какие-либо действия по ликвидации скотомогильников вместе с уполномоченным органом.
Правительство Омской области, как высший орган исполнительной власти, не является главным распорядителем средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита областного бюджета. Реализация Правительством Омской области предусмотренных п.п. 6 п. 1 ст. 10 Закона Омской области «О Правительстве Омской области» полномочий по обеспечению составления проекта областного бюджета и внесению проекта закона Омской области об областном бюджете с соответствующими документами на рассмотрение в Законодательное Собрание Омской области не может расцениваться, как участие в бюджетном планировании и служить основанием для возложения ответственности на Правительство Омской области за исполнение обязательств Главного управления ветеринарии Омской области.
Вопрос выделения средств из бюджета Омской области для организации работы по ликвидации скотомогильников решается путем рассмотрения обращений Главного управления о дополнительном финансировании, доказательств отказа в выделении денежных средств для ликвидации являющихся предметом данного спора скотомогильников в материалах дела отсутствуют, стороны на их наличие не ссылались.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Азовского немецкого национального района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Главному управлению ветеринарии Омской области об обязании ликвидировать скотомогильники, удовлетворить.
Обязать Главное управление ветеринарии Омской области ликвидировать нижеуказанные скотомогильники в срок до 31.12.2024:
1) ориентировочно на расстоянии 4 200 метров северо-западнее с. Цветнополье (ориентир от дома по адресу: с. Цветнополье, улица Северная дом 64), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №1);
2) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров севернее д. Роза-Долина (ориентир от дома по адресу: д. Роза Долина, улица Центральная, дом 24, площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №2);
3) ориентировочно на расстоянии 2 300 метров северо-западнее с. Пришиб (ориентир от дома по адресу: с. Пришиб, улица Садовая дом 1), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №3);
4) ориентировочно на расстоянии 2 500 метров северо-восточнее с. Александровка (ориентир от дома по адресу: с. Александровка, улица Ленина дом 102), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №4);
5) ориентировочно на расстоянии 1 300 метров северо-восточнее д. Руслановка (ориентир от дома по адресу: д. Руслановка, улица Российская, дом 23), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №5);
6) ориентировочно на расстоянии 1 800 метров южнее с. Азово (ориентир от дома по адресу: с. Азово, улица 40 лет ВЛКСМ, дом 55), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №7);
7) ориентировочно на расстоянии 2 500 метров северо-восточнее с. Звонарев Кут ориентир от дома по адресу: с. Звонарев Кут, улица Карла Маркса дом 2а), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №8);
8) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров севернее д. Кошкарево (ориентир от дома по адресу: д. Кошкарево, улица Молодежная дом 11), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №9);
9) ориентировочно на расстоянии 1 000 метров восточнее д. Гауф (ориентир от дома по адресу: д. Гауф, улица Октябрьская, дом 2а), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №10);
10) ориентировочно на расстоянии 3 800 метров северо-западнее с. Сосновка (ориентир от дома по адресу: с. Сосновка, улица Солнечная, дом 14), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №12);
11) ориентировочно на расстоянии 1 800 метров северо-восточнее д. Мирная Долина (ориентир от дома по адресу: д. Мирная Долина, улица Ворошилова, дом 2), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №13);
12) ориентировочно на расстоянии 600 метров северо-восточнее д. Пахомовка (ориентир от дома по адресу: д. Пахомовка, улица Дачная, дом 7), площадью 600 кв.м. (ветеринарно-санитарная карточка №15).
В удовлетворении исковых требований прокурора Азовского немецкого национального района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Правительству Омской области об обязании ликвидировать скотомогильники, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Азовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2023
Судья