Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-113/2024 от 28.05.2024

Судья Кайгородова О.В.

№21-113/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

26 июня 2024 г.

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Хорина А. В. на постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 30 января 2024 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 мая 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 30 января 2024 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, заместитель генерального директора Бюджетного учреждения Республики Карелия «Дирекция по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Республики Карелия» (далее - БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия») Хорин А.В. был подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Ссылаясь на отсутствие в рассматриваемом случае состава вменяемого деяния, в поданной в вышестоящий суд жалобе Хорин А.В. просит отменить решение судьи, принятое по итогам пересмотра постановления должностного лица, и прекратить производство по делу в связи с ошибочностью выводов субъектов административной юрисдикции о нарушении норм законодательства в затронутой сфере при проведении процедуры заключения государственного контракта с единственным поставщиком по приведенным в жалобе мотивам.

Заслушав объяснения защитника Макаровой В.В., поддержавшей доводы жалобы, должностного лица административного органа Пахоменко Р.В., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В ч.2 ст.7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Исходя из положений ч.1 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013
№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ), заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены законодателем в ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ.

В силу ч.2 ст.15 Федерального закона от 08.03.2022 №46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действовавшей до 25 декабря 2023 г., в период до 31 декабря 2023 г. включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.

В соответствии с названной выше правовой нормой 18 марта 2022 г. Правительством Республики Карелия было принято Постановление №144-П «Об установлении случаев осуществления в 2022 и 2023 годах закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд Республики Карелия и порядка их осуществления» (далее - Постановление №144-П).

Пунктом 1 Постановления №144-П установлено, что по 31 декабря 2023 г. включительно в дополнение к случаям, предусмотренным ч.1 ст.93 Федерального закона №44-ФЗ, заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Карелия у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного распоряжением Правительства Республики Карелия, изданным в соответствии с настоящим постановлением.

Согласно п.2 Постановления №144-П распоряжение Правительства Республики Карелия, предусмотренное п.1 настоящего постановления, подготавливается в следующих случаях: а) протокол заседания межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), одобренный решением штаба при Главе Республики Карелия по повышению устойчивости социально-экономического развития Республики Карелия в условиях санкций, содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Карелия;

б) протокол заседания межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), одобренный решением штаба при Главе Республики Карелия по повышению устойчивости социально-экономического развития Республики Карелия в условиях санкций, содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения нужд Республики Карелия, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В распоряжении Правительства Республики Карелия, предусмотренном п.1 настоящего постановления, указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Федеральным законом требование обеспечения исполнения контракта (п.3 Постановления №144-П).

В силу п.4 Постановления №144-П проект распоряжения Правительства Республики Карелия об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Республики Карелия вносится в Правительство Республики Карелия в случаях, предусмотренных подп.«а»-«в» п.2 настоящего постановления, в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2010 №318-П «О Регламенте Правительства Республики Карелия».

Проект распоряжения Правительства Республики Карелия об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Республики Карелия в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б» п.2 настоящего постановления, до внесения в Правительство Республики Карелия подлежит обязательному согласованию с Министерством экономического развития Республики Карелия и Министерством финансов Республики Карелия.

Проект распоряжения Правительства Республики Карелия об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Республики Карелия в случаях, предусмотренных подпунктами «а», «б» п.2 настоящего постановления, согласованный в порядке, установленном настоящим пунктом, направляется исполнительным органом Республики Карелия, подготовившим указанный проект, на рассмотрение межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением обращения, указанного в Положении о межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденном настоящим постановлением.

В соответствии с п.4 Положения о межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденного постановлением Правительства РК №144-П от 18.03.2022, обращение исполнительного органа направляется в межведомственную комиссию при нецелесообразности осуществления закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Требования к содержанию обращения исполнительного органа установлены в п.5 Положения о межведомственной комиссии.

К обращению исполнительного органа прилагается проект распоряжения Правительства Республики Карелия об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Республики Карелия, согласованный в установленном порядке. По итогам рассмотрения обращения исполнительного органа межведомственной комиссией может быть принято, в том числе, решение об определении единственного источника или конкретной закупки, которая может быть осуществлена заказчиком у единственного источника (пп.8, 15 Положения о межведомственной комиссии).

Согласно п.5 Постановления №144-П при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением заказчик не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, направляет в исполнительный орган Республики Карелия, уполномоченный на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Карелия, уведомление о закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.

В силу ч.2.2 ст.96 Федерального закона №44-ФЗ, регламентирующей обеспечение исполнения контракта, заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч.4 ст.33 настоящего Федерального закона.

В силу положений ч.1 ст.766 Гражданского кодекса РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать, среди прочего, условия о способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Исследование материалов настоящего дела показало, что 20 октября 2023 г. Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в установленном подп.«а» п.2 Постановления №144-П порядке в Правительство Республики Карелия было направлено обращение заказчика БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия» о целесообразности осуществления закупки у единственного поставщика в лице ООО «Девелопмент Групп» на выполнение работ по объекту «Создание Визит-центра музея «Беломорские петроглифы».

До подачи обращения проект распоряжения Правительства Республики Карелия получил необходимое согласование Министерства экономического развития Республики Карелия и Министерства финансов Республики Карелия (письма от 17 октября и 20 октября 2023 г. соответственно).

По результатам рассмотрения 23 октября 2023 г. данного обращения межведомственной комиссией при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принято решение о возможности осуществления закупки у единственного поставщика ООО «Девелопмент Групп», которое одобрено решением штаба при Главе Республики Карелия по повышению устойчивости социально-экономического развития Республики Карелия в условиях санкций.

На основании распоряжения Правительства РК от 07 ноября 2023 г. №1204р-П ООО «Девелопмент Групп» было определено единственным исполнителем осуществляемой БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия» закупки работ по объекту «Создание Визит-центра музея «Беломорские петроглифы».

16 ноября 2023 г. БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия» с учетом распоряжения Правительства Республики Карелия от 07 ноября 2023 г. №1204р-П был заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта «Создание Визит-центра музея «Беломорские петроглифы» с единственным поставщиком ООО «Девелопмент Групп», подписанный со стороны заказчика заместителем генерального директора Хориным А.В.

В дальнейшем в предусмотренном п.5 Постановления №144-П порядке БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия» в адрес Министерства финансов Республики Карелия направлено уведомление от 17 ноября 2023 г. №4105/ДС-и о заключении государственного контракта с приложением копии такого документа.

Также установлено, что при изучении названного уведомления выявлено, что государственный контракт заключен на условиях, касающихся размера обеспечения исполнения гарантийных обязательств, отличных от согласованных в проекте контракта Министерством финансов Республики Карелия и направленных для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Так, в п.16.9 проекта государственного контракта, согласованного межведомственной комиссией при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обеспечение исполнения гарантийных обязательств определено в размере 1% от цены контракта, что составляет 4298670,33 рублей, однако в п.16.9 заключенного контракта от 16 ноября 2023 г. в качестве такого условия значится 0,01% от цены контракта (42986,70 рублей).

В связи с обнаружением факта нарушения ч.1 ст.24 Федерального закона №44-ФЗ и подп.«б» п.2 Постановления №144-П в отношении заместителя генерального директора БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия» ХоринаА.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, и постановлением уполномоченного должностного лица от 30 января 2024 г. он признан виновным в совершении вменяемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

При принятии оспариваемых актов надлежащим образом установлены все необходимые обстоятельства, входящие в предмет доказывания по настоящему делу об административном правонарушении применительно к заложенной в ч.2 ст.7.29 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на Хорина А.В. должностным обязанностям и сфере специального нормативного регулирования, формального подхода при разрешении дела не установлено.

С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица, являются относимыми, допустимыми и достаточными для установления содеянного, и им дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Обстоятельств проявления в сложившейся ситуации Хориным А.В. при исполнении своих служебных обязанностей внимательности, осмотрительности и предупредительности в той должной степени, которая требовалась для предотвращения выявленного правонарушения, не установлено.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Доводы жалобы заявителя об отсутствии в распоряжении Правительства Республики Карелия от 07 ноября 2023 г. №1204р-П условий относительно размера обеспечения исполнения гарантийных обязательств и порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по контракту не свидетельствуют о наличии правовой возможности для изменения иных, не отраженных в данном акте условий, так как п.3 Постановления №144-П предусмотрены требования к содержанию такого распоряжения, в соответствии с которыми и был принят соответствующий документ.

Отсутствие в п.8 Положения о межведомственной комиссии требования о представлении в целях рассмотрения обращения проекта государственного контракта факт наличия в действиях руководящего лица заказчика состава инкриминируемого деяния не опровергает, поскольку проект распоряжения Правительства Республики Карелия в соответствии с п.4 Постановления №144-П был согласован Министерством экономического развития Республики Карелия и Министерством финансов Республики Карелия (листы дела 94, 95), в ходе которого данными ведомствами исследовалось, в том числе, содержание проекта государственного контракта.

Проект контракта направлялся членам межведомственной комиссии при Правительстве Республики Карелия по согласованию осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при назначении обращения заказчика к рассмотрению (лист дела 103), и во исполнение п.5 Постановления №144-П копия государственного контракта была представлена в Министерство финансов Республики Карелия вместе с соответствующим уведомлением.

Таким образом, при разрешении дела субъекты административной юрисдикции пришли к правильным выводам о том, что, поскольку вопреки отсутствию правовых оснований 16 ноября 2023 г. заказчиком был заключен государственный контракт с единственным поставщиком на условиях, отличных от согласованных Правительством Республики Карелия и межведомственной комиссией, действия заместителя генерального директора БУ РК «Дирекция по строительству Республики Карелия» подпадают под состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Ссылка защитника на содержание письма Министерства финансов Российской Федерации от 17 июня 2022 г. №24-06-07/57868 отмену принятых по делу актов не влечет, так как установленные по данному делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что рассматриваемая закупка должна была быть проведена заказчиком конкурентным способом без использования предусмотренного законодательством допустимого исключения.

На основании изложенного постановление должностного лица и решение судьи надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя Министра финансов Республики Карелия от 30 января 2024 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 мая 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Хорина А. В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (190195, г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья Н.А.Колбасова

21-113/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Хорин Андрей Викторович
Другие
Макарова Виктория Витальевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

ст.7.29 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--kar.sudrf.ru
29.05.2024Материалы переданы в производство судье
26.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2024Дело оформлено
02.07.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее