Дело №12-41/2024
63RS0039-01-2024-000086-13
РЕШЕНИЕ
4 марта 2023г. г.Самара
Судья Ленинского районного суда г. Самары Иванова А.И., рассмотрев жалобу Фоминой Инны Михайловны на определение заместителя прокурора г.о. Самара от 20.06.2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Определением заместителя прокурора города Самары от 20.06.2023 Алексеевой О.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самара в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с данным определением, Фомина И.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить определение заместителя прокурора г.о. Самара от 20.06.2023 года, указав, что при вынесении определения не установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение по делу, поскольку ответ на обращение от Департамента управления имуществом г.о. Самара является нечитаемым, нарочно ответ ей получен не был. Просит восстановить срок обжалования указанного определения, ссылаясь на то, что срок пропущен по не зависящим от заявителя причинам.
В судебном заседании Фомина И.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Помощник прокурора г.Самары в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, полагая определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 20.06.2023 законным и обоснованным.
Суд, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.
Жалоба поступила в суд с ходатайством о восстановлении срока обжалования. Суд полагает, что приведенные в обоснование причин пропуска срока обжалования доводы свидетельствуют об уважительности таких причин и полагает необходимым восстановить срок на обжалование, рассмотреть жалобу по существу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса) являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.4 КоАП РФ прокурором возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 названного Кодекса, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Право заинтересованного лица на обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении закреплено в части 4 статьи 30.1 КоАП РФ. Согласно названной норме закона, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела 27.04.2023 года за вх. № 15-01-22/3371 в Департамент управления имуществом г.о. Самара поступило обращение Фоминой И.М. по вопросу предоставления жилья.
Указанное обращение Департаментом управления имуществом г.о. Самара рассмотрено, на указанный в обращении адрес электронной почты Фоминой И.М. 16.05.2023 года направлен ответ. 22.05.2023 года ответ продублирован, и получен Фоминой И.М. нарочно, что подтверждается ее подписью.
Посчитав, что при рассмотрении ее обращений Департаментом управления имуществом г.о. Самара допущено нарушение Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Фомина И.М. обратилась в прокуратуру г.Самара с обращениями о нарушении порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами Департамента и привлечения их к административной ответственности.
Определением заместителя прокурора города Самары Алексеевой О.В. от 20.06.2023 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самара отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Определение мотивированно тем, что обращение Фоминой И.М. рассмотрено должностным лицом Департамента управления имуществом г.о. Самара в полном объеме и в установленные законодательством сроки ей дан ответ.
Оснований не согласиться с процессуальным решением должностного лица прокуратуры не имеется, выводы, изложенные в нем, сделаны с учетом положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 1 статьи 4 названного Закона обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона №59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Федерального закона №59-ФЗ).
В пунктах 1, 4 части 1 статьи 10 данного Закона закреплено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного Кодекса, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа данных норм и вышеприведенных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 названного кодекса обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, по сообщению, заявлению физического или юридического лица выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Установлено, что 27.04.2023 года за вх. № 15-01-22/3371 в Департамент управления имуществом г.о. Самара поступило обращение Фоминой И.М. по вопросу предоставления жилья.
Указанное обращение Департаментом управления имуществом г.о. Самара рассмотрено, на указанный в обращении адрес электронной почты Фоминой И.М. 16.05.2023 года направлен ответ. 22.05.2023 года ответ продублирован, и получен Фоминой И.М. нарочно, что подтверждается ее подписью.
Привлечение должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.63 КоАП РФ подразумевает случаи нарушения порядка оказания государственных и муниципальных услуг.
Поскольку в рассматриваемом случае по результатам проверки доводов заявителя прокуратурой установлено, что должностными лицами Департамента управления имуществом г.о. Самара обращение Фоминой И.М. рассмотрено, по результатам рассмотрения принято решение, о чем в установленный действующим законодательством срок уведомлен заявитель, основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самара отсутствовали.
Представленные прокуратурой материалы свидетельствует о том, что ответ, направленный Фоминой И.М. должностным лицом нельзя признать нечитаемым. Распечатка представленная прокуратурой предоставляет возможность ознакомления с текстом ответа. Также суд учитывает, что ответ был направлен Фоминой посредством электронной почты, с вложением файла, содержащего текста ответа, что позволяет ознакомиться с его содержанием различными способами.
Жалоба Фоминой И.М. не содержит доводов, влекущих отмену или изменение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Фоминой И.М. срок на обжалование определения заместителя прокурора города Самары Алексеевой О.В. от 20.06.2023 года.
Определение заместителя прокурора города Самары Алексеевой О.В. от 20.06.2023 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц Департамента управления имуществом г.о. Самара - оставить без изменения, жалобу Фоминой И.М. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня получения (вручения) копии решения.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья