УИД 91RS0023-01-2023-000429-86
Дело № 2-509/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 2 августа 2023 года.
Мотивированное решение изготовлено 2 августа 2023 года.
2 августа 2023 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.
при секретаре - Кирильчук Е.А.
с участием представителя процессуального истца - Жаплова Е.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Прокурора Черноморского района Республики Крым, в защиту прав и законных интересов многодетной семьи Бантуш Светланы Сергеевны, к Администрации Черноморского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, о восстановлении в списке граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, о возложении обязанности выполнить действия, связанные с предоставлением бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черноморского района Республики Крым Шестаков С.В., в защиту прав и законных интересов многодетной семьи Бантуш Светланы Сергеевны, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Черноморского района Республики Крым о возложении обязанности выполнить действия, связанные с предоставлением бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Черноморского района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении многодетных семей земельными участками. Бантуш С.С. состояла в очереди на предоставление земельного участка для ИЖС, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с 2015 года в качестве многодетной матери. Семья Бантуш С.С. является многодетной и состоят из: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Бантуш С.С. исключена из списка граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, в связи с наличием у нее в общей долевой собственности 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с тем, проверкой установлено, что по состоянию на 25.04.2023 Бантуш С.С. и её дети не имеют иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не отчуждали соответствующий земельный участок. Бантуш С.С. проживает по вышеуказанному адресу вместе со своей семьей, иного жилья у них нет. С учетом уточнённых исковых требований, принятых Определением суда ДД.ММ.ГГГГ, просит восстановить Бантуш С.С. в списке граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, как отдельную (льготную) категория граждан; обязать администрацию Черноморского района Республики Крым после вступления решения суда в законную силу, в соответствии с нормами ст. 6 Закона № 66-ЗРК, самостоятельно в течение 6 месяцев подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сообщить Бантуш Светлане Сергеевне о возможности получения определенного земельного участка в 2-х месячный срок; обязать администрацию Черноморского района Республики Крым предоставить в собственность Бантуш Светлане Сергеевне земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых земельных отношений».
В судебном заседании представитель процессуального истца – Жаплов Е.Ю. поддержал уточненные исковые требования по основаниям указанным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика – администрации Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.
Представитель третьего лица - Администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, заявлений, возражений в суд не подавал.
Суд, считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституцией Российской Федерации предусмотрена государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7).
В соответствии с п. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
В соответствии с п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015), право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют совершеннолетние граждане Российской Федерации, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных, а также принятых под опеку (попечительство), за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а при обучении детей в общеобразовательных организациях по очной форме обучения - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Согласно ст. 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется однократно по выбору заявителя в собственность бесплатно или в аренду без проведения торгов при соблюдении условий, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 названной статьи.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015, земельные участки в соответствии с настоящей статьей предоставляются в порядке очередности. Порядок постановки заявителя в очередь на предоставление находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности земельного участка, снятия его с очереди, типовая форма заявления о постановке гражданина в очередь, а также перечень прилагаемых к заявлению документов определяются Советом министров Республики Крым.
Судом установлено, что на основании заявления от 29.05.2015 Бантуш С.С. поставлена в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подобного хозяйства в границах населенного пункта, в соответствии со ст.ст. 3-6 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015, как имеющая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под опекой или попечительством или переданных на воспитание по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, при условии совместного проживания заявителя и его детей (л.д. 51).
Как усматривается из приложенных к заявлению Бантуш С.С. от 29.05.2015 документов, Бантуш Светлана Сергеевна соответствует требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», так как принадлежит к числу лиц, воспитывающих четырех детей, а именно: сына – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (на момент подачи заявления – 17 лет), сына – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается Свидетельствами о рождении детей, а также Удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52-57).
Судом установлено, что Бантуш С.С. исключена из списка граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, как отдельная (льготная) категория граждан на основании ст. 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», в связи с тем, что согласно Выписке из ЕГРН от 28.07.2022, гражданке Бантуш С.С. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Кроме этого, согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым наличие земельного участка пригодного для строительства жилого дома, является противоречием требования п. 2 ст. 5 Закона от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015, что подтверждается ответом <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 50).
Согласно п. 3.3 Постановления Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 № 41 (ред. от 15.11.2022) «Об утверждении Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности», гражданин, стоящий в очереди, подлежит исключению из Списка на основании решения уполномоченного органа в следующих случаях:
1) утраты им оснований, дающих право в соответствии с Законом на получение земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, бесплатно в собственность (аренду), в том числе:
- выявления оснований для отказа в получении земельного участка в соответствии с Законом;
- выявления факта регистрации по месту жительства в другом муниципальном районе, городском округе Республики Крым, другом субъекте Российской Федерации или за пределами Российской Федерации;
- получения жилого помещения на условиях социального найма;
2) выявления в представленных им документах недостоверных сведений, послуживших основанием для включения в Список;
3) выявления отсутствия оснований для включения в Список;
4) отсутствия согласия на получение предложенного земельного участка, в случае если вид разрешенного использования земельного участка соответствует виду разрешенного использования, указанному в Заявлении;
5) смерти либо признания его безвестно отсутствующим или умершим;
6) обращения заявителя в уполномоченный орган с заявлением об исключении из Списка;
7) при наличии его включенным в несколько Списков.
В ответе Администрации Черноморского района Республики Крым от 26.08.2022 № 2495/02-32, Бантуш С.С. исключена из списков из списка граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, как отдельная (льготная) категория граждан на основании ст. 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 5 одним из условий предоставления земельных участков, является отсутствие у гражданина, его супруга(и) и несовершеннолетних детей иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, и в отношении указанных граждан не принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также не отчуждали соответствующий земельный участок.
Судом установлено, что Бантуш С.С. является собственником 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1200 кв.м. и 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 54109 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, выданному ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из ЕГРН (л.д. 14-15, 24-27).
Судом установлено, что Администрация Черноморского района Республики Крым за исх. от ДД.ММ.ГГГГ № уведомила Бантуш С.С. о возможности предоставления земельного участка в собственность (аренду) для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>, как гражданина льготной категории, состоящего в очереди на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности; предполагаемые к предоставлению земельные участки расположены на территории <адрес> Республики Крым, Межводненское сельское поселение, <адрес>; просили сообщить в адрес администрации <адрес> о согласии (несогласии) предоставления земельного участка на территории вышеуказанного сельского поселения.
Суду не предоставлены доказательства того, что Бантуш С.С. направляла в адрес администрации Черноморского района заявление о несогласии предоставления земельного участка.
Вместе с тем, суду не предоставлены доказательства наличия у Бантуш С.С. и её детей иного земельного участка, пригодного для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд Также не представлено доказательств, что в отношении Бантуш С.С. и ее детей принималось решение о предоставлении (передаче) земельного участка для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд и решение, в соответствии с которым возможно завершение оформления права на земельный участок для строительства жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также доказательств отчуждения соответствующего земельного участка.
Кроме того, суду не представлены доказательства исключения Бантуш С.С. из списка получателей земельных участков, а именно решения уполномоченного органа об исключении гражданина из Списка, принятого на основании решения Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым.
Судом установлено, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Бантуш С.С. поставлена в очередь на предоставление земельного участка в собственность (аренду) для индивидуального жилищного строительства на территории Черноморского района (л.д. 59).
Как усматривается из приложенных к заявлению Бантуш С.С. от 29.05.2015 документов, Бантуш С.С. соответствует требованиям статей 4, 5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», так как принадлежит к числу лиц, воспитывающих трех и более детей (л.д. 52).
Полномочия по подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, соответствующего муниципального образования в соответствии со ст. 11.10, ст. 39.2 ЗК РФ, ст. 43, ст. 45 ГрК РФ, п. 2 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 № 44 (далее - Порядок) возложены на орган местного самоуправления.
Подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории в силу пп. 4, 5 Порядка осуществляется на основании градостроительной документации, в т. ч. генерального плана населенных пунктов.
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 66-ЗРК на основании утвержденной схемы расположения земельных участков до 1 января 2025 года земельные участки могут образовываться без ограничений, предусмотренных федеральными законами.
На основании вышеизложенного у уполномоченного органа местного самоуправления с момента утверждения указанных градостроительных документов возникла обязанность самостоятельно осуществить выбор земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, из которых возможно образование земельных участков для предоставления гражданам, и (или) подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или проект межевания территории, а также сообщить заявителю Бантуш С.С. о возможности получения определенного земельного участка.
Доказательств, подтверждающих выполнение вышеуказанных действий уполномоченным органом местного самоуправления, в разумные сроки, суду не предоставлено.
Наличие в собственности у Бантуш С.С. 1/5 доли земельных участков площадью 54109 кв.м., и 1200 кв.м., вид разрешенного использования: приусадебный участок личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, полученных в порядке наследования, не является основанием для не предоставления земельного участка Бантуш С.С., как гражданину льготной категории, состоящей в очереди на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, так как право на получение земельного участка возникло у Бантуш С.С., как у матери воспитывающей трех и более детей до 18 лет, до получения ею наследства в виде доли земельного участка; фактически заявление Бантуш С.С. от 29.05.2015 рассмотрено на заседании постоянно действующей комиссии по землеустройству муниципального образования Черноморский район – 23.08.2023, т.е. по истечению восьми лет.
Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений, предусмотренных федеральным законодательством.
На основании вышеизложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, Прокурора Черноморского района Республики Крым, в защиту прав и законных интересов многодетной семьи Бантуш Светланы Сергеевны, к Администрации Черноморского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, о восстановлении в списке граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, о возложении обязанности выполнить действия, связанные с предоставлением бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, удовлетворить.
Восстановить Бантуш Светлану Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списке граждан на получение земельного участка бесплатно в собственность, как отдельную (льготную) категорию граждан.
Обязать администрацию Черноморского района Республики Крым после вступления решения суда в законную силу в соответствии с нормами ст. 6 Закона № 66-ЗРК самостоятельно в течение 6 месяцев подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сообщить Бантуш Светлане Сергеевне о возможности получения определенного земельного участка в 2-х месячный срок.
Обязать администрацию Черноморского района Республики Крым предоставить в собственность Бантуш Светлане Сергеевне земельный участок для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования Окуневское сельское поселение Черноморского района Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых земельных отношений».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.П. Ильичева