УИД 62RS0030-01-2024-000099-88
Дело №2-117/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шацк 19 марта 2024 года
Шацкий районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Колмаковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Ефремовой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Шацкого района Рязанской области Корнеевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Шацкого района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры « Муниципальный культурный центр» муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шацкого района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Муниципальный культурный центр» муниципального образования- Шацкий муниципальный район Рязанской области о понуждении к совершению действий, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой Шацкого района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами законодательства при выполнении мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Муниципальном бюджетном учреждении культуры «Муниципальный культурный центр» муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области (далее - МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области), по месту осуществления деятельности филиала – Лесно-Конобеевского сельского дома культуры (ГРН 2126225021020 от 26.09.2012), расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, с.Лесное-Конобеево, пл.Советская, зд.24, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства на здании Лесно-Конобеевского сельского дома культуры - филиала МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, с.Лесное-Конобеево, пл.Советская, зд.24, при входе отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом.
На основании изложенного прокурор Шацкого района Рязанской области просит в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать ответчика по месту осуществления деятельности филиала- Лесно-Конобеевского сельского дома культуры, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, с.Лесное-Конобеево, пл.Советская, зд.24, устранить нарушения требований действующего законодательства, в том числе о социальной защите инвалидов, путем размещения при входе в учреждение культуры наружного вызывного устройства.
В судебном заседании помощник прокурора Шацкого района Рязанской области Корнеева К.В. поддержала заявленные исковые требования по доводам и основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ответчик – МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, от директора МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области ФИО3 в суд поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме, последствия признания иска известны и понятны, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо- администрация Муниципального образования – Шацкий муниципальный район Рязанской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суд не уведомило, о рассмотрении дела в отсутствие представителя или об отложении рассмотрения дела суд не просило.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования прокурора Шацкого района Рязанской области подлежат удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 2, ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч.1 ст.7, ч.2 ст.44 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федерального закона №181-ФЗ) определено, что социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченной жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона №181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в разработанном, в целях обеспечения требований федеральных законов от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительного кодекса Российской Федерации», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденном приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр (далее - СП 59.13330.2020).
Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020, требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
В соответствии с п. 6.1.1 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды.
Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.11.2015 №2800 утвержден «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» (далее - Порядок).
Порядок определяет правила оказания помощи инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению ими услуг в сфере культуры наравне с другими лицами, а также обеспечения доступности для инвалидов: объектов (административных зданий, строений, сооружений и помещений) (далее - объекты) Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, федеральных государственных унитарных и казенных предприятий, федеральных государственных бюджетных учреждений культуры - театров, концертных организаций, кинотеатров, цирков, культурно-досуговых (культурно-просветительских) и других организаций, осуществляющих деятельность по активному участию инвалидов в культурной жизни (как создателей произведений культуры или участников самодеятельного художественного и культурного творчества) (далее - организации культуры); культурных ценностей и благ, услуг в сфере культуры, предоставляемых организациями культуры.
Согласно п.4 Порядка руководителями организаций культуры в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов: возможность беспрепятственного входа в указанные объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по объекту в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с использованием помощи персонала, предоставляющего услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, мнемосхем, рельефных стрелок и надписей, выполненных рельефно-точечным шрифтом, а также сменного кресла-коляски; возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости, с помощью персонала объекта; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, при передвижении по территории объекта; проведение инструктажа сотрудников, осуществляющих первичный контакт с получателями услуги, по вопросам ознакомления инвалидов с размещением и планировкой помещений, последовательностью действий и маршрутом передвижения при получении услуги; содействие инвалиду при входе в здание и выходе из него, информирование его о доступных маршрутах общественного транспорта.
Судом установлено, что на здании Лесно-Конобеевского сельского дома культуры - филиала МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области, расположенного по адресу: Рязанская область, Шацкий район, с.Лесное-Конобеево, пл.Советская, зд.24, при входе отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом.
Как следует из справки о результатах проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов от 01.02.2024, представления прокуратуры Шацкого района Рязанской области об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, вынесенного 05.02.2024 в адрес директора МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области ФИО3, ответа на представление и объяснения директора МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области ФИО3, здание Лесно-Конобеевского сельского дома культуры не оборудовано наружными вызывными устройствами для инвалидов.
Согласно пояснениям директора МБУК «Муниципальный культурный центр» МО-Шацкий муниципальный район Рязанской области ФИО3 от 05.02.2024, указанное оборудование не было приобретено, так как данное учреждение культуры инвалиды не посещают. Для устранения данного нарушения необходимо не менее 6 месяцев с учетом приобретения и установки.
Между тем, администрация учреждения культуры призвана оказывать услуги социальной направленности не только гражданам, постоянно проживающим на территории Шацкого муниципального района, но и всем пребывающим на территорию района гражданам. Оборудование учреждения наружными вызывными устройствами представляет собой меру, обеспечивающую удовлетворение их минимальных потребностей.
Неисполнение вышеуказанных требований закона является недопустимым, так как влечет за собой нарушение гарантированного Конституцией РФ права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, ущемляет права инвалидов, препятствует реализации государственной политики в сфере их социальной защиты.
В соответствии со ст., ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и его принятие судом.
В представленном в суд заявлении ответчик исковые требования признал в полном объёме, при этом последствия признания иска, предусмотренные ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ, ответчику известны, данное заявление приобщено судом к материалам дела в ходе судебного разбирательства по правилам ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ, что отражено в протоколе судебного заседания.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным принять признание иска ответчиком и вынести решение об удовлетворении исковых требований, поскольку признание иска ответчиком по делу не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
В соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 204 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом необходимости, связанной с исполнением решения, суд вправе установить срок исполнения решения.
Положения ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ об установлении в решении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, подлежат применению при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм.
На основании указанных норм права, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ « ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1076225000499) ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░░, ░░.24, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░