УИД: 76RS0015-01-2022-001744-28
Дело № 2-1529/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 сентября 2022 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Ленинского района города Ярославля обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о приведении автомобильной дороги в соответствие с требованиями государственных стандартов.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в части исполнения требований безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения, обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в части затрагивающей права и интересы учащихся образовательных учреждений.
В рамках проверки установлено, что Детский сад № 106 осуществляет деятельность в двух зданиях, в том числе, в здании, расположенном по адресу: город Ярославль, проспект Ленина, дом 68 "а". Согласно паспорту дорожной безопасности образовательной организации, маршрут движения воспитанников проходит, в том числе, через улицу Менжинского города Ярославль. Актом проверки улично-дорожной сети улицы Менжинского города Ярославля установлены многочисленные нарушения требований Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. №1245-ст, Национального стандарта ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. №1425-ст, при содержании автомобильной дороги.
Прокурор просил обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести спорную автомобильную дорогу в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, а именно:
- восстановить покрытие проезжей части улицы Менжинского города Ярославля на участке от дома 11 корпус 6 по улице Загородный сад города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- обеспечить разделение пешеходной и транспортной зоны на улице Менжинского города Ярославля на участке от улица Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- восстановить покрытие тротуара на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- установить стационарное электрическое освещение на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- устранить древесно-кустарниковую растительность на обочинах на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- восстановить бортовой камень на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- нанести горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТ, на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района города Ярославля Овсянникова А.А. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебном заседании не участвовал, неявка представителя ответчика, являющегося юридическим лицом, признана судом неуважительной. Ранее представитель ответчика по доверенности Буцылина А.В. в судебном заседании против удовлетворения требований в части восстановления покрытия тротуара, устранения древесно-кустарниковой растительности и восстановления бортового камня не возражала. Дополнительно пояснила, что решением Ленинского районного суда города Ярославля от 22 июня 2017 г. на ответчика уже возложена обязанность по приведению в соответствии с требованиями ГОСТ улично-дорожной сети по улице Менжинского в районе дома 11, дома 11 корпус 3 и 4 по улице Загородный сад. Указанный отрезок дороги располагается в непосредственной близости со спорным участком, работы по решению от 2017 г. уже ведутся.
Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославль в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв, согласно которому очередность проведения ремонта определяется Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля, до настоящего времени в адрес агентства технического задания и лимитов бюджетных обязательств на заключение договоров для ремонта спорного дорожного участка из департамента не поступало.
Представитель третьего лица Центра дорожного и технического надзора пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД России по городу Ярославль в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-892/2017, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка", органы исполнительной власти реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны их здоровья.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования обязана обеспечить безопасность дорожного движения в пределах муниципального образования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных, дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе, в целях поддержания безопасных условий такого движения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. №1245-ст устанавливаются требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Пункт 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Пункт 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что дорожная разметка не должна иметь дефектов.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2019 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 г. №1425-ст.
Требования и правила применения к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, установлены Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. №270-ст.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Пешеходные дорожки следуем устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут.
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.
В соответствии со статьями 6, 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ "О техническом регулировании" защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Таким образом, в данном случае требования ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан.
Согласно статье 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения "О Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля", утвержденного решением муниципалитета города Ярославля 06 июля 2007 г. №492, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения основными задачами является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В соответствии с возложенными на него задачами, при осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности к основным функциям Департамента отнесено обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели.
В настоящее время улица Менжинского города Ярославля вблизи муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 106" города Ярославля находится в опасном для дорожного движения состоянии, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью воспитанников школы, а также иных категорий граждан. А именно автомобильная дорога имеет следующие несоответствия, факт наличия которых не оспаривается ответчиком: отсутствует покрытие тротуара на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля, наличие древесно-кустарниковую растительность на обочинах на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля, разрушение бортового камня на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля, что подтверждается Актом проверки улицы Менжинского на участке от улицы Харитонова до улиц Воинова города Ярославля от 12 сентября 2022 г., составленного ГИБДД.
Доводы представителя ответчика о том, что по гражданскому делу №2-892/2017 рассмотрены требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести в соответствии с требованиями ГОСТ улично-дорожной сети по улице Менжинского суд находит несостоятельными. Решением Ленинского районного суда города Ярославля от 22 июня 2017 г. по делу №2-892/2017 на Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля возложена обязанность по приведению в соответствии с требованиями ГОСТ улицы Менжинского в районе дома 11, дома 11 корпуса 3 и 4 по улице Загородный сад, тогда как в рассматриваемом деле спорным является участок дороги по улице Менжинского на участке от дома №11 корпус 6 до улицы Загородный сад.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает, что выявленные нарушения могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровья пешеходов, в том числе несовершеннолетних, поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.
С учетом мнения прокурора, данным в судебном заседании, в соответствии со статьей 204 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения решения – 9 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Ленинского района города Ярославля (<данные изъяты>) в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (<данные изъяты>) в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу по улице Менжинского города Ярославля в соответствие с требованиями государственных стандартов ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, а именно:
- восстановить покрытие проезжей части улицы Менжинского города Ярославля на участке от дома 11 корпус 6 по улице Загородный сад города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- обеспечить разделение пешеходной и транспортной зоны на улице Менжинского города Ярославля на участке от улица Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- восстановить покрытие тротуара на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- установить стационарное электрическое освещение на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- устранить древесно-кустарниковую растительность на обочинах на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- восстановить бортовой камень на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля;
- нанести горизонтальную дорожную разметку, предусмотренную требованиями ГОСТ, на улице Менжинского города Ярославля на участке от улицы Харитонова города Ярославля до улицы Воинова города Ярославля.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья Ю.В. Куклева