№ 13-57/2019г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пос. Оленино 28ноября 2019 года
Оленинский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Филиппова А.В.,
при секретаре Пашковой Н.П.,
с участием помощника прокурора Оленинского района Тверской области НазаровойА.В.,
представителя администрации Оленинского района Тверской области Смирнова А.В.,
представителя Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» Ковалева А.А.,
представителя заинтересованного лица ООО «Полигон» Чабана Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявленияадминистрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене сторон исполнительных производств,
установил:
АдминистрацияОленинского района Тверской области и Оленинское муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство ЖКХ» (далее ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ»)обратились в суд с заявлениями о замене должников администрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» правопреемником ООО «Полигон» по исполнительным производствам, открытым начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области14 октября 2019 года, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором расположена свалка, обязанность, по приведению которой в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения решением Оленинского районного суда Тверской области от 28 июня 2018 года возложена на заявителя и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ», передан в государственную собственность Тверской области на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.12.2018 года №1118 и находится в аренде у ООО «Полигон».
В последующем администрацияОленинского района Тверской области уточнила требования и просила заменить должника – администрацию Оленинского района Тверской области на Министерствоприродных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон».
В судебном заседании представителизаявителей – администрацииОленинского района Тверской области Смирнов А.В. и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» Ковалев А.А. доводы заявленийс учетом их уточнения поддержали по изложенным в них основаниям. Дополнительно Смирнов А.В. пояснил, что материальный объект – земельныйучасток, на котором расположена свалка, находится в государственной собственности Тверской области. С учетом внесенных изменений постановлением Правительства Тверской области от 24.05.2019 N 195-пп в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на них, поэтому имеются все основания для правопреемства в соответствии со ст.44 ГПК РФ. Ковалев А.А. дополнительно пояснил, что частично нарушения были устранены, после перехода право собственности земельный участок в их пользовании не находился, больше никакие работы не производили, полагает, что это должно делать ООО «Полигон».
Представитель заинтересованного лица ООО «Полигон» Чабан Р.М. в судебном заседании и в своих возражениях возражал против удовлетворения заявлений,указывая на то, что общество не является правопреемником ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» и администрации Оленинского района, так как к обществу не переходили от них какие-либо права и обязанности. Общество не занимается деятельностью по сбору и перевозке отходов, а также их дальнейшим приемом и размещением. Основным и единственным перевозчиком ТКО в Тверской области является региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство», с которым у общества заключен договор. Хозяйственную деятельность на данном объекте осуществляет именно «Спецавтохозяйство ЖКХ», с которым общество заключило договор на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов, по которому «Спецавтохозяйство ЖКХ» обязано круглосуточно осуществлять прием и размещение отходов, а также ежедневно обеспечивать содержание и техническое обслуживание объекта. Заявления должников о замене сторон исполнительного производства необоснованны, в связи с чем просит в удовлетворении заявлений отказать.
Старший судебный пристав ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованные лица Правительство Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области,Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО «Тверьспецавтохозяйство» о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в суд не направили.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в своем отзыве просило рассмотреть заявления в отсутствие их представителя, при этом указало, что Министерство не наделено полномочиями по владению, содержанию и фактическому использованию государственной собственности Тверской области, на Министерство не возложено полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также оно не отвечает по обязательствам и не несет ответственности за действия ООО «Полигон».
Правительство Тверской области в своем ходатайстве просило рассмотреть заявление в отсутствие их представителя, при этом указало, что против удовлетворения требований заявителя не возражают, при условии замены должников по исполнительному производству исключительно на ООО «Полигон».
ООО «Тверьспецавтохозяйство» в своем отзыве, ссылаясь на законодательство об отходах производства и потребления, положения Гражданского кодекса РФ в части аренды имущества,считает, что заявление о замене стороны в исполнительном производстве подлежит удовлетворению.
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в своих возражениях просило в удовлетворении заявлений администрации Оленинского района и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене стороны в исполнительном производстве отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды",Законом Тверской области от 11.05.2018 года№20-ЗО, в том числе на дату рассмотрения дела, обязанность по организации сбора (в том числе раздельного сбора), вывоза, утилизациии переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Обязанность по надлежащему содержанию свалки возникла с даты ее образования, а не с даты передачи земельного участка в государственную собственность Тверской области. Задачей по реализации государственных полномочий в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Министерство было наделено только 26.04.2019 года. Таким образом, Министерство не является правопреемником администрации Оленинского района. Кроме того, в соответствии с договором, заключенным между ООО «Полигон» и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ», деятельность по сбору и перевозке отходов, а также их дальнейший прием и размещение осуществляет ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ».
Помощник прокурора Назарова А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявлений, указывая на то, что в связи с внесением измененийв федеральноеи региональное законодательство в части обращения с отходами, а также со сменой собственника земельного участка, на котором расположена свалка, наличия договорных отношений, замена сторон будет обоснованной.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Оленинского районного суда Тверской области от 28июня 2018 года исковые требования прокурораОленинского района Тверской области кОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» иадминистрации Оленинского района Тверской области об обязании организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияудовлетворены.На администрацию Оленинского района Тверской области и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» возложена обязанность в срок до 1 октября 2019 года организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства, в том числе устранить нарушения требований СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 1.1.1058-01 при эксплуатации свалки, расположенной в 1-ом км.юго-восточнее д. Тереховка Гришинского сельского поселения Оленинского района Тверской области, а именно провести функциональное зонирование земельного участка, на котором расположена свалка; осуществить послойное уплотнение твердых отходов; оборудовать свалку локальными очистными сооружениями, системой нагорных канав, дождевой канализацией, дренажной системой; принять меры к осуществлению на постоянной основе производственного контроля, в том числе лабораторного.
Для принудительного исполнения вышеуказанного решения прокурору Оленинского района Тверской области был выдан исполнительный лист.
Постановленияминачальника отдела – старшим судебным приставом ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области 14 октября 2019 года в отношении должников администрации Оленинского района Тверской области иОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ»возбуждены исполнительные производства №35273/19/69021-ИП, №35271/19/69021-ИП.
В суде установлено, что до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены в полном объеме, исполнительное производство не прекращено.
В соответствии со ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
Аналогичные положения закреплены в ст.52 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" а именно: в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.12.2018 года №1118 земельный участок, находившийся в муниципальной собственности Оленинского района Тверской области, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назанчения с кадастровым номером 69:23:00000:60 площадью 40000 кв.м., расположенный по адресу: Тверская область, Оленинский район, городское поселение п. Оленино, вблизи д. Тереховка передан в государственную собственность Тверской области, что подтверждается актом №1 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 9 января 2019 года, копией выписки из ЕГРН на 17 апреля 2019 года.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.05.2019 N 195-пп "О совершенствовании государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления" определено, что функции Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в части полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, передаются Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области.
В соответствии с п.15Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство осуществляет, в частности организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.п. «е» п.7 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области, утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 02.08.2018 N 223-пп основными функциями регионального оператора являются, в частности создание условий для накопления, сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.
1 января 2019 года региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство» и оператор ООО «Полигон» заключили договор, согласно которому региональный оператор передает ТКО и оплачивает, а оператор в соответствии с технологическим регламентом и действующим законодательством принимает на себя обязательство по сбору, обработке и размещению (хранению и/или захоронению) ТКО.
В соответствии с ранее заключенным договором аренды между Комитетом по управлению имуществом Оленинского района и ООО «Полигон», ООО «Полигон» является арендатором вышеуказанного земельного участка с видом разрешенного использования: для организации общепоселковой свалки.
Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ ООО «Полигон»,основным направлением деятельности общества, в том числе является удаление, размещение, и обработка твердых отходов, сбор и обработка прочих отходов, общество имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким, образом, поскольку в настоящее время собственником имущества в спорных правоотношениях является Тверская область, обязанность по осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской областив соответствии с законом и вышеуказанными правовыми актами органов государственной власти Тверской области, договорами между ответственными субъектами возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон», то есть вустановленных решением суда правоотношениях произошла перемена лиц в обязательстве, то имеются основания для замены в исполнительном производстве сторон должников администрации Оленинского района Тверской области и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон».
С учетом изложенного доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон» о том, что они не являются правопреемниками настоящих должников, несостоятельны.
После внесенных изменений Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивших в силу с 1 января 2019 года, действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления по осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальнымиотходами в прежнем объеме, в том числе, в котором определено решением суда на момент его вынесения.
Законом Тверской области от 11.05.2018 N 20-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов" такими полномочиями органы местного самоуправления были наделены с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Не возникает такой обязанности у ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» и по договору, заключенномусООО «Полигон», предметом которого является лишь оказание услуг ООО «Полигон» по осуществлению обществом обязанности, возникшей в силу принятых правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления и договора с региональным оператором.
При таких обстоятельствах заявленияадминистрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене стороны исполнительного производства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.44 ГПК РФ, суд
определил:
Заявления администрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене сторон исполнительных производствудовлетворить.
Произвести замену должника администрации Оленинского района Тверской области в исполнительном производстве №35273/19/69021-ИП на стадии исполнения решения Оленинского районного суда Тверской области от 28июня 2018 года на правопреемника – Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Произвести замену должника Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» в исполнительном производстве №35271/19/69021-ИПна стадии исполнения решения Оленинского районного суда Тверской области от 28июня 2018 года на правопреемника – ООО «Полигон».
На определение может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Оленинский районный суд Тверской области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий А.В. Филиппов
№ 13-57/2019г.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
пос. Оленино 28ноября 2019 года
Оленинский районный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Филиппова А.В.,
при секретаре Пашковой Н.П.,
с участием помощника прокурора Оленинского района Тверской области НазаровойА.В.,
представителя администрации Оленинского района Тверской области Смирнова А.В.,
представителя Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» Ковалева А.А.,
представителя заинтересованного лица ООО «Полигон» Чабана Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявленияадминистрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене сторон исполнительных производств,
установил:
АдминистрацияОленинского района Тверской области и Оленинское муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство ЖКХ» (далее ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ»)обратились в суд с заявлениями о замене должников администрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» правопреемником ООО «Полигон» по исполнительным производствам, открытым начальником отдела – старшим судебным приставом ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области14 октября 2019 года, ссылаясь на то, что земельный участок, на котором расположена свалка, обязанность, по приведению которой в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическим благополучии населения решением Оленинского районного суда Тверской области от 28 июня 2018 года возложена на заявителя и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ», передан в государственную собственность Тверской области на основании распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.12.2018 года №1118 и находится в аренде у ООО «Полигон».
В последующем администрацияОленинского района Тверской области уточнила требования и просила заменить должника – администрацию Оленинского района Тверской области на Министерствоприродных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон».
В судебном заседании представителизаявителей – администрацииОленинского района Тверской области Смирнов А.В. и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» Ковалев А.А. доводы заявленийс учетом их уточнения поддержали по изложенным в них основаниям. Дополнительно Смирнов А.В. пояснил, что материальный объект – земельныйучасток, на котором расположена свалка, находится в государственной собственности Тверской области. С учетом внесенных изменений постановлением Правительства Тверской области от 24.05.2019 N 195-пп в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области обязанность по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на них, поэтому имеются все основания для правопреемства в соответствии со ст.44 ГПК РФ. Ковалев А.А. дополнительно пояснил, что частично нарушения были устранены, после перехода право собственности земельный участок в их пользовании не находился, больше никакие работы не производили, полагает, что это должно делать ООО «Полигон».
Представитель заинтересованного лица ООО «Полигон» Чабан Р.М. в судебном заседании и в своих возражениях возражал против удовлетворения заявлений,указывая на то, что общество не является правопреемником ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» и администрации Оленинского района, так как к обществу не переходили от них какие-либо права и обязанности. Общество не занимается деятельностью по сбору и перевозке отходов, а также их дальнейшим приемом и размещением. Основным и единственным перевозчиком ТКО в Тверской области является региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство», с которым у общества заключен договор. Хозяйственную деятельность на данном объекте осуществляет именно «Спецавтохозяйство ЖКХ», с которым общество заключило договор на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов, по которому «Спецавтохозяйство ЖКХ» обязано круглосуточно осуществлять прием и размещение отходов, а также ежедневно обеспечивать содержание и техническое обслуживание объекта. Заявления должников о замене сторон исполнительного производства необоснованны, в связи с чем просит в удовлетворении заявлений отказать.
Старший судебный пристав ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованные лица Правительство Тверской области, Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области,Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, ООО «Тверьспецавтохозяйство» о времени и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в суд не направили.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в своем отзыве просило рассмотреть заявления в отсутствие их представителя, при этом указало, что Министерство не наделено полномочиями по владению, содержанию и фактическому использованию государственной собственности Тверской области, на Министерство не возложено полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также оно не отвечает по обязательствам и не несет ответственности за действия ООО «Полигон».
Правительство Тверской области в своем ходатайстве просило рассмотреть заявление в отсутствие их представителя, при этом указало, что против удовлетворения требований заявителя не возражают, при условии замены должников по исполнительному производству исключительно на ООО «Полигон».
ООО «Тверьспецавтохозяйство» в своем отзыве, ссылаясь на законодательство об отходах производства и потребления, положения Гражданского кодекса РФ в части аренды имущества,считает, что заявление о замене стороны в исполнительном производстве подлежит удовлетворению.
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области в своих возражениях просило в удовлетворении заявлений администрации Оленинского района и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене стороны в исполнительном производстве отказать, ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об охране окружающей среды",Законом Тверской области от 11.05.2018 года№20-ЗО, в том числе на дату рассмотрения дела, обязанность по организации сбора (в том числе раздельного сбора), вывоза, утилизациии переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Обязанность по надлежащему содержанию свалки возникла с даты ее образования, а не с даты передачи земельного участка в государственную собственность Тверской области. Задачей по реализации государственных полномочий в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Министерство было наделено только 26.04.2019 года. Таким образом, Министерство не является правопреемником администрации Оленинского района. Кроме того, в соответствии с договором, заключенным между ООО «Полигон» и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ», деятельность по сбору и перевозке отходов, а также их дальнейший прием и размещение осуществляет ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ».
Помощник прокурора Назарова А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявлений, указывая на то, что в связи с внесением измененийв федеральноеи региональное законодательство в части обращения с отходами, а также со сменой собственника земельного участка, на котором расположена свалка, наличия договорных отношений, замена сторон будет обоснованной.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Оленинского районного суда Тверской области от 28июня 2018 года исковые требования прокурораОленинского района Тверской области кОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» иадминистрации Оленинского района Тверской области об обязании организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населенияудовлетворены.На администрацию Оленинского района Тверской области и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» возложена обязанность в срок до 1 октября 2019 года организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства, в том числе устранить нарушения требований СанПиН 2.1.7.1322-03, СП 1.1.1058-01 при эксплуатации свалки, расположенной в 1-ом км.юго-восточнее д. Тереховка Гришинского сельского поселения Оленинского района Тверской области, а именно провести функциональное зонирование земельного участка, на котором расположена свалка; осуществить послойное уплотнение твердых отходов; оборудовать свалку локальными очистными сооружениями, системой нагорных канав, дождевой канализацией, дренажной системой; принять меры к осуществлению на постоянной основе производственного контроля, в том числе лабораторного.
Для принудительного исполнения вышеуказанного решения прокурору Оленинского района Тверской области был выдан исполнительный лист.
Постановленияминачальника отдела – старшим судебным приставом ОСП по Нелидовскому, Бельскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области 14 октября 2019 года в отношении должников администрации Оленинского района Тверской области иОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ»возбуждены исполнительные производства №35273/19/69021-ИП, №35271/19/69021-ИП.
В суде установлено, что до настоящего времени требования исполнительного документа не исполнены в полном объеме, исполнительное производство не прекращено.
В соответствии со ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Процессуальное правопреемство, то есть замена одной из сторон процесса другим лицом, правопреемником, происходит в тех случаях, когда права и обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения переходят к другому лицу, которое не принимало участия в данном процессе.
Аналогичные положения закреплены в ст.52 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" а именно: в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга и другое) судебный пристав-исполнитель на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.12.2018 года №1118 земельный участок, находившийся в муниципальной собственности Оленинского района Тверской области, из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назанчения с кадастровым номером 69:23:00000:60 площадью 40000 кв.м., расположенный по адресу: Тверская область, Оленинский район, городское поселение п. Оленино, вблизи д. Тереховка передан в государственную собственность Тверской области, что подтверждается актом №1 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 9 января 2019 года, копией выписки из ЕГРН на 17 апреля 2019 года.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.05.2019 N 195-пп "О совершенствовании государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления" определено, что функции Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в части полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, передаются Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области.
В соответствии с п.15Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, Министерство осуществляет, в частности организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.п. «е» п.7 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской области, утвержденных постановлением Правительства Тверской области от 02.08.2018 N 223-пп основными функциями регионального оператора являются, в частности создание условий для накопления, сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.
1 января 2019 года региональный оператор ООО «Тверьспецавтохозяйство» и оператор ООО «Полигон» заключили договор, согласно которому региональный оператор передает ТКО и оплачивает, а оператор в соответствии с технологическим регламентом и действующим законодательством принимает на себя обязательство по сбору, обработке и размещению (хранению и/или захоронению) ТКО.
В соответствии с ранее заключенным договором аренды между Комитетом по управлению имуществом Оленинского района и ООО «Полигон», ООО «Полигон» является арендатором вышеуказанного земельного участка с видом разрешенного использования: для организации общепоселковой свалки.
Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ ООО «Полигон»,основным направлением деятельности общества, в том числе является удаление, размещение, и обработка твердых отходов, сбор и обработка прочих отходов, общество имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким, образом, поскольку в настоящее время собственником имущества в спорных правоотношениях является Тверская область, обязанность по осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Тверской областив соответствии с законом и вышеуказанными правовыми актами органов государственной власти Тверской области, договорами между ответственными субъектами возложена на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон», то есть вустановленных решением суда правоотношениях произошла перемена лиц в обязательстве, то имеются основания для замены в исполнительном производстве сторон должников администрации Оленинского района Тверской области и ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» на Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон».
С учетом изложенного доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и ООО «Полигон» о том, что они не являются правопреемниками настоящих должников, несостоятельны.
После внесенных изменений Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивших в силу с 1 января 2019 года, действующее законодательство не наделяет органы местного самоуправления по осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальнымиотходами в прежнем объеме, в том числе, в котором определено решением суда на момент его вынесения.
Законом Тверской области от 11.05.2018 N 20-ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области отдельными государственными полномочиями Тверской области по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов" такими полномочиями органы местного самоуправления были наделены с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года.
Не возникает такой обязанности у ОМУП «Спецавтохозяйство ЖКХ» и по договору, заключенномусООО «Полигон», предметом которого является лишь оказание услуг ООО «Полигон» по осуществлению обществом обязанности, возникшей в силу принятых правовых актов в области обращения с отходами производства и потребления и договора с региональным оператором.
При таких обстоятельствах заявленияадминистрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене стороны исполнительного производства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.44 ГПК РФ, суд
определил:
Заявления администрации Оленинского района Тверской области и Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» о замене сторон исполнительных производствудовлетворить.
Произвести замену должника администрации Оленинского района Тверской области в исполнительном производстве №35273/19/69021-ИП на стадии исполнения решения Оленинского районного суда Тверской области от 28июня 2018 года на правопреемника – Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области.
Произвести замену должника Оленинского муниципального унитарного предприятия «Спецавтохозяйство ЖКХ» в исполнительном производстве №35271/19/69021-ИПна стадии исполнения решения Оленинского районного суда Тверской области от 28июня 2018 года на правопреемника – ООО «Полигон».
На определение может быть подана частная жалоба в Тверской областной суд через Оленинский районный суд Тверской области в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.
Председательствующий А.В. Филиппов