Дело № 2-2554/2023
24RS0013-01-2023-001190-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 ноября 2023 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при ведении протокола помощником судьи Орловой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной Службе исполнения наказаний России о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России с требованиями о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности.
Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил о возложении на ФКУ ИК-7 обязанности оборудовать помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7 системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 4.4 Свода правил 486.1311500.2020; оборудовать помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7 системой оповещения и управления эвакуацией 2 типа в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 16 таблицы № Свода правил 3.13130.2009; оборудовать помещение для чистого белья банно-прачечного комбината ИК-7 вторым точечным пожарным извещателем в соответствии с требованиями п.п. 16 и 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; установить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выхо<адрес> этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 и п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю установлено, что в нарушение норм пожарной безопасности, вышеуказанные помещения ИК-7 не оборудованы необходимыми системами пожарной безопасности. В связи с выявленными нарушениями, начальнику ИК-7 было внесено представление, однако допущенные нарушения не устранены. По факту выявленных нарушений в отношении ИК-7 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и постановлением ОНД и ПР по Емельяновскому району от ДД.ММ.ГГГГ данное юридические лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа. В ходе проведенных контрольных проверок установлено, что законные требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности в полной мере не устранены.
В судебном заседании помощник Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, на их удовлетворении настаивал, суду пояснил, что ФКУ ИК-7 является учреждением с массовым пребыванием в нем осужденных и нарушение пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровья лиц, находящихся в данном исправительном учреждении. Помимо ИК-7 ответчиками по иску являются ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России – распорядители бюджетных средств, необходимых для исполнения решения в случае его удовлетворения.
Представитель ответчиков – ФКУ ИК-7, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю – ФИО4 в судебном заседании пояснила, что заявленные истцом нарушения пожарной безопасности действительно имеются и не устранены до настоящего времени. В целях устранения нарушений, ИК-7 был заключен договор подряда на выполнение соответствующих работ; при надлежащем исполнении договора все нарушения будут устранены. В настоящее время в ИК-7 содержится 270 осужденных. Выполнение работ ранее не представлялось возможным в связи с отсутствием финансирования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с требованиями Главы 4 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с Федеральным законом возложена обязанность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями мест содержания под стражей, учреждений и органов, исполняющих наказания.
Согласно ст. 32 указанного Федерального закона предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к основным функциям организаций, являющихся элементами системы обеспечения пожарной безопасности, относятся разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.
Статьей 37 указанного Федерального закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не подпускать их использования не по назначению.
В силу требований ч.4 Федерального закона от 22.07.1008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
Согласно ст. 54 указанного Федерального закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Исходя из требований ст.13 указанного Закона, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Как установлено в судебном заседании, ФКУ ИК-7 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Данные обстоятельства следуют из п. 1.1 Устава исправительного учреждения (л.д. 30), из п. 1.2 которого также следует, что учредителем ФКУ ИК-7 является Российская Федерация, собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в ходе которой выявлены нарушения.
По результатам проверки составлен акт, в котором зафиксировано, что в нарушение требований ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, помещения ФКУ ИК-7 - тренажерный зал, музыкальный кабинет, помещения банно-прачечного комбината, помещения хранения вещей, спальные помещения секции №, комната отдыха дежурной части, помещение кухни, а также эвакуационные выходы не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, не имеется системы пожарной сигнализации, отсутствуют световые оповещатели, а также ручные пожарные извещатели (л.д.7).
Выявленные нарушения зафиксированы также справкой Государственного инспектора Емельяновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10).
Согласно материалам дела, аналогичные нарушения были выявлены прокурором в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК-7 было внесено предоставление с требованием о принятии мер к устранению допущенных нарушений (л.д. 11-16). По результатам рассмотрения представления, дан ответ об устранении ряда нарушений, не требующих финансовых затрат, а также о заключении государственного контракта на закупку пожарно-охранной сигнализации при выделении необходимых средств ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 17-18).
ДД.ММ.ГГГГ Красноярским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено постановление о возбуждении в отношении ФКУ ИК-7 дала об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, ч.ч. 6, 6.1, 7 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 19-22).
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Емельяновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа (л.д. 24- 28).
В процессе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ООО «СОМ», по условиям которого подрядчик принял обязательства по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (л.д. 68-75); из Технического задания, в перечень оборудования, эксплуатируемого заказчиком, включены, в том числе, извещатели ручные, оповещатели комбинированные (л.д. 76-77).
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ООО «БИК» на поставку охранно-пожарных приборов (л.д. 78-88); спецификация к государственному контракту содержит перечень приобретаемых приборов - извещатели пожарные ручные и тепловые (л.д. 89).
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ООО «БИК» на поставку охранно-пожарных приборов (л.д. 90-100); спецификация к государственному контракту содержит перечень приобретаемых приборов - оповещатели охранно-пожарные (л.д. 101).
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ИП ФИО5 на поставку кабеля для систем ОПС, огнестойкого (л.д. 102-111).
ДД.ММ.ГГГГ помощником Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, совместно с представителями ФКУ ИК-7 проведена контрольная проверка устранения нарушений требований пожарной безопасности, сведения о которых содержались в исковом заявлении.
По результатам проверки установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 частично устранены нарушения пожарной безопасности, вместе с тем, помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7, не оборудованы системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 4.4 Свода правил 486.1311500.2020; данные помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией 2 типа в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 16 таблицы № Свода правил 3.13130.2009; помещения для чистого белья банно-прачечного комбината ИК-7 не оборудованы вторым точечным пожарным извещателем в соответствии с требованиями п.п. 16 и 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; над эвакуационным выходом 1 этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 не установлен световой оповещатель «Выход» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 и п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Указанные недостатки организации пожарной безопасности стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7, помещения для чистого белья, а также эвакуационный выход 1 этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 имеют нарушения пожарной безопасности, что, безусловно, нарушает права осужденных, содержащихся в ИК-7, на безопасность пребывания в данных помещениях.
С учетом изложенного, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части возложения обязанности на ФКУ ИК-7 по устранению нарушений пожарной безопасности, подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений – в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным
Ссылки представителя ответчиков на то, что в настоящее время в отношении ФКУ ИК-7 проводятся мероприятия по ликвидации учреждения, документально не подтверждены, более того, из пояснений представителя учреждения, в настоящее время в ИК-7 содержится порядка 270 осужденных.
Доводы ответчика о том, что нарушения пожарной безопасности будут устранены в ближайшее время в рамках выполнения государственных контрактов, представленных в дело, основанием к отказу в иске не являются. В случае устранения нарушений, ответчик вправе представить соответствующие доказательства суду, либо на стадии исполнения решения представить такие доказательства судебному приставу-исполнителю для решения вопроса окончания исполнительного производства.
Обратившись с иском об устранении нарушений пожарной безопасности, указанные требования заявлены истцом к ФКУ ИК-7, к ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также к ФСИН России.
Из пояснений помощника прокурора, статус ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России в настоящем производстве определен прокурором, исходя из того, что финансирование мероприятий, которые необходимо выполнить в целях устранения нарушений противопожарного законодательства, осуществляется ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В соответствии с Уставом ФКУ ИК-7, учреждение является казенным, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России, собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России.
Согласно п.5.8 Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Красноярскому краю в установленном законодательством порядке (п.5.12).
Согласно п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу ч.ч. 2 и 3 ст.161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе, по материально-техническому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; по контролю деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также по контролю за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При этом ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за ним имущества.
Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались, следовательно, признаются судом установленными.
Таким образом, источниками финансирования деятельности ИК-7 являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; при недостаточности у учреждения ИК-7 денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Красноярскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Исходя из совокупности всех обстоятельств дела, судом установлено, что обязанность по совершению мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности помещений ИК-7, должна быть возложена на ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России могут участвовать в проведении таких мероприятий исключительно в виде финансирования таких мероприятий.
Между тем, требований к ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России о возложении обязанности по финансированию устранения таких нарушений, истцом не заявлялось, в связи чем требования прокурора о возложении на указанные органы обязанности оборудования помещений ИК-7 необходимыми устройствами оповещения удовлетворению не подлежат.
В случае недостаточности у ФКУ ИК-7 денежных средств для исполнения решения суда, учреждение самостоятельно вправе инициировать вопрос финансирования перед учредителем и распорядителем бюджетных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» удовлетворить.
Возложить на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» обязанность устранения нарушений пожарной безопасности, а именно:
оборудовать помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7 системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 4.4 Свода правил 486.1311500.2020, а также системой оповещения и управления эвакуацией 2 типа в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 16 таблицы № Свода правил 3.13130.2009;
оборудовать помещение для чистого белья банно-прачечного комбината ИК-7 вторым точечным пожарным извещателем в соответствии с требованиями п.п. 16 и 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;
установить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом 1 этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 и п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
в течение восьми месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Исковые требования Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной Службе исполнения наказаний России о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (21.11.2023).
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко