Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2554/2023 ~ М-943/2023 от 17.04.2023

Дело № 2-2554/2023

24RS0013-01-2023-001190-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2023 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при ведении протокола помощником судьи Орловой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной Службе исполнения наказаний России о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России с требованиями о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности.

Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просил о возложении на ФКУ ИК-7 обязанности оборудовать помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7 системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 4.4 Свода правил 486.1311500.2020; оборудовать помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7 системой оповещения и управления эвакуацией 2 типа в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 16 таблицы Свода правил 3.13130.2009; оборудовать помещение для чистого белья банно-прачечного комбината ИК-7 вторым точечным пожарным извещателем в соответствии с требованиями п.п. 16 и 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; установить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выхо<адрес> этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 и п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю установлено, что в нарушение норм пожарной безопасности, вышеуказанные помещения ИК-7 не оборудованы необходимыми системами пожарной безопасности. В связи с выявленными нарушениями, начальнику ИК-7 было внесено представление, однако допущенные нарушения не устранены. По факту выявленных нарушений в отношении ИК-7 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и постановлением ОНД и ПР по Емельяновскому району от ДД.ММ.ГГГГ данное юридические лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа. В ходе проведенных контрольных проверок установлено, что законные требования прокурора об устранении нарушений пожарной безопасности в полной мере не устранены.

В судебном заседании помощник Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 заявленные требования с учетом их уточнения поддержал, на их удовлетворении настаивал, суду пояснил, что ФКУ ИК-7 является учреждением с массовым пребыванием в нем осужденных и нарушение пожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровья лиц, находящихся в данном исправительном учреждении. Помимо ИК-7 ответчиками по иску являются ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России – распорядители бюджетных средств, необходимых для исполнения решения в случае его удовлетворения.

Представитель ответчиков – ФКУ ИК-7, ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю – ФИО4 в судебном заседании пояснила, что заявленные истцом нарушения пожарной безопасности действительно имеются и не устранены до настоящего времени. В целях устранения нарушений, ИК-7 был заключен договор подряда на выполнение соответствующих работ; при надлежащем исполнении договора все нарушения будут устранены. В настоящее время в ИК-7 содержится 270 осужденных. Выполнение работ ранее не представлялось возможным в связи с отсутствием финансирования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с требованиями Главы 4 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с Федеральным законом возложена обязанность по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законов администрациями мест содержания под стражей, учреждений и органов, исполняющих наказания.

Согласно ст. 32 указанного Федерального закона предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к основным функциям организаций, являющихся элементами системы обеспечения пожарной безопасности, относятся разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности.

Статьей 37 указанного Федерального закона установлено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не подпускать их использования не по назначению.

В силу требований ч.4 Федерального закона от 22.07.1008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

Согласно ст. 54 указанного Федерального закона системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Исходя из требований ст.13 указанного Закона, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Согласно ч.1 ст.10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Как установлено в судебном заседании, ФКУ ИК-7 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительных работ, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Данные обстоятельства следуют из п. 1.1 Устава исправительного учреждения (л.д. 30), из п. 1.2 которого также следует, что учредителем ФКУ ИК-7 является Российская Федерация, собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ помощником Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в ходе которой выявлены нарушения.

По результатам проверки составлен акт, в котором зафиксировано, что в нарушение требований ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, помещения ФКУ ИК-7 - тренажерный зал, музыкальный кабинет, помещения банно-прачечного комбината, помещения хранения вещей, спальные помещения секции , комната отдыха дежурной части, помещение кухни, а также эвакуационные выходы не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией, не имеется системы пожарной сигнализации, отсутствуют световые оповещатели, а также ручные пожарные извещатели (л.д.7).

Выявленные нарушения зафиксированы также справкой Государственного инспектора Емельяновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10).

Согласно материалам дела, аналогичные нарушения были выявлены прокурором в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ ИК-7 было внесено предоставление с требованием о принятии мер к устранению допущенных нарушений (л.д. 11-16). По результатам рассмотрения представления, дан ответ об устранении ряда нарушений, не требующих финансовых затрат, а также о заключении государственного контракта на закупку пожарно-охранной сигнализации при выделении необходимых средств ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ Красноярским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено постановление о возбуждении в отношении ФКУ ИК-7 дала об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ, ч.ч. 6, 6.1, 7 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 19-22).

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Емельяновского района по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа (л.д. 24- 28).

В процессе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ООО «СОМ», по условиям которого подрядчик принял обязательства по техническому обслуживанию автоматической пожарной сигнализации (л.д. 68-75); из Технического задания, в перечень оборудования, эксплуатируемого заказчиком, включены, в том числе, извещатели ручные, оповещатели комбинированные (л.д. 76-77).

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ООО «БИК» на поставку охранно-пожарных приборов (л.д. 78-88); спецификация к государственному контракту содержит перечень приобретаемых приборов - извещатели пожарные ручные и тепловые (л.д. 89).

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ООО «БИК» на поставку охранно-пожарных приборов (л.д. 90-100); спецификация к государственному контракту содержит перечень приобретаемых приборов - оповещатели охранно-пожарные (л.д. 101).

ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 был заключен государственный контракт с ИП ФИО5 на поставку кабеля для систем ОПС, огнестойкого (л.д. 102-111).

ДД.ММ.ГГГГ помощником Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, совместно с представителями ФКУ ИК-7 проведена контрольная проверка устранения нарушений требований пожарной безопасности, сведения о которых содержались в исковом заявлении.

По результатам проверки установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК-7 частично устранены нарушения пожарной безопасности, вместе с тем, помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7, не оборудованы системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 4.4 Свода правил 486.1311500.2020; данные помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией 2 типа в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 16 таблицы Свода правил 3.13130.2009; помещения для чистого белья банно-прачечного комбината ИК-7 не оборудованы вторым точечным пожарным извещателем в соответствии с требованиями п.п. 16 и 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации; над эвакуационным выходом 1 этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 не установлен световой оповещатель «Выход» в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 и п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.

Указанные недостатки организации пожарной безопасности стороной ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7, помещения для чистого белья, а также эвакуационный выход 1 этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 имеют нарушения пожарной безопасности, что, безусловно, нарушает права осужденных, содержащихся в ИК-7, на безопасность пребывания в данных помещениях.

С учетом изложенного, анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части возложения обязанности на ФКУ ИК-7 по устранению нарушений пожарной безопасности, подлежат удовлетворению.

Заявленный прокурором срок проведения мероприятий по устранению вышеуказанных нарушений – в течение 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным

Ссылки представителя ответчиков на то, что в настоящее время в отношении ФКУ ИК-7 проводятся мероприятия по ликвидации учреждения, документально не подтверждены, более того, из пояснений представителя учреждения, в настоящее время в ИК-7 содержится порядка 270 осужденных.

Доводы ответчика о том, что нарушения пожарной безопасности будут устранены в ближайшее время в рамках выполнения государственных контрактов, представленных в дело, основанием к отказу в иске не являются. В случае устранения нарушений, ответчик вправе представить соответствующие доказательства суду, либо на стадии исполнения решения представить такие доказательства судебному приставу-исполнителю для решения вопроса окончания исполнительного производства.

Обратившись с иском об устранении нарушений пожарной безопасности, указанные требования заявлены истцом к ФКУ ИК-7, к ГУФСИН России по Красноярскому краю, а также к ФСИН России.

Из пояснений помощника прокурора, статус ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России в настоящем производстве определен прокурором, исходя из того, что финансирование мероприятий, которые необходимо выполнить в целях устранения нарушений противопожарного законодательства, осуществляется ГУФСИН России по Красноярскому краю.

В соответствии с Уставом ФКУ ИК-7, учреждение является казенным, функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России, собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России.

Согласно п.5.8 Устава, источниками финансирования учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.

При недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Красноярскому краю в установленном законодательством порядке (п.5.12).

Согласно п.4 ст.123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В силу ч.ч. 2 и 3 ст.161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Согласно п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , ФСИН России осуществляет полномочия, в том числе, по материально-техническому обеспечению деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; по контролю деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также по контролю за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При этом ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, контроль использования закрепленного за ним имущества.

Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались, следовательно, признаются судом установленными.

Таким образом, источниками финансирования деятельности ИК-7 являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; при недостаточности у учреждения ИК-7 денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Красноярскому краю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из совокупности всех обстоятельств дела, судом установлено, что обязанность по совершению мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности помещений ИК-7, должна быть возложена на ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России могут участвовать в проведении таких мероприятий исключительно в виде финансирования таких мероприятий.

Между тем, требований к ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России о возложении обязанности по финансированию устранения таких нарушений, истцом не заявлялось, в связи чем требования прокурора о возложении на указанные органы обязанности оборудования помещений ИК-7 необходимыми устройствами оповещения удовлетворению не подлежат.

В случае недостаточности у ФКУ ИК-7 денежных средств для исполнения решения суда, учреждение самостоятельно вправе инициировать вопрос финансирования перед учредителем и распорядителем бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» удовлетворить.

Возложить на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» обязанность устранения нарушений пожарной безопасности, а именно:

оборудовать помещения, расположенные на 2 этаже банно-прачечного комбината ИК-7 системами пожарной сигнализации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 4.4 Свода правил 486.1311500.2020, а также системой оповещения и управления эвакуацией 2 типа в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ и п. 16 таблицы Свода правил 3.13130.2009;

оборудовать помещение для чистого белья банно-прачечного комбината ИК-7 вторым точечным пожарным извещателем в соответствии с требованиями п.п. 16 и 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

установить световой оповещатель «Выход» над эвакуационным выходом 1 этажа здания строгих условий отбывания наказания ИК-7 в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, п. 5.3 Свода правил 3.13130.2009 и п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации,

в течение восьми месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Исковые требования Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, Федеральной Службе исполнения наказаний России о понуждении к исполнению законодательства о пожарной безопасности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (21.11.2023).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-2554/2023 ~ М-943/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярская прокуратура по надзору за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний
ГУФСИН по КК
ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по КК
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
17.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.06.2023Предварительное судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2024Дело оформлено
17.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее