Дело № 2-591/2023
УИД 75RS0008-01-2022-000423-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06июля2023 года город Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Судовцева А.С.,
при ведении протокола секретарем Норбоевой А.Т.,
с участием старшего помощника военного прокурора Борзинского гарнизона Круглик С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Борзинского гарнизона, действующего в интересах Кузьменко ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», войсковой части 06705, в лице командира части, о признании действий незаконными, возложением обязанности, взыскании задолженности по заработной плате и процентов за нарушение сроков выплат,
установил:
заместитель военного прокурора Борзинского гарнизона Мезенцев К.Ю., действующий в интересах Кузьменко О.В., обратился в суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю») мотивируя его следующим.
Кузьменко О.В.является работником войсковой части 06705 согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №, по условиям которого Кузьменко О.В. принята на должность <данные изъяты>
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федераций Шевцовой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> указанная воинская часть состоит на финансовом обеспечении в Управлении финансового обеспечения без открытия отдельного лицевого счета.
В ходе проверки установлено, что с февраля 2021 года по настоящее время Кузьменко О.В. заработная плата установлена ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, поскольку дополнительная выплата, начисленная в соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, и премия экономии фонда оплаты труда не должны учитываться в составе МРОТ с указанными коэффициентами.
В соответствии с пунктом 13 трудового договора с Кузьменко О.В., ей установлен должностной оклад, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагополучными климатическими условиями – 30 %, районный коэффициент - 30 %, и иные выплаты.Также из приказов командира воинской части и расчетных листов следует, что в различные периоды времени Кузьменко О.В. начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом №, а также премия экономии фонда оплаты труда.
При этом начисляемая премия по факту осуществляла и прикрывала доведение размера начисляемой заработной платы до МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условияхтогда, как начисление премии должно было производиться дополнительно к начисленной в соответствии с требованиями законодательства заработной плате, а не в ее составе.
Изложенное свидетельствует о нарушении Учреждением требований трудового законодательства в части начисления и выплаты заработной платы не ниже установленного федеральным законом МРОТ с коэффициентами за работу в особых климатических условиях.
Общая сумма долга ответчика перед Кузьменко О.В. за период с февраля 2021 года по февраль 2022 года составляет 46 379 рублей76копеек. Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора между командованием и гражданским персоналом войсковой части 067ДД.ММ.ГГГГ - 2023 гг. заработная плата за отработанный месяц выплачивается 10 и 25 числа каждого месяца. С учетом требований статьи 236 ТК РФ и вышеуказанной суммы задолженности, размер процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3978 рублей37 копеек.
Просит суд признать действия Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю», связанные с включением при начислении заработной платы Кузьменко О.В. в состав минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях премии (дополнительного материального стимулирования), установленной приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010, и премии экономии фонда оплаты труда незаконными, с возложением на указанное учреждение обязанности начислять Кузьменко О.В. заработную плату без учета указанных премий в составе минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях. Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» в пользу Кузьменко О.В. задолженность по заработной плате за период с февраля 2021 года по февраль 2022 года в размере 46379 рублей76 копеек, проценты (денежную компенсацию) за задержку заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вразмере3978 рублей 37 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве ответчика привлечена войсковая часть 06705 в лице командира части, заменен её статус с третьего лица.
В судебное заседание материальный истец Кузьменко О.В. не явилась, надлежащим образом извещена, о причинах неявки не сообщила, ходатайств, заявлений не представила.
Ответчик - войсковая часть 06705в лице командира части, третье лицо Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа»извещены надлежащим образом, представителей не направили, о причинах неявки не сообщили,ходатайств, заявлений не представили.
В судебное заседание не явился ответчик - ФКУ«Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации»,надлежащим образом извещен, от представителя учреждения Шиндяевой Н.Н., действующей на основании доверенности, поступилоходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя Учреждения.
Министерство обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещено, от представителяЕгоровой К.А., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя третьего лица, просит в исковых требованиях отказать в полном объеме.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Борзинского гарнизонаКруглик С.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по указанным в нем основаниям.
Суд, в порядке статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Статьями 7, часть 3 статьи 37Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ).
Статьей 2 ТК РФ установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника корреспондирует обязанность работодателя по выплате в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 ТК РФ).
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Тарифной ставкой признается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; Окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; Базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со статьёй 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Нормой части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между командиром в/ч 06705 и Кузьменко О.В. заключен трудовой договор №, по условиям которого она принята на должность печатника высокой печати типографии войсковой части 06705. В соответствии с пунктом 13 трудового договора Кузьменко О.В. установлен должностной оклад – 7046 рублей, процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и с неблагополучными климатическими условиями – 20 %, районный коэффициент - 30 %, и иные выплаты.
Также из приказов командира воинской части и расчетных листов следует, что в спорные периоды времени Кузьменко О.В.начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом №, а также премия экономии фонда оплаты труда.
Финансирование войсковой части 06705, на основании приказа заместителя Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», производит ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» без открытия отдельного лицевого счета.
ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю» (исполнитель) и войсковой частью 06705 (заказчик) заключен Договор на обслуживание №, по которому Заказчик поручает, а Исполнитель обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части 06705. Согласно пункту 1.2 Договора, финансово-экономическое обеспечение включает в себя, в том числе осуществление Исполнителем операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности в интересах Заказчика по следующим направлениям деятельности: денежное довольствие (в отдельных случаях), заработная плата и другие установленные законодательством выплаты личному составу, начисление и своевременное обеспечение личного состава заработной платой и другими установленными выплатами.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал на нарушение трудовых прав истца Кузьменко О.В., выразившееся в начислении заработной платы в спорные периоды времени ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, поскольку в состав минимального размера оплаты труда включалась премия, определённая приказом Министра обороны Российской Федерации №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», а также стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». В обоснование заявленных требований указано, что дополнительное материальное стимулирование и стимулирующие выплаты, предусмотренные вышеназванными приказами Министра обороны Российской Федерации, не являются гарантированными выплатами обязательного характера, предусмотренными системой оплаты труда, и осуществляются только за счет высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов, соответственно должны начисляться сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного законом минимального размера оплаты труда с коэффициентами за работу в особых климатических условиях.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства с учетом правовых положений, регулирующих спорные правоотношения, суд не усматривает правовых оснований для принятия приведенных доводов прокурора и удовлетворения заявленного им иска, при этом исходит из следующего.
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133 ТК РФ); величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ).
В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статьям 315 - 317 ТК РФ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 1 октября 2009 года№1160-О-О, от 17 декабря 2009 года№1557-О-О, от 25 февраля 2010 года№162-О-О и от 25 февраля 2013 года №327-О).
Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях (определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2011 года№52-В11-1, от 29 июля 2011 года№56-В11-10, от 7 октября 2011 года№ 3-В11-31).
Кроме того, в составе той части заработной платы, которая не может быть ниже минимального размера труда, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 года №17-П, от 16 декабря 2019 года №40-П).
Исходя из приведенных нормативных положений, заработная плата работникам, в том числе работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя, содержащими нормы трудового права, а для работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (пункт 21).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (пункт 38).
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Из положений данного Порядка усматривается, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил (пункт 1).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается (пункт 3 Порядка).
Исходя из анализа приведенных ведомственных нормативных правовых актов с учетом положений трудового законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда, дополнительное материальное стимулирование и выплата премии экономии фонда оплаты труда лиц гражданского персонала войсковых частей осуществляются за счет средств экономии фонда оплаты труда, являются периодическими, выплачиваются в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя и не отнесены прямо к составной части заработной платы, но при этом представляют собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы указанных выплат, позволяют включить их в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, начисляются к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 29 декабря 2020 года № 473-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2021 года в сумме 12 792 рубля в месяц.Установленный федеральным законом от 6 декабря 2021 года №406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года составил 13 890 рублей в месяц.
Как следует из материалов дела, в частности из расчетных листков за спорные периоды времени, исчисление заработной платы Кузьменко О.В. производилось работодателем исходя из размеров установленных окладов, районного коэффициента и процентной надбавки, премий и выплат стимулирующего характера.
При этом совокупный размер оплаты трудаКузьменко О.В. в спорные месяцы обеспечивался сверх минимального, и не за счет включения в состав оплаты труда районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, что является недопустимым, а за счет соответствующих доплат.
Таким образом, в спорные периоды времени заработная плата Кузьменко О.В. без районного коэффициента и северной надбавки работодателем установлена в размере не ниже гарантированного минимального размера.
Доводы заместителя прокурора в той части, что премии и стимулирующие выплаты не носят обязательного характера и зависят от усмотрения работодателя, а потому не могут учитываться при определении минимального размера оплаты труда, основаны на неверном толковании вышеприведенных норм материального права, прямо предусматривающих, что такие выплаты являются составляющими элементами заработной платы.
Анализ положений приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010 показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое на основании данного приказа, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим (ежемесячным), выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя эта премия и не отнесена прямо к составной части заработной платы, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы данной выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера, начисляются к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных заместителем прокурора требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной Кузьменко О.В. заработной платы, а также сопутствующих требований о взыскании денежной компенсации за задержку причитающихся выплат, компенсации морального вреда, суд не усматривает, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора Борзинского гарнизона, действующего в интересах Кузьменко ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда, через Борзинский городской суд Забайкальского края с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.С.Судовцев
Мотивированное решение изготовлено 13июля 2023 года.