Дело № 11-6/2023
УИД 75MS0061-01-2023-001119-65
Мировой судья судебного участка № 61
Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края
Гундарцева О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Газимурский Завод 27 декабря 2023 года
Газимуро-Заводский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Ефимикова Р.И.,
при секретаре Марковой Н.В.,
с участием ответчика Кореневой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 11-6/2023 по апелляционной жалобе ответчика Кореневой Н.В. на решение мирового судьи судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края от 10.11.2023 по гражданскому делу по иску Общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» к Кореневой Н. В. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
10.11.2023 мировым судьей судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края Гундарцевой О.Н. рассмотрено вышеуказанное гражданское дело. Мировым судьей принято решение о полном удовлетворении исковых требований истца. С ответчика Кореневой Н.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» взыскана задолженность по уплате коммунальных услуг за вывоз твёрдых бытовых отходов в сумме <данные изъяты> и государственная пошлина в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
Не согласившись с указанным решением, ответчик Коренева Н.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, считает незаконным и необоснованным, поскольку услугами ООО «Олерон+» ответчик не пользуется, так как твердые бытовые отходы она самостоятельно утилизирует при помощи сжигания их в печи либо самостоятельно вывозит на свалку, договор с ООО «Олерон+» она не заключала, согласия на предоставления услуг не давала. Считает, что ООО «Олерон+» недобросовестно выполняет свои обязательства по вывозу бытовых отходов, контейнеров для сбора ТКО не предоставляет.
В судебном заседании ответчик Коренева Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение мирового судьи, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель истца ООО «Олерон+» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Обществу с ограниченной ответственностью «Олерон+» (далее – ООО «Олерон+») согласно подписанного 30 марта 2018 года соглашения с Министерством природных ресурсов Забайкальского края на основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89), присвоен статус Регионального Оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Забайкальского края. Региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО на территории Забайкальского края в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.09.2022 № 411 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Забайкальского края».
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 148(1) Постановления Правительства № 354 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту – Правила № 354) договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, т.е. совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальную услугу или о фактическом потреблении таких услуг.
Таким образом, договор оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО является договором публичной оферты в соответствии со ст. 24.7 Закона № 89, ст. 426 и п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ, то есть договор с региональным оператором может заключить любой потребитель, направив заявку на заключение такого договора.
Согласно п. 8.17 Постановления Правительства РФ №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 №641» Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Предложение о заключении договора Региональным оператором размещено 25.12.2019 на официальном сайте олерончита.рф, а также в газете «Забайкальский рабочий» № 242/243 от 25.12.2019 с размещением текста типового договора.
В течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, потребитель направляет региональному оператору заявку и документы в соответствии с п. 8.5-8.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 (далее по тексту – Постановление №1156).
Согласно п. 8.7 (п. «г») Постановления № 1156 к заявке потребителя прилагаются в том числе документы, содержащие сведения о количестве проживающих в многоквартирном доме, жилом доме или части жилого дома.
В случае если потребитель не направил указанную заявку в установленный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Типовой договор, утвержденный Постановлением № 1156 на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО размещен на официальном сайте олерончита.рф, на главной странице сайта.
Согласно пп. «в» п. 148 (11) Правил № 354 региональный оператор приступает к предоставлению услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
В связи с чем, Договор о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с региональным оператором с даты начала предоставления коммунальных услуг ООО «Олерон+».
С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.
Доказательств заключения между истцом и ответчиком индивидуального договора мировому судье представлено не было. Таким образом, между Кореневой Н.В. и ООО «Олерон+» был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Таким образом, вопреки доводам ответчика, договор о предоставлении коммунальных услуг между истцом и ответчиком в силу вышеуказанных требований закона заключен путем совершения конклюдентных действий. При этом, обязанность по заключению установлена ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Указанным договором определено, что региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги ООО «Олерон+» по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Таким образом, на основании изложенных обстоятельств, у ответчика возникла обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, за период с 01.09.2020 по 31.05.2022. В связи с неуплатой указанной задолженности истцом начислены пени.
При рассмотрении иска, мировым судьей дана оценка всем доводам ответчика, данные доводы отклонены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи и не усматривает оснований для освобождения ответчика от уплаты задолженности по оплате коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку деятельность по сбору, транспортировке и утилизации отходов является лицензируемой и должна отвечать требованиям санитарного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу приведенных норм собственник жилого дома не вправе самостоятельно любым способом утилизировать свои бытовые отходы и обязан оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.
Таким образом, доводы Кореневой Н.В, о том, что в спорный период услугами истца не пользовалась, самостоятельно утилизировала ТКО, признаются несостоятельными, поскольку допустимых и относимых доказательств того, что в спорный период ответчик собственными силами вывозил и утилизировал ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в материалы дела не представлено.
Доказательств того, что ответчик в спорный период имел договорные отношения по вывозу ТКО с иными организациями, осуществляющими лицензированную деятельность по обращению с ТКО в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О лицензировании отдельных видов деятельности», суду также не представлено.
Вопреки доводам ответчика о не предоставлении ООО «Олерон+» контейнеров для сбора ТКО не является основанием считать услугу по вывозу ТКО не оказанной и основанием для освобождения истца от оплаты этой коммунальной услуги.
При этом, в соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. В тоже время создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к сфере обязательств истца, в силу норм Федерального закона от 2.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно с п. 9, 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, потребитель услуги вправе по своему выбору выбирать способ складирования ТКО – как путем помещения их в ближайшие контейнеры на контейнерных площадках, так и в местах бесконтейнерного сбора.
Доказательств не предоставления истцом коммунальной услуги, а равно предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, как это предусмотрено разделом X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156 суду представлено не было.
В жалобе заявителем изложены доводы, которые уже были предметом обсуждения при рассмотрении дела мировым судьей, и не нашли своего подтверждения как в ходе рассмотрения дела мировым судьей, так при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Доводы жалобы в целом сводятся к переоценке доводов истца при рассмотрении дела мировым судьей и переоценке доказательств. Вместе с тем, мировым судьей все доказательства оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Обстоятельства, на основании которых мировой судья основывал свои выводы, подтверждаются представленными по делу доказательствами.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о необходимости полного удовлетворения исковых требований истца.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Существенных нарушений норм процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта мировым судьей не допущено, доводы апеллянта направлены на переоценку установленных мировым судьей фактических обстоятельств дела.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края от 10 ноября 2023 года по иску Общества с ограниченной ответственностью «Олерон+» к Кореневой Н. В. о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Кореневой Н.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления путем подачи кассационной жалобы через мирового судью судебного участка № 61 Газимуро-Заводского судебного района Забайкальского края.
Судья Р.И. Ефимиков