РЕШЕНИЕ
17 февраля 2022 года г.Усолье-Сибирское
Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя Федорова Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу № 38RS0024-01-2021-005572-59 (12-33/2022) Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/2 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/2 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № АТ-678/2 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. от 19 ноября 2021 года, должностное лицо эколог ООО «ТМП» Макарова К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В обоснование ходатайства и жалобы Макарова К.С. указала, что формы учета в области обращения с отходами за 2019, 2020 годы велись Обществом с ограниченной ответственностью "ТМП" (далее - ООО "ТМП"), в соответствии с требованиями Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 №721, однако, в ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании решения о проведении выездной проверки №3-р от 16.07.2021, Росприроднадзором были запрошены данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам отходов I-IV классов опасности, в общем виде, без конкретизации временных периодов (отдельных кварталов).
На полученный запрос, ООО "ТМП" в адрес Росприроднадзора были представлены запрашиваемые документы - обобщенные данные учета в области обращения с отходами за 2019 и 2020 годы, в форме итогового годового учета, составленного также в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 №721, никаких уточняющих запросов о предоставлении дополнительных документов от Росприроднадзора не поступало.
При этом ООО "ТМП" вело формы учета в области обращения с отходами за 2019, 2020, в соответствии с установленными требованиями, как в обобщенном виде (за календарный год), так и с разбивкой на 1, 2 и 3 квартал календарного года и готово было предоставить данные материалы по запросу Росприроднадзора в рамках проводимой проверки.
При вынесении постановления №АТ-678/2 Росприроднадзором не обоснована не объективная сторона, не субъективная сторона выявленного правонарушения, в том числе не обоснован умысел должностного лица, а также в чем выразилось неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Макарова К.С. указала, что размер ежемесячной заработной платы составляет 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек. Назначение наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей поставит ее в тяжелое материальное положение.
Считает, что в действиях должностного лица ООО "ТМП" отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Просила: восстановить пропущенный процессуальный срок обжалования постановления о назначении административного наказания № AT-678/2 от 19.11.2021; отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/2 от 19.11.2021 ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ; в случае если суд посчитает невозможным отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/2 от 19.11.2021 - заменить административное наказание должностному лицу ООО "ТМП" - Макаровой Кристине Сергеевне в виде административного штрафа предупреждением; в случае если суд посчитает невозможным заменить административный штраф предупреждением, просим назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу. В данном случае, заявителю необходимо указать уважительность причин пропуска срока обжалования постановления.
Судьёй установлено, что копия постановления от 19.11.2021 не была получена Макаровой К.С., конверт вернулся в административный орган 08.12.2021. При этом, первоначально с жалобой Макарова К.С. обратилась 06.12.2021. Таким образом, ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении подлежит удовлетворению.
При рассмотрении жалобы представитель заявителя по доверенности Федоров Е.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Государственный инспектор ведущий специалист–эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Мункуев П.О. на рассмотрение жалобы не явился, учитывая, что он был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу без его участия, поскольку его явка обязательной судьей не признана.
Выслушав Федорова Е.А., исследовав с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, обозрев оригиналы материалов по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу в отношении эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. должностным лицом в области охраны окружающей среды по Иркутской области, не соблюдены в полном объеме.
Частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.
Согласно обжалуемого постановления Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» 03.08.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП»), ИНН 3851993577, юридический адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 78, пом. 6 (акт проверки № АТ-678 от 03.08.2021) (учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ 38210021000200365458).
По результатам плановой проверки от 03.08.2021 были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: нарушение требований п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Согласно п. 6 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Согласно п. 7 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
ООО «ТМП» при осуществлении хозяйственной деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно образовывает отходы производства и потребления, соответственно, данное юридическое лицо является лицом, обязанным вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В ходе проведения проверки должностное лицо Мункуев П.О. пришел к выводу, что за период 2019, 2020 годы учет образованных, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления ООО «ТМП» велся не в соответствии с утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Журналы учета в области обращения с отходами ведутся не поквартально, в 2 формах, вместо положенных 3 форм. Вышеизложенное указывает на ненадлежащее ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и расценивается как неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Несоблюдение п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.
В качестве доказательств вины эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела представлены: определение № АТ-678/2 от 08.11.2021 об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, определение АТ-678/2 от 08.11.2021 об отложении рассмотрения дела, определение № АТ-678/2 от 08.11.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении № АТ-678/2 от 21.10.2021, уведомление (извещение) о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении № АТ-678/2 от 01.10.2021, копия акта плановой выездной проверки № АТ-678 от 03.08.2021, данные учета отходов ООО «ТМП» за 2019 год, данные учета в области обращения с отходами ООО «ТМП» за 2020 год, выписка из ЕГРЮЛ на ООО «ТМП», копия приказа о назначении ответвленного от 12.04.2021 № 16-ТБО. копия должностной инструкции эколога от 12.04.2021, копия должностной инструкции ответственно за проведение производственного экологического контроля и др.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, а также указано в доводах жалобы, плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП») проведена Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» 03.08.2021.
Заявитель ссылается на факт отсутствия требования Росприроднадзора предоставить ежеквартальные данные учета, а запрошены у ООО "ТМП" были данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов I-IV классов опасности, в связи с чем, предоставлена для проверки была обобщенная отчетность за календарный год.
При этом, заявителем представленные ежеквартальные данные учета за 2019 год и за 2020 год в постановлении получили следующую оценку: представленные журналы учета в области обращения с отходами за 2019-2020 года ООО «ТМП» не соответствовали требованиям Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», что было расценено как неисполнение обязанности по обеспечению исполнения обязательных требований по ведению учета I в области обращения с отходами производства и потребления.
В представленных административным органом материалах отсутствуют сведения о проведении самой проверки и оснований для проведения проверки, в том числе, само решение заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» 03.08.2021, на которое ссылается в своем постановлении специалист-эксперт Мункуев П.О.
Представленная стороной заявителя в материалы дела копия решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки», согласно п.13.3 которого у ООО "ТМП" истребованы данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов I-IV классов опасности, не заверена надлежащим образом, в материалы проверки не представлена, в связи с чем с учетом требований ст. 26.2 КоАП РФ не может быть принята в качестве относимого и допустимого доказательства по делу. Кроме того не имеется в материалах дела запроса о предоставлении дополнительных документов, в том числе квартальных отчетов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ В постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
В нарушение данного требования, в постановлении не отражено, в чем именно выразилось несоответствие представленной отчетности ООО «ТМП» требованиям Приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», какие именно нарушения при составлении отчетности повлекли привлечение юридического лица к административной ответственности.
Таким образом, вывод специалиста-эксперта Мункуева П.О. о том, что за период 2019, 2020 годы учет образованных, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления ООО «ТМП» велся не в соответствии с утвержденным Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», а журналы учета в области обращения с отходами ведутся не поквартально, в 2 формах, вместо положенных 3 форм нельзя признать обоснованным, поскольку при вынесении постановления не были установлены все необходимые фактические обстоятельства дела.
Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении и материалы проверки, судья не может согласиться с постановлением, поскольку административным органом не представлены в материалы дела сведения, подтверждающие фактические обстоятельства по делу.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, в силу части 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Как следует из реестра почтовых отправлений и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, копия постановления не была направлена в адрес Макаровой К.С., а была направлена в адрес ООО «ТМП» по адресу регистрации Макаровой К.С., что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении должностным лицом требований ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что в ходе его рассмотрения, при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, должностным лицом были нарушены требования части 1 статьи 24.1, статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.
С учетом изложенного, вынесенное постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/2 от 19 ноября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/2 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/2 от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны удовлетворить.
Постановление № АТ-678/2 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № от 19 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны – отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны направить на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.
Судья О.В. Янова