№ 5-5/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
06 февраля 2023 года г.Учалы, РБ
Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Тутаевой Л.Ш., при секретаре Рябенко А.А., с участием представителей АО «Учалинский ГОК» Ягудина Р.Р., Хасанова Р.М., старшего государственного инспектора Ростехнадзора Тихомирова К.В.,
рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении АО «Учалинский ГОК» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Врио заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с прокуратурой Республики Башкортостан принято решение от ДД.ММ.ГГГГ. №-рш о проведении внеплановой выездной проверки Акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» на предмет соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
При проверке выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации АО «Учалинский ГОК» подъёмного сооружения:
Кран мостовой (зав. №, учётный №, грузоподъемность 100/20т), эксплуатируются на опасном производственном объекте Ш-го класса опасности -«<***>», peг.№ №, по адресу: <адрес>».
Нарушения зафиксированы Актом проверки №А от ДД.ММ.ГГГГ., указывают, что в действиях (бездействии) юридического лица - АО «Учалинский ГОК» не обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности, в чем усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, данным должностным лицом Управления установлено, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности, допущенные АО «Учалинский ГОК» при эксплуатации подъёмного сооружения:
Кран мостовой зав. №, учётный №, создают угрозу жизни или здоровью людей, ввиду чего к АО «Учалинский ГОК» должностным лицом Управления применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде составления протокола о временном запрете деятельности по эксплуатации указанного технического устройства.
Поскольку нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № влекут за собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, то менее строгий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности в части эксплуатации АО «Учалинский ГОК» подъёмного сооружения крана мостовой не сможет обеспечить цели административного наказания.
В судебном заседании старший государственный инспектор Ростехнадзора Тихомиров К.В. с учетом того, что по состоянию на сегодняшний день отсутствует угроза жизни и здоровью людей, то просил применить более мягкий вид административного наказания, чем административное приостановление деятельности и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Представитель юридического лица АО «Учалинский ГОК» Ягудин Р.Р. на судебное заседание явился, представил постановления о назначении административного наказания в отношении должностных лиц АО «Учалинский ГОК» Хасанова Р.М., Ф.И.О.5, протокол заседания комиссии, технический отчет № от ДД.ММ.ГГГГ., заключение экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ., уведомление о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, акт устранения несоответствий безопасной эксплуатации мостового крана, пояснил, что в соответствии с положениями Федерального Закона от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП Российской Федерации поскольку за эти же выявленные нарушения привлечены должностные лица.
Представитель юридического лица АО «Учалинский ГОК» Хасанов Р.М. на судебное заседание явился, также пояснил, что ранее должностные лица были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП Российской Федерации.
Выслушав участников процесса, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как усматривается из материалов дела, Врио заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с прокуратурой Республики Башкортостан принято решение от ДД.ММ.ГГГГ. №-рш о проведении внеплановой выездной проверки Акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» на основании решения о проведении выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-рш, а также на основании Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №А на предмет соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов.
При проверке выявлены нарушения, что, эксплуатация крана мостового заводской №, учётный №, используемого на опасном производственном объекте «<***>» - регистрационный № №, III класс, расположенного по адресу: <адрес>» ведется с нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно:
1. Расстояние от нижней выступающей части площадки обслуживания троллей на кране мостовом зав. №, учётный № до расположенного в зоне действия оборудования (железоотделитель) менее 0,4 м, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104(д) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461;
2. Расстояние от нижней точки крана до пола (конвейер) площадки (железоотделитель), на которых во время работы крана могут находиться люди, менее 2 м, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104(г) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461.
Оснований не доверять сведениям должностного лица Врио заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о том, что на момент проведения проверки вышеуказанные нарушения имели место, не имеется. Не оспаривало вышеуказанные нарушения и само юридическое лицо.
Из заключения экспертизы промышленной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что кран находится в работоспособном состоянии. Согласно результатам проведенной экспертизы промышленной безопасности, возможно продление срока безопасной эксплуатации крана мостового (зав. №, per. №) на установленных параметрах до ДД.ММ.ГГГГ, в пределах прогнозируемого остаточного ресурса (назначенного по 2030 г.).
Вместе с тем, юридическим лицом не обеспечено соблюдение обязательных требований, установленных частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104(г) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461.
Ссылка представителя юридического лица АО «Учалинский ГОК» Ягудина Р.Р. на применение положений части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ), указывающих на возможность освобождения АО «Учалинский ГОК» от административной ответственности в связи с тем, что должностные лица АО «Учалинский ГОК» Хасанов Р.М., Ф.И.О.5 по итогам проведения одной проверки привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несостоятельной.
В силу части 4 статьи 2.1 указанного Кодекса юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Между тем, как следует из материалов дела основанием привлечения должностных лиц АО «Учалинский ГОК» Хасанова Р.М., Ф.И.О.5 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлениях о назначении административного наказания № и № от ДД.ММ.ГГГГ. выводы о нарушении названными должностными лицами требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – «<***>» - регистрационный № №, III класс, расположенный по адресу: <адрес>.
АО «Учалинский ГОК» были привлечены к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП Российской Федерации за нарушения установленные в ходе выедной проверки согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ:
1. Расстояние от нижней выступающей части площадки обслуживания троллей на кране мостовом зав. №, учётный № до расположенного в зоне действия оборудования (железоотделитель) менее 0,4 м, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104 (д) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461;
2. Расстояние от нижней точки крана до пола (конвейер) площадки (железоотделитель), на которых во время работы крана могут находиться люди, менее 2 м, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104(г) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461.
Так из технического отчета № от ДД.ММ.ГГГГ. выполненного ООО «<***>» по результатам экспертного обследования фактического состояния установлено, что кран мостовой зав.№, инв. № (<адрес>), соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта. Установка технологического оборудования под краном не соответствует требованиям п. 104 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 г. № 461, а именно расстояние от нижних выступающих частей крана (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне действия оборудования должно быть не менее 0,4 м.
Как следует из акта выездной внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки установлены следующие нарушения:
1. Расстояние от нижней выступающей части площадки обслуживания троллей на кране мостовом зав. №, учётный № до расположенного в зоне действия оборудования (железоотделитель) менее 0,4 м, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104(д) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №;
2. Расстояние от нижней точки крана до пола (конвейер) площадки (железоотделитель), на которых во время работы крана могут находиться люди, менее 2 м, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункта 104(г) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.11.2020 № 461.
Кроме того, при проведении выездной внеплановой проверки АО «Учалинский ГОК» установлено, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности, допущенные при эксплуатации крана мостового заводской №, учётный № создают угрозу жизни или здоровью людей, ввиду чего к АО «Учалинский ГОК» должностным лицом Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Вместе с тем, из технического отчета № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам экспертного обследования крана мостового зав. № <адрес>, выполненной ООО «<***>» <адрес>, имеющая лицензию Ростехнадзора № № от ДД.ММ.ГГГГ. фактического состояния установлено, что кран мостовой зав. № <адрес>, соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.
Согласно п. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей.
Учитывая положительное заключение экспертного обследования крана мостового зав. № дробильного отделения КСМД обогатительной фабрики АО «Учалинский ГОК» от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие угрозы жизни и здоровью людей, мнение старшего государственного инспектора Ростехнадзора Тихомирова К.В. пояснившего о применении более мягкого вида административного наказания в связи с отсутствием по состоянию на сегодняшний день угрозы жизни и здоровью людей, суд считает соразмерным назначение наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей в отношении АО «Учалинский ГОК».
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Признать Акционерное общество «Учалинский горно-обогатительный комбинат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Подлежащий взысканию с Акционерного общества «Учалинский горно-обогатительный комбинат» в размере 100 000 руб. подлежит перечислению по следующим реквизитам:
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
<***>
В силу ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья Тутаева Л.Ш.