01RS0№-50
К делу № – 794/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 июля 2023 года
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Панеш Х.А.,
при секретаре – Карапетьян Р.Г.,
с участием: истицы Кулиничевой Л.А., представителя истицы Кулиничевой Л.А., согласно ордеру Шехетль В.Ю., представителя ОСФР по Республике Адыгея, согласно доверенности Софоян Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулиничевой Людмилы Алексеевны к ГУ ОПФ РФ по РА о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным и возложении обязанности включить период работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в Майкопский районный суд с иском к ответчику, в котором просила суд признать решение УПФР в Майкопском районе Республики Адыгея об отказе в установлении пенсии № 220000032136/82233/21 от 14.02.2022 г. незаконным и обязать УПФР в Майкопском районе РА включить в специальный стаж периоды работы с 01.08.2013 по 01.01.2018 и назначить ей досрочную пенсию по старости. В обоснование своих требований истица пояснила, что она работала в период с 24.01.1995 по 15.07.2012 в должности операционной санитарки отделения хирургии сосудов, с 16.07.2012 по 15.04.2013 в должности палатной медицинской сестры отделения сердечно-сосудистой хирургии; с 16.04.2013 по 31.07.2013 в должности операционной медицинской сестры сердечно-сосудистой хирургии; с 01.08.2013 г. по настоящее время в должности операционной медицинской сестры отделения рентгено-хирургических методов диагностики и лечения.
В феврале 2022 истица обратилась к ответчику для получения досрочной страховой пенсии. На свое обращение она получила решение об отказе в установлении пенсии № 220000032136/82233/21 от 14.02.2022.
Основанием для отказа является то обстоятельство, что общий трудовой стаж Кулиничевой Л.А. составил 26 лет 9 месяцев 5 дней. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсий, составил 3 года 10 месяцев 13 дней, (требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составляет 7 лет 6 месяцев).
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости наступит 06.04.2027 г. в возрасте 52 года.
Таким образом, в льготный стаж не был включен период с 01.08.2013 по 01.01.2018, тогда как он был указан, как лечебная деятельность.
Не включение данного периода в страховой стаж является незаконным.
Так в соответствие с пп. 7 п. 11 должностной инструкции медицинской сестры операционного отделения рентгенохирургических-эндоваскулярных методов диагностики и лечения от 01 февраля 2013, медицинская сестра участвует в рентгенохирургической процедуре, обеспечивает членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой. Такая же обязанность прописана и в п.п. разд. II должностной инструкции операционной медицинской сестры отделения рентгенохирургических - эндоваскулярных методов диагностики и лечения от 01 декабря 2015.
В свою очередь, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991) "Об утверждении Списков производств, работ профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" право на получение льготной пенсии имеет средний медицинский персонал рентгеновских отделений (кабинетов), а также средний медицинский персонал, постоянно занятый в рентгенооперационных ангиографических кабинетах (код 12300000-24713) по.п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ необходимо иметь минимальный стаж-спецстаж не менее 3 года 8 мес. (7 лет 6 мес/2) для выхода на пенсию в 52 года (55 лет-3).
Истица считает, что ею был выработан стаж, достаточный для получения льготной пенсии, с даты обращения в пенсионный фонд.
Истица Кулиничева Л.А. в судебном заседании поддержала свои исковые требования и просила суд удовлетворить их.
Представитель истицы, согласно ордеру Шехетль В.Ю. в судебном заседании поддержала требования истицы и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – ОСФР по Республике Адыгея, согласно доверенности Софоян Л.М. в судебном заседании возражала относительного заявленных требований и просила в их удовлетворении отказать. В возражение указала, что истица обратилась 11.11.2021 в ОСФР по Республике Адыгея с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
По результатам рассмотрения представленных истицей документов и сведений, имеющихся в распоряжении ОСФР по Республике Адыгея, решением от 14.02.2022 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости общий трудовой стаж Кулиничевой Л.А. составил 26 лет 9 месяцев 5 дней. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсий, составил 3 года 10 месяцев 13 дней, (требуемый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составляет 7 лет 6 месяцев).
Право на назначение досрочной страховой пенсии по старости наступит 06.04.2027 в возрасте 52 года.
Суд, выслушав стороны по делу, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства в их совокупности по правилам статей 55, 56, 71 ГПК РФ, исходя из принципа диспозитивности, установленного статьей 56 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности) имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий праве на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных; законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается о работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (ч. 1 ст. 14 закона N 400-ФЗ)
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей выдаваемыми в установленном порядке территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета является, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствие с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размере страховой и накопительной пенсий при их назначении (абз. 1-3 ст. 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1,2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд РФ осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу положений ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ, работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых и для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ.
Отсутствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета об уплате работодателем страховых взносов не может вменяться в вину истцу и нарушать его право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку обязанность по уплате страховых взносов лежит именно на работодателе.
Действующее пенсионное законодательство на заявителя не возлагает обязанность предоставления каких-либо иных сведений и документов, помимо прямо предусмотренных нормативными актами: трудовая книжка и уточняющая справка-в том случае, когда записи в трудовой книжке не соответствуют требованиям законодательства либо содержат неточности или неясности.
«Правилами подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» предусмотрено, что основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка. После регистрации, периоды работы подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Принимая во внимание, то обстоятельство, что сам работодатель истца подтверждает его работу в спорные периоды в особых условиях труда, неисполнение страхователями указанной обязанности при доказанности правовых оснований для включения спорного периода работы в общий страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, само по себе не может служить основанием для отказа в реализации права застрахованного лица на пенсионное обеспечение.
Действующее пенсионное законодательство на заявителя не возлагает обязанность предоставления каких-либо иных сведений и документов, помимо прямо предусмотренных нормативными актами: трудовая книжка и уточняющая справка - в том случае, когда записи в трудовой книжке не соответствуют требованиям законодательства либо содержат неточности или неясности.
Суд приходит к выводу о том, что решение № 220000032136/82233/21 от 14.02.2022 г. об отказе в установлении пенсии, законно и обоснованно, поскольку в силу положений ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400- ФЗ, работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, суд в удовлетворении требований истицы отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Кулиничевой Людмилы Алексеевны к ГУ ОПФ РФ по <адрес> о признании решения УПФР в <адрес> Республики Адыгея об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязании УПФР в <адрес> РА включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначив истице досрочную пенсию по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца через Майкопский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись
Копия верна. Судья Х.А. Панеш
УИД 01RS0№-50
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № в Майкопском районном суде Республики Адыгея.