Дело №
10RS0006-01-2022-000155-35
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лахденпохья Республика Карелия 16 мая 2022 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А.,
при секретаре Овчарове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филичевой Татьяны Васильевны к Администрации Хийтольского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением по тем основаниям, что после смерти ее свекра – ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, истец и ее супруг ФИО6 продолжили проживать в жилом доме по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом был предоставлен отцу мужа истца – ФИО3, № года рождения, и матери мужа истца – ФИО9, № года рождения, № дороги, как работникам организации, в №. Архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Лахденпохским архивом, подтверждается вселение ФИО3 и ФИО9 в жилой дом до 1939 года постройки по адресу: <адрес>. Трудовой книжкой ФИО3, ФИО6, ФИО2 подтверждается факт трудовых отношений с Октябрьской железной дорогой. Пользование домом семьей ФИО12 подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ Лахденпохского архива. В настоящее время все члены семьи ФИО12, кроме истца, скончались. После смерти мужа в № году в доме постоянно никто не проживал, с этого времени истец владеет домом и имуществом открыто, ни от кого своих прав не скрывая, владение осуществляется непрерывно, добросовестно, как своим собственным. Истец пользуется жилым домом более 30 лет, в настоящее время желает оформить свои законные права на дом в силу приобретательной давности.
Ссылаясь на положении ст. 218, 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), истец просит признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке приобретательной давности право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью № кв.м., № года постройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Истец и ее представитель, по доверенности ФИО11, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указали, что истец и ее семья на протяжении длительного времени, более 30 лет, добросовестно, открыто и непрерывно осуществляют владение спорным домом. После смерти родителей мужа, а впоследствии и самого мужа, истица ухаживает за домом и приусадебным участком, приезжает в дом, как в свой собственный, оплачивает электричество, делает ремонт. Никаких притязаний со стороны других лиц на дом никогда ни у кого не было, поскольку родители мужа вселились в дом на законных основаниях.
Иные стороны по делу при надлежащем извещении отсутствовали.
Ответчик направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, оставил принятие решения на усмотрение суда.
Выслушав истца и его представителя, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Основанием заявленных требований является давностное, непрерывное и добросовестное владение истцом жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, как своим собственным.
В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (п. 1). Гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности (пп. 3 п. 1).
Поскольку п. 5 ст. 10 ГК РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, условие о добросовестности владения считается установленным, если заинтересованное лицо не смогло опровергнуть презумпцию добросовестности. Из положений ст. 12 ГК РФ следует, что законом предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как признание права.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктом 1 ст. 131 ГК РФ определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
В соответствии с положениями ст. 129 ГК РФ недвижимое имущество, право собственности на которые может быть приобретено в силу приобретательной давности, должно быть оборотоспособным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении.
Как разъяснено в п. 16 указанного Постановления Пленума по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 этого же Постановления возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст.ст. 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь.
Причины, по которым сложилась такая ситуация, когда лицо длительно как своим владеет имуществом, на которое у него отсутствуют права, сами по себе значения не имеют при условии добросовестности давностного владельца, открытости и непрерывности такого владения.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО7 заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии: ФИО12 и ФИО12, что подтверждается записью акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 125).
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходился сыном ФИО3 и ФИО9 (л.д. 78, 124).
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 работал на 17 дистанции пути Октябрьской железной дороги (л.д. 71-74).
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 работал на Приозерской дистанции пути Октябрьской железной дороги (л.д. 65-66).
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 работала на Приозерской дистанции пути Октябрьской железной дороги (л.д. 70).
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО8 (истец) заключен брак, после заключения брака присвоены фамилии: ФИО12 и ФИО12 (л.д. 79).
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО9 (л.д. 77) – свекровь истца.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3 (л.д. 76) – свекор истца.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО6 (л.д. 75) – супруг истца.
Согласно сведениям, представленным МКУ «Лахденпохский архив», семья ФИО3 и Александры Ивановны проживали на территории поселка №, в жилом доме, который в похозяйственных книгах указан как коммунальный, до № года постройки, №
Из ответа Выборгской дистанции путей Октябрьской дирекции Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД», следует, что в соответствии с «Планом сооружения – производственно – технологического комплекса Приозерской дистанции пути Санкт – Петербургского отделения структурного подразделения Октябрьской железной дороги» направление Санкт – Петербург – Элисенваара – Сортавала – Суоярви от ДД.ММ.ГГГГ, на перегоне Хийтола-Алхо на 176 км 3-4 пикете справа по ходу километров за полосой отвода железной дороги находится жилой дом, а в полосе отвода железной дороги на территории служебного земельного надела находятся нежилые постройки. В «Перечне объектов недвижимости железнодорожного транспорта на сооружение – производственно – технологического комплекса Приозерской дистанции пути» от ДД.ММ.ГГГГ жилые дома отсутствуют.
Из ответа Отдела архивов Службы управления делами Октябрьской железной дороги следует, что документы о передаче в 2004 году в поселке № с баланса Октябрьской железной дороги в муниципальную собственность Лахденпохского муниципального района хранятся в МКУ «Лахденпохский архив».
Согласно архивной справке МКУ «Лахденпохский архив», ФИО3 – глава семьи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерший в 1984 году, проживал по адресу: <адрес> (Райваттальский сельский Совет) <адрес> Республики Карелия. Вместе с ним проживала ФИО9, жена главы семьи. На ДД.ММ.ГГГГ им принадлежали: жилой дом (коммун.), ПЧ – 16, до 1939 года постройки; земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектара) – №, №;
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: здание, расположенное по адресу: 186700, <адрес>, площадью № кв.м. (л.д. 127, 129-130).
По сообщению Межмуниципального отдела по Сортавальскому, Питкярантскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> за регистрацией прав на <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, никто не обращался, регистрационное дело отсутствуют.
МКУ «Комитет имущественных отношений и жилищно-коммунального хозяйства» сообщил, что объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, Хийтольское сельское поселение, <адрес>, в реестре муниципального имущества Лахденпохского муниципального района не числится.
Согласно справке №, Филичев М.Я. на день смерти до ДД.ММ.ГГГГ проживал постоянно и был прописан в поселке <адрес> Карельской АССР.
Лиц, претендующих на данный дом, не установлено, объект самовольной постройкой не является.
Добросовестность ФИО2, открытость и непрерывность владения более двадцати лет спорным домом, судом под сомнение не поставлены.
Материалами дела подтверждается, что истец добросовестно несет бремя содержания спорного объекта недвижимости, в том числе, в виде оплаты услуг по электроснабжению, что подтверждается представленными расчетной книжкой и счетами по оплате электроснабжения, из которых следует, что с 2000 года ФИО2 оплачивает электроснабжение по адресу: <адрес>, и не оспаривается сторонами по делу.
Из показаний свидетеля ФИО10 следует, что он с детства знал мужа истца ФИО6 и его родителей, которые всегда проживали в доме недалеко от железнодорожных путей в <адрес> Республики Карелия. После смерти родителей, более 30 лет назад, истец с мужем продолжали приезжать в дом, следили за ним, использовали участок, расположенный под домом. Он всегда думал, что дом принадлежит именно им. После смерти мужа – ФИО6, умершего более 20 лет назад, истица со своим сыном всегда приезжает в Карелию, он ее часто видит, они живут в доме в <адрес>. Он лично помогал им ремонтировать дом, присматривает за домом, когда никого нет. Ему неизвестно, чтобы домом еще кто-нибудь пользовался кроме семьи ФИО12 на протяжении более 50 лет.
Из справок, выданных АО «Единым расчетным центром Республики Карелия» и АО «ТНС энерго Карелия» следует, что потребителем коммунальных услуг по адресу: <адрес>, является ФИО2 задолженностей не имеет.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, отсутствие возражений ответчика, суд приходит к выводу, что ФИО2 более 30 лет (с даты смерти супруга ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ) добросовестно, открыто и непрерывно владеет одноэтажным жилым домом, общей площадью № кв.м, № года постройки, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с чем требования истца являются законными и, учитывая отсутствие возражений со стороны ответчика, подлежат удовлетворению.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума высшего Арбитражного Суда № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Филичевой Татьяной Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, в силу приобретательной давности право собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью № кв.м, № года постройки, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для регистрации уполномоченными органами за ФИО2 права собственности на одноэтажный жилой дом, общей площадью №.м, № года постройки, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.А. Сущевская
Мотивированное решение принято 23.05.2022