об отказе в принятии искового заявления
11 июня 2024 года <адрес>
Судья Гатчинского городского суда <адрес> Богданова И.А., рассмотрев исковое заявление Гатчинского городского прокурора в интересах ФИО1 к Администрации Гатчинского муниципального района <адрес>, СНТ <данные изъяты> третьи лица: ТСН «Полет-2» массива «Учхоз», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об обязании установления публичного сервитута, с учетом результатов общественных слушаний и вынесением соответствующего постановления, в отношении земельных участков с к.н. 47:23:1508003:1; к.н. 47:23:0000000:284
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Гатчинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к Администрации Гатчинского муниципального района <адрес>, СНТ «<данные изъяты>» <данные изъяты>», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об обязании в установленном законом порядке установить публичный сервитут, с учетом результатов общественных слушаний и вынесением соответствующего постановления, для беспрепятственного прохода и проезда в отношении земельных участков с к.н. №;к.н. №
В обоснование своих требований истец указал, что ТСН «Полет-2» расположено в массиве садоводств, вблизи <адрес> Гатчинского муниципального района и граничит с землями СНТ «Прометей», СНТ «Балтиец», СНТ «Ленинец» и СНТ « Пламя».
Земельный участок, на котором расположен проезд к ТСН «Полет-2», находится в собственности СНТ «Балтика» и СНТ "Ленинец". Земельные участки поставлены на кадастровый учет в установленных границах. Таким образом, проезд к ТСН «Полет-2» фактически находится в собственности СНТ «Балтиец» и СНТ «Ленинец».
В 2021 году ТСН «Полет-2» обращалось в администрацию Гатчинского муниципального района с заявлением, в том числе о наложении публичного сервитута, однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ №пр заявителю фактически было отказано в установлении публичного сервитута.
Полагая, что отказ нарушает права садоводов, к числу которых относится ФИО1, председатель ТСН «Полет-2» ФИО3 и ФИО1 обратились в прокуратуру <адрес>. Гатчинским городским прокурором во исполнение поручения прокуратуры области от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения земельного законодательства.
На основании вышеуказанного, Гатчинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 об обязании администрации Гатчинского муниципального района установить (с учетом результатов общественных слушаний и вынесением соответствующего постановления) публичного сервитута в отношении земельного участка, принадлежащего СНТ "Балтика" с кадастровым номером №1, и земельного участка, принадлежащего СНТ "Ленинец" с кадастровым номером 47:23:0000000:284, для беспрепятственного прохода и проезда неограниченного круга лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
В силу пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с данным Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Земельным кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень оснований для установления публичного сервитута.
Установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения.
Согласно статье 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло- водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления в соответствии с пунктами 2, 3 статьи 39.41 данного Кодекса.
Как следует из Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 680-О-О указал, что установление публичного сервитута отнесено к компетенции органов публичной власти, действующих в общественных интересах. Установление такого сервитута осуществляется по специальной процедуре, в виде властного предписания, не требующего согласия собственника или судебного решения, поскольку установление публичного сервитута и его необходимость должны быть прямо отражены в соответствующем распорядительном нормативном правовом акте соответствующих властных публичных органов.
Публичный сервитут в интересах частных лиц не может быть установлен, это противоречит основаниям и целям установления публичного сервитута, приведенным в статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в суде, поскольку истец ФИО1, и выступающий в ее интересах прокурор, не наделены правом требовать установления публичного сервитута в отношении частной собственности, т.к. это внесудебная процедура, полномочия по установлению которого законом отнесены к компетенции органов публичной власти.
Вместе с тем, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе обратиться к собственникам земельных участков с кадастровым номером № и кадастровым номером № с просьбой о предоставлении им права ограниченного пользования земельным участком (частного сервитута) для обеспечения прохода и проезда через указанный участок, если будет установлено, что соответствующие нужды истцов не могут быть обеспечены иначе, кроме как установлением сервитута. В случае, если собственники соседних земельных участков не придут к соглашению об установлении или условиях сервитута, согласно положениям пункта 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, спор может быть разрешен судом по иску лиц, требующих установления сервитута, в порядке гражданского судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
определил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░.░. №
░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░: