Дело №
60RS0№-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Опочка
Псковская область 10 июня 2020 года
Опочецкий районный суд Псковской области
в составе председательствующего судьи Беловой Т.В.,
при секретаре Егоровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Опочецкого района Псковской области к Самсонову Алексею Петровичу о взыскании излишне произведенной выплаты на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Опочецкого района Псковской области в лице представителя по доверенности Константинова Н.А. обратилась в суд с иском к Самсонову А.П. о взыскании излишне произведенной выплаты на санаторно-курортное лечение в размере 44 390 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что Самсонов А.П. до 03.04.2020 состоял в трудовых отношениях с Администрацией Опочецкого района Псковской области, где работал в должности начальника отдела. Распоряжением Администрации Опочецкого района Псковской области от 11.02.2020 № 56-рл Самсонову А.П. в связи с уходом в отпуск была произведена выплата на санаторно-курортное лечение в размере, установленном распоряжением Администрации Опочецкого района Псковской области от 27.12.2019 № 597-рл, в сумме 59 730 рублей. 03.04.2020 Самсонов А.П. уволен из Администрации Опочецкого района по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В соответствии с п. 9 Положения о порядке выплаты на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим Администрации Опочецкого района, утв. Решением Собрания депутатов Опочецкого района от 14.03.2014 № 163, при увольнении муниципального служащего с должности муниципальной службы ему выплачивается не полученная в данном календарном году выплата в размере, пропорциональном отработанному времени. Вместе с тем, Самсоновым А.П. была получена полная сумма выплаты на санаторно-курортное лечение и возвратить излишне полученные деньги в сумме 44 390 рублей в добровольном порядке, как не отработавший полный календарный год, Самсонов А.П. отказался. На досудебную претензию, направленную в адрес Самсонова А.П., ответа не последовало, излишне полученные денежные средства в кассу Администрации Опочецкого района внесены не были. Выплата на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим Администрации Опочецкого района предусмотрена законом «Об организации муниципальной службы в Псковской области» как дополнительная гарантия и не относится к заработной плате, удержания из которой регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Константинов Н.А. исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении. При этом пояснил, что счетной ошибки или недобросовестности со стороны ответчика, приведших к выплате ему оспариваемых сумм, в данном случае не имеется. При увольнении Самсонова А.П. спорная сумма не была с него удержана по причине недостаточности сумм, причитающихся при расчете.
Ответчик Самсонов А.П. исковые требования не признал и просил в иске отказать, так как выплаты на санаторно-курортное лечение согласно действующему трудовому законодательству входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и удержание их при увольнении законодательством не предусмотрено.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением Главы Опочецкого района № 49-рк от 22.10.2018 Самсонов А.П. принят на должность консультанта отдела по ГО, ЧС и мобилизационной работе Администрации Опочецкого района с 24.10.2018.
Распоряжением Главы Опочецкого района № 1-рк от 10.01.2019 Самсонов А.П. переведен на должность начальника отдела по ГО, ЧС и мобилизационной работе Администрации Опочецкого района с 14.01.2019.
Согласно распоряжению Главы Опочецкого района № 51-рл от 11.02.2020 Самсонову А.П. за период работы с 24 октября 2019 года по 23 октября 2020 года предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 20 календарных дней с 25 февраля 2020 года по 16 марта 2020 года.
Распоряжением Главы Опочецкого района № 56-рл от 11.02.2020 определено произвести Самсонову А.П. выплату на санаторно-курортное лечение в размере, установленном распоряжением Администрации Опочецкого района Псковской области от 27.12.2019 № 597-рл (л.д. 8).
Распоряжением Главы Опочецкого района № 8-рк от 30.03.2020 действие трудового договора с Самсоновым А.П. прекращено по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, и он уволен с занимаемой должности 03 апреля 2020 года (л.д. 7).
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 28 Закона Псковской области от 30.07.2007 № 700-оз «Об организации муниципальной службы в Псковской области», муниципальному служащему гарантируется осуществление один раз в год выплаты на санаторно-курортное лечение муниципальному служащему, не получившему по месту работы (службы) путевку за счет средств социального страхования либо средств местного бюджета на санаторно-курортное лечение. Размер указанной выплаты определяется исходя из 50 процентов средней стоимости дня пребывания в санаторно-курортной организации, расположенной на территории области, и количества дней ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципального служащего. Исчисление выплаты и порядок ее осуществления производится на основании муниципального правового акта.
Порядок исчисления и осуществления денежной выплаты на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим Администрации Опочецкого района, регулируется Положением о порядке выплаты на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим Администрации Опочецкого района, утв. Решением Собрания депутатов Опочецкого района от 14.03.2014 № 163 (далее – Положение).
Из п.п. 2, 3, 5, 6 Положения следует, что выплата муниципальному служащему производится ежегодно по личному заявлению. Размер выплаты определяется ежегодно, в конце календарного года на следующий год, по группам должностей муниципальной службы области в зависимости от продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска и устанавливается распоряжением Главы Администрации района. Выплата за первый календарный год работы производится по личному заявлению муниципального служащего в конце календарного года пропорционально фактически отработанному времени в данном календарном году. Выплата за второй и последующие годы работы выплачивается при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, части ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительностью не менее 10 календарных дней или дополнительного оплачиваемого отпуска (л.д. 9-11).
Распоряжением Администрации Опочецкого района Псковской области от 27.12.2019 № 597-рл установлена выплата на санаторно-курортное лечение муниципальным служащим Администрации Опочецкого района на 2020 год в размере 59 730 рублей (л.д. 12).
Таким образом, единовременная ежегодная выплата на санаторно-курортное лечение является гарантией муниципального служащего Опочецкого района Псковской области.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что при увольнении муниципального служащего с должности муниципальной службы, ему выплачивается не полученная в данном календарном году выплата в размере, пропорциональном фактически отработанному времени.
При этом согласно норм вышеуказанного Положения каких-либо ограничений размера выплаты на санаторно-курортное лечение при уходе сотрудника администрации в отпуск и возможности его взыскания в том случае, если работник не отработал полный календарный год, не предусмотрено.
Из статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В соответствии со статьей 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Абзацем 5 части 2 статьи 137 ТК РФ предусмотрено, что удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
Согласно части 4 статьи 137 ТК РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» основными принципами муниципальной службы являются приоритет прав и свобод человека и гражданина, стабильность муниципальной службы, правовая и социальная защищенность муниципальных служащих.
Из статьи 3 названного закона следует, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Правовая оценка вышеуказанных норм позволяет суду сделать вывод, что действующее законодательство не содержит оснований взыскания в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск, каких-либо сумм выплаченных ему при уходе в отпуск.
Довод истца о том, что в соответствии с п. 9 Положения при увольнении муниципального служащего, ему выплачивается не полученная в данном календарном году выплата в размере, пропорциональном фактически отработанному времени, не свидетельствует о возможности взыскания в судебном порядке выплаченных денежных средств на санаторно-курортное лечение, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
Поскольку истцом доказательств счетной ошибки или недобросовестности со стороны ответчика, приведших к выплате ему оспариваемых сумм не представлено, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Опочецкого района Псковской области к Самсонову Алексею Петровичу о взыскании излишне произведенной выплаты на санаторно-курортное лечение, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 15.06.2020.
Судья: Т.В. Белова