Дело № 2-2823/2023
УИД 59RS0042-01-2023-000606-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2023 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Селиверстовой О.Ю., при секретаре судебного заседания Шаньшеровой А.А., с участием представителя ответчика Пашиной А.А. – Бурылова А.В., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в городе Перми гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Пермского края к Пашиной Анне Александровне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Пермского края (далее - Министерство) обратилось в суд с иском к Пашиной (ранее Бегуновой) А.А. о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в размер 60 500 рублей и штрафа в размере 121 500 рублей.
В обоснование исковых требований указано, что между Министерством здравоохранения Пермского края и Пашиной (Богуновой) А.А. 16 июня 2016 года был заключен договор о целевом обучении № от в ФГБОУ ВО «ПГМУ им. Академика Е.А. Вагнера», по условиям которого Министерство в период обучения ответчика приняло на себя обязательство оказывать меры социальной поддержки в виде денежных выплат в размере 60 500 рублей, а Пашина А.А. обязалась освоить образовательную программу по программам специалитета и по окончании обучения отработать врачом офтальмологом не менее 3-х лет в ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница». Министерством обязательства по договору исполнены, мера поддержки в период обучения Пашиной А.А. оказана на общую сумму в размере 60 500 рублей. 25 сентября 2017 года Пашина А.А. была принята на работу в ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» на должность врача-офтальмолога, 28 октября 2018 года уволилась по собственному желанию.
Представитель истца в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении требований настаивает.
Ответчик Пашина А.А. в предварительное судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Пашиной А.А.- Бурылов А.В. в предварительном судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просил применить срок исковой давности. Пояснил, что Пашина А.А. уволилась в октябре 2018 года, с этого времени истцу было известно о нарушенном праве.
Представитель третьего лица ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» в предварительное судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.6 ст. 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке.
В соответствии ч.1 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - заказчик целевого обучения).
В соответствии ч.2 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» существенными условиями договора о целевом обучении являются: 1) обязательства заказчика целевого обучения: а) по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину, заключившему договор о целевом обучении, в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период обучения, и (или) других мер; б) по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, не позднее срока, установленного договором о целевом обучении, с указанием места осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией; 2) обязательства гражданина, заключившего договор о целевом обучении: а) по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении (с возможностью изменения образовательной программы и (или) формы обучения по согласованию с заказчиком целевого обучения); б) по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный таким договором.
В соответствии ч.6 ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и (или) осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет он обязан возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки.
Из материалов дела следует, что 16 июня 2016 года между Министерством здравоохранения Пермского края и Пашиной (Богуновой) А.А. был заключен договор № о целевом обучении, по условиям которого Пашина А.А. обязуется освоить образовательную программу по: уровень образования: высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации по программам интернатуры; направление подготовки – офтальмология; реализуемую в ГБОУ ВПО «Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера», успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе и заключить трудовой договор (контракт) с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, а организация обязуется предоставить гражданину меру социальной поддержки и организовать прохождение практики в соответствии с учебным планом (л.д. 6-9).
Организация обязана предоставить гражданину в период его обучения меры социальной поддержки в виде денежных выплат. Денежные выплаты производятся в безналичной форме путем перечисления денежных средств на банковский счет, указанный гражданином, в следующем порядке: за первый семестр каждого учебного года в размере 22 000 рублей не позднее 01 апреля; за второй семестр каждого учебного года в размере 38 500 рублей не позднее 01 августа; обеспечить в соответствии с полученной квалификацией трудоустройство гражданина в ГБУЗ ПК «Чернушинская РБ» (подпункты «а», «в» пункта 3 договора).
Гражданин обязан заключить с организацией указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора трудовой договор (контракт) не позднее через 1 месяц со дня получения соответствующего документа об образовании и о квалификации; возместить организации в течение шести месяцев расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, в случае неисполнения обязательств по трудоустройству; после заключения трудового договора (контракта) с организацией, указанной в подпункте «в» пункта 3 настоящего договора, отработать в данной организации не менее трех лет (подпункты «д», «е», «з» пункта 5 договора).
25 сентября 2017 года Пашина (Богунова) А.А. принята на работу в ГБУЗ ПК «Чернушинская районная больница» на должность врача-офтальмолога, что подтверждается приказом о приеме работника на работу № от 25 сентября 2017 года (л.д. 10).
28 октября 2018 года Пашина (Богунова) А.А. уволилась по собственному желанию, что подтверждается приказом о прекращении трудового договора с работником № от 22 октября 2018 года (л.д. 11).
1 ноября 2018 г. ГБУЗ Пермского края «Чернушинская районная больница» направила в Министерство здравоохранения Пермского края уведомление о том, что Богунова А.А. не выполнила обязательство по целевой интернатуре по договору № от 16 июня 2016 года., уволена по собственному желанию с 28 октября 2018 г.
31 января 2019 года Министерство направило в адрес ответчика требование о возврате расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в размере 60 500 рублей, и уплате штрафа в размере 121 000 рублей в срок до 22 апреля 2019 года (л.д. 15)..
В суд рассматриваемое заявление подано 26 мая 2023 г.
С учетом приведенных норм существенным условием договора, среди прочего, является трудоустройство гражданина в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией.
Следовательно, по истечении 1 месяца после окончания образовательного учреждения ответчик обязана была прибыть в Министерство для получения направления для трудоустройства в больницу, трудоустроиться в больницу, отработать в ней 3 года, в противном случае - возвратить средства, затраченные Министерством на её обучение по договору 2016 года.
Представителем ответчика заявлено о применении к требованиям истца срока исковой давности.
К спорным отношениям подлежат применению нормы трудового законодательства, учитывая, что Министерство по контракту несет расходы на обучение ответчика в образовательном учреждении и организует его трудоустройство, имеет право на возврат затраченных на обучение средств при неисполнении ответчиком обязанности по отработке в больнице согласованного срока. На применение к договорам целевого обучения норм Трудового кодекса Российской Федерации указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02 марта 2020 года N 70-КГ19-3.
Частью 1 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Согласно части 1 статьи 199 Трудового кодекса Российской Федерации ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации (часть 1 статьи 200 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 204 Трудового кодекса Российской Федерации ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (статья 205 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 207 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Согласно статье 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена также и возможность заключения ученического договора, являющегося одним из видов договоров об обучении работника за счет средств работодателя (глава 32 Трудового кодекса Российской Федерации). Последствия невыполнения обучающимся обязательства после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в статье 207 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью второй указанной нормы в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что между работодателем и работником могут заключаться как ученический договор, так и иные договоры об обучении, то есть ученический договор является не единственным видом заключаемых между работником и работодателем договоров об обучении. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем в том числе и на условиях, определенных трудовым договором (пункт 10 Обзора практики рассмотрения судами дел о материальной ответственности работника, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 5 декабря 2018 года).
Статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (часть 4); при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных в том числе частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 5).
Из условий договора от 16 июня 2016 года видно, что он заключен с целью дальнейшего трудоустройства Пашиной (Богуновой) А.А. на предприятие по окончании обучения. Такой договор, несмотря на то, что именовался как договор о целевом обучении, по смыслу части 1 статьи 198 Трудового кодекса Российской Федерации является ученическим договором.
Исходя из характера спорных отношений по возмещению затрат на обучение в образовательной организации высшего профессионального образования, такие споры в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации являются трудовыми спорами, к настоящим требованиям подлежит применению годичный срок обращения в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом годичный срок обращения в суд работодателя с требованиями о взыскании денежных средств, затраченных на обучение в образовательном учреждении, к работнику следует исчислять со дня обнаружения причиненного ущерба, то есть с момента увольнения Пашиной А.А. по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации 28 октября 2018 года.
Таким образом, учитывая, что истец Министерство обратилось в суд с указанными исковыми требованиями с пропуском срока установленного законом, о применении последствий которого было заявлено ответчиком, а также то, что истцом не было представлено доказательств наличия уважительных причин, по которым им был пропущен этот срок, принимая во внимание, что истечение срока давности по исковым требованиям является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Министерства здравоохранения Пермского края (ИНН 5902293308) к Пашиной (Богуновой) Анне Александровне (паспорт .......) о взыскании расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в размер 60 500 рублей и штрафа в размере 121 500 рублей оставить без удовлетворения.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.
Судья О.Ю. Селиверстова