Дело № 2-176/2023
УИД 34RS0019-01-2022-003660-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 марта 2023 года г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Пименовой А.И.,
при секретаре судебного заседания Кардашевой Ю.А.,
с участием представителя истца Коршуновой Л.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Турчиновой Марины Владимировны к администрации городского округа – г. Камышин Волгоградской области об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
первоначально Турчинова М.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа – г. Камышин Волгоградской области, в котором просила восстановить ей срок для принятия наследства – квартиры, находящейся по адресу: Волгоградская .... признать за ней право собственности на указанную квартиру.
В обоснование заявленных требований указала, что 11 апреля 2016 года скончалась ее бабушка Кириловская В.М., которая 19 июля 2004 года оформила на нее завещание, удостоверенное нотариусом г. Камышина Волгоградской области Дубейковской И.В., зарегистрированное в реестре 5236, на свою квартиру, расположенную по адресу: ..... О смерти Кириловской В.М. она узнала своевременно, непосредственно принимала участие в её похоронах. Она знала, что умершая на нее оформила завещание и считала, что если завещание оформлено, то она автоматически является наследником и может оформить наследство в любое время, полагала, что завещание является документом, подтверждающим право собственности. В начале октября 2022 года она решила продать указанную квартиру, завещанную ей бабушкой, однако когда попыталась оформить сделку, то выяснилось, что она должна была оформить и подать заявление нотариусу в течении полугода с момента смерти Кириловской В.М. При этом на протяжении длительного времени она следила за завещанной ей квартирой, оплачивала коммунальные платежи, содержала её, производила ремонт.
На основании изложенного с учетом изменений требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просила установить факт принятия ею наследства – квартиры, расположенной по адресу: .... открывшегося после смерти Кириловской В.М. по завещанию от 19 июля 2004 года, удостоверенному нотариусом г. Камышина Волгоградской области Дубейковской И.В., зарегистрированному в реестре 5236, признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: ....
Истец Турчинова М.В. о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила, доверила представление своих интересов представителю.
Представитель истца Турчиновой М.В. по доверенности Коршунова Л.Е. в судебном заседании исковые требования с учетом их изменений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил суду заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 24-25).
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обстоятельств дела, суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 и статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (пункт 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1).
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (пункт 2).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Согласно пункту 4 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, Турчинова М.В. приходилась Кириловской В.М. внучкой (л.д. 69, 70).
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
19 июля 2004 года при жизни Кириловская В.М. составила завещание, удостоверенное нотариусом г. Камышина Волгоградской области Дубейковской И.В., зарегистрированное в реестре 5236, по которому Кириловская В.М. квартиру, расположенную по адресу: ...., завещала Турчиновой М.В. (л.д. 9). Иных наследников у Кириловской В.М. нет.
Согласно ответу нотариуса Князевой С.В. на экземпляре завещания, находящегося на хранении в Едином нотариальном архиве Волгоградской области, отсутствуют отметки о его отмене либо изменении (л.д. 53).
11 апреля 2016 года Кириловская В.М. умерла (л.д. 10).
Из представленной нотариусом Блудовой Т.Н. копии наследственного дела следует, что 4 июля 2016 года, а также 24 октября 2017 года Турчинова М.В. обратилась к нотариусу (по территориальности) Халатян Ж.К. с заявлениями о принятии наследства по завещанию после умершей 11 апреля 2016 года Кириловской В.М., зарегистрированной на день смерти по адресу: ...., указав, что она является наследником по завещанию, удостоверенному Дубейковской И.В. нотариусом Камышинского района Волгоградской области 19 июля 2004 года по реестру № 5236 (л.д. 67).
14 ноября 2017 года, а также повторно 10 февраля 2018 года нотариусом Блудовой И.Н. в адрес Турчиновой М.В. были направлены уведомления о том, что ее заявления о принятии наследства по завещанию после смерти Кириловской В.М. приняты, ею пропущен шестимесячный срок для принятия наследства, предусмотренный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д. 73, 74).
При этом Турчинова М.В. направляла в адрес нотариуса Блудовой И.Н. заявление о том, что она вложила в перечисленные ею документы еще одно заявление, поскольку она забыла, что ранее обращалась к нотариусу, чтобы оформить наследство в шестимесячный срок, но не направила его в г. Новокубанск нотариусам, в связи с чем прикладывает два заявления, которое было получено нотариусом Блудовой И.Н. (л.д. 76, 79).
Обращаясь в суд с настоящим иском об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на квартиру, Турчинова М.В. ссылалась на то, что на протяжении длительного времени она следила за завещанной ей квартирой, оплачивала коммунальные платежи, содержала её, производила ремонт.
В подтверждение фактического принятия наследства Турчинова М.В. представила квитанции об оплате жилищно-коммунальных услуг от 25 марта 2019 года на сумму 3 768 рублей 23 копейки (л.д. 42), от 31 января 2023 года на сумму 1 114 рублей 10 копеек (л.д. 44), от 31 января 2023 года на сумму 1 068 рублей (л.д. 46), от 31 января 2023 года на сумму 1 233 рублей 69 копеек (л.д. 49), от 31 января 2023 года на сумму 1 151 рубля 68 копеек (л.д. 50), от 15 марта 2019 года на сумму 921 рубль 05 копеек (л.д. 53).
Кроме того, 31 марта 2016 года Турчинова М.В. оплатила за установку ОДПУ за апрель 2016 года сумму 544 рубля 87 копеек (л.д. 56), 22 ноября 2017 года также оплатила за установку ОДПУ за март 2015 года сумму 1 159 рублей 20 копеек (л.д. 55), кроме того, несла расходы по замене сантехнического оборудования, что подтверждается товарными чеками от 5 августа 2022 года на суммы 2 160 рублей и 371 рубль (л.д. 66, 67).
Таким образом, поскольку на момент открытия наследства Турчинова М.В. вступила во владение и пользование наследственным имуществом – квартирой по адресу: .... неся бремя содержания спорного имущества, первая оплата за содержание спорного жилого помещения была произведена в шестимесячный срок с момента открытия наследства, кроме того, истец в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство по завещанию – 4 июля 2016 года (л.д. 67), от принятия наследства не отказывалась, то она считается принявшей наследство, пока не доказано иное, при этом сведений об обратном материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями приведенных выше норм права, оценив доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что Турчинова М.В. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об установлении факта принятия наследства Турчиновой М.В. квартиры, расположенной по адресу: ...., а также признании за ней права собственности в порядке наследования по завещанию от 19 июля 2004 года на указанную квартиру.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Турчиновой Марины Владимировны к администрации городского округа – г. Камышин Волгоградской области об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на квартиру удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Турчиновой Мариной Владимировной <данные изъяты> – квартиры, расположенной по адресу: ...., после смерти Кириловской Варвары Максимовны, умершей 11 апреля 2016 года, по завещанию от 19 июля 2004 года, удостоверенному нотариусом г. Камышина Волгоградской области Дубейковской Ириной Валентиновной, зарегистрированному в реестре под номером 5236.
Признать за Турчиновой Мариной Владимировной (<данные изъяты> право собственности в порядке наследования по завещанию от 19 июля 2004 года на квартиру, расположенную по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Пименова
Мотивированное решение составлено 16 марта 2023 года.
Председательствующий А.И. Пименова