Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1198/2023 ~ М-50/2023 от 09.01.2023

Дело № 2-1198/2023 (УИД 22RS0013-01-2023-000061-50)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 мая 2023 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Т.Ю. Балаба,

при секретаре: М.С. Тайдаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аксеновой ТВ к ОПФР по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Аксенова Т.В. обратилась в суд с указанным иском, просила признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 01.11.2022 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого специального стажа; возложить на ОПФР по Алтайскому краю обязанность по включению в специальный стаж Аксеновой Т.В., требуемый для назначения досрочной пенсии, периода работы с 01.01.2001 по 30.06.2013 в должности преподавателя по классу домры в МБУДО «Детская школа искусств № 4»; возложить на ОПФР по Алтайскому краю обязанность по назначению Аксеновой Т.В. досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с соответствующим заявлением.

В обоснование исковых требований истец Аксенова Т.В. указала на то, что обратилась в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 01.11.2022 в назначении досрочной пенсии по старости истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

В специальный стаж, требуемый для назначения досрочной пенсии, не был включен период работы истца с 01.01.2001 по 30.06.2013 в должности преподавателя по классу домры в МБУДО «Детская школа искусств » в связи с невыполнением условий п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 и п. 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 , в индивидуальном лицевом счете указанный период работы отражен общими условиями.

Истец Аксенова Т.В. с решением ответчика не согласилась, ссылаясь на то, что МБУДО «Детская школа искусств » попадает под действие п. 1.7, п. 2 «Наименования учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Должность преподавателя по классу домры попадает под действие п. 1 «Наименования должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Отражение, либо неотражение в индивидуальном лицевом счете периода работы общими условиями не может приостанавливать действие федерального закона и влиять на назначение досрочной пенсии по старости.

Определением суда от 13.02.2023 по делу произведена замена ответчика ОПФР по Алтайскому краю на его правопреемника – ОСФР по Алтайскому краю.

Истец Аксенова Т.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд находит возможным.

Представитель истца Аксеновой Т.В. Жданов А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.

Представитель третьего лица МБУДО «ДШИ № 4 г. Бийска» Кугай О.Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

Выслушав пояснения представителя истца Аксеновой Т.В. Жданова А.П., представителя третьего лица МБУДО «ДШИ № 4 г. Бийска» Кугай О.Б., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Установлено, что истец Аксенова Т.В. 24.10.2022 обратилась к ответчику ОСФР по Алтайскому краю (ранее – ОПФР по Алтайскому краю) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом специальный стаж педагогической деятельности истца установлен продолжительностью 13 лет 20 дней, вместо требуемого – не менее 25 лет.

Истец Аксенова Т.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 12.03.1999.

В специальный стаж истца решением ответчика не был включен период работы с 01.01.2001 по 30.06.2013 в должности преподавателя по классу домры в МБУДО «Детская школа искусств », поскольку на 01.01.2001 стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, составил менее 16 лет 8 месяцев, в индивидуальном лицевом счете указанный период работы отражен общими условиями, с 01.08.2001 по 18.08.2001, 14 дней в 2002 году, 11 дней в 2003 году, 13 дней в 2006 году истец Аксенова Т.В. находилась в отпусках без сохранения заработной платы.

Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего:

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частями 2, 3 и 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно подпункту «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

В пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, указана должность преподавателя, в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка предусмотрены детские школы искусств.

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В силу п. 12 названных Правил работа в должностях, указанных в пункта 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, фактически воспроизводит положение постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067», предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 01.11.1999 по 31.12.2000 - без ограничений, а начиная с 01.01.2001 - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 01.11.1999 по 31.12.2000 занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (определение от 19.12.2019 № 3376-О, определение от 25.04.2019 № 1097-О).

Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение граждан на пенсионное обеспечение.

МБУДО «Детская школа искусств № 4» является учреждением дополнительного образования детей.

Работа истца в должности преподавателя дополнительного образования после 01.01.2001 могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, только в том случае, если на 01.01.2001 Аксенова Т.В. имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Принимая во внимание, что по состоянию на 01.01.2001 продолжительность специального стажа Аксеновой Т.В. составляла менее требуемых 16 лет 8 месяцев, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 01.01.2001 по 30.06.2013 в должности преподавателя по классу домры в МБУДО «Детская школа искусств № 4».

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе, для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях».

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).

Согласно п. 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из положений ст. 3 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 5 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

Поскольку в силу ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, а Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со ст. 8.1 названного закона осуществляет внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и с учетом того, что в данном случае сведения работодателем в отношении работы истца Аксеновой Т.В. за период с 01.01.2001 по 30.06.2013 в должности преподавателя дополнительного образования не представлялись, сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении истца сданы работодателем без указания кода льготной работы.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работодатель МБУДО «Детская школа искусств № 4» не учитывал спорный период работы как льготный, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах по делу оснований для включения спорного периода работы в специальный стаж истца не имеется, в связи с чем исковые требования подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Аксеновой ТВ (СНИЛС ) отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.

Председательствующий Т.Ю. Балаба

2-1198/2023 ~ М-50/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аксенова Татьяна Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Другие
Жданов Александр Петрович
МБУДО "Детская школа искусств № 4 города Бийска"
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Судья
Балаба Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
biyskygor--alt.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
16.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2023Предварительное судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
13.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
12.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Дело оформлено
25.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее