К делу №2-8131/2022
УИД 23RS0040-01-2022-005066-53
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 декабря 2022 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующей Дордуля Е.К.
при секретаре Швыдченко Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Комендарь М. С. к ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Комендарь М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ-ОПФР по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии.
В обоснование требований указано, что истец является дочерью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ. В период с марта 2018 года по июнь 2021 года отец оказывал истцу материальную помощь. Истец обратилась в адрес ответчика с заявлениями о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, приложив к заявлениям соответствующие документы, подтверждающие нахождение истца на полном материальном обеспечении отца на момент смерти последнего. Решением от 17.11.2021 № 21000036511/1037565/21 в назначении пенсии истцу отказано. В связи с изложенным, согласно уточненным исковым требованиям, заявитель просит установить факт нахождения истца на иждивении отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ ответчика в назначении истцу страховой пенсии по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по случаю потери кормильца на период с 20.06.2021 по 27.06.2022, взыскать с ответчика судебные расходы в размере 35 511,84 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установил, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе, дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет (п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (ч.ч. 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.09.2010 № 1260-О-О, факт нахождения на иждивении, либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Таким образом, установление факта нахождения на иждивении возможно не только при полном содержании лица умершим кормильцем, но и при получении от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключается наличие у лица (члена семьи умершего кормильца) какого-либо собственного дохода.
Согласно правовым позициям, изложенным в судебных актах Конституционного Суда РФ, при освоении лицом образовательной программы в очной форме - в отличие от обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам - устанавливается максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, что предполагает обучение в качестве основного вида деятельности данного лица; исходя из этого, специфика организации учебного процесса в рамках названной формы получения образования существенно ограничивает возможности приобретения детьми умершего кормильца, обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности, а потому отнесение их к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, обусловлено тем, что эти дети, лишившись необходимого материального содержания, для завершения процесса обучения нуждаются в поддержке со стороны государства. (Постановление от 27.11.2009 г. № 18-П, Определение от 17.12.2008 № 1071-О-О).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Комендарь М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении, выданном ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64).
Согласно свидетельству о смерти, выданному Отдела записи актов гражданского состояния Адлерского района города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края 08.07.2021, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65).
Комендарь М.С., обратилась Отдел установления пенсий № 19 ОПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отдела установления пенсий № 19 ОПФР по Краснодарскому краю № 210000365171/1037565/21 от 17.11.2021 истцу отказано в удовлетворении заявления и назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, в связи с отсутствием документального подтверждения нахождения факт нахождения дочери на иждивении отца на день его смерти.
Однако, суд не может согласиться с данным отказом по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона (ч. 2).
Как следует из материалов дела, Комендарь М.С. является лицом, застрахованным в соответствии с Федеральным законом от 15.11.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на момент смерти отца – ФИО2, с 01.09.2018 истец обучалась по очной форме обучения в ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент смерти отца, истец не имела своего дохода, и находилась на полном иждивении отца.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи 264 ГПК РФ).
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьёй 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведённых положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
Под иждивением согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимается нахождение членов семьи кормильца на его полном содержании или получение от него помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств существования.
Таким образом, законодатель под иждивением понимает нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств существования.
Юридическое значение для решения вопроса об иждивенстве лица имеют следующие обстоятельства: постоянный характер оказываемой помощи и помощь как основной источник существования члена семьи умершего. Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).
Понятие «иждивенец» закреплено в ст. 179 ТК РФ, в силу абзаца 2 которой иждивенец – нетрудоспособный член семьи, находящийся на полном содержании работника или получающий от него помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд находит необоснованным отказ Отдела установления пенсий № 19 ОПФР по Краснодарскому краю в назначении Комендарь М.С. страховой пенсии по случаю потери кормильца, поскольку при обращении к ответчику, истцом были представлены документы, подтверждающие ее нахождение на иждивении отца, материальная помощь которого являлась для нее постоянным, и единственным источником средств к существованию, самостоятельного источника дохода не имеет, трудовую деятельность не осуществляет, проходила обучение по очной форме в ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», получение социальной пенсии, стипендий не получала, текущие ежемесячные расходы не в состоянии была нести без материальной поддержки со стороны отца.
27.06.2022 Комендарь М.С. окончила ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», о чем свидетельствует диплом бакалавра.
В силу ст. 22 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, в следующих случаях: страховая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Таким образом, страховая пенсия по случаю потери кормильца должна была быть назначена истцу с 20.06.2021 по 27.06.2022.
Учитывая установленные обстоятельства, суд считает, заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 100 ГПК РФ, Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из приведенных положений процессуального закона следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя. Критерии оценки разумности расходов на оплату услуг представителя определены в разъяснениях названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Рассматривая довод представителя ответчика о чрезмерности размера судебных издержек по оплате услуг представителя, суд, с учетом принципа разумности и справедливости, оценивая степень сложности дела, находит указные издержки подлежащими снижению до 7 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Комендарь М. С. к ГУ-ОПФР по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии удовлетворить в части.
Установить факт нахождении Комендарь М. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки города Сочи на иждивении отца ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ на день смерти последнего.
Признать незаконным отказ ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в назначении Комендарь М. С. страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю назначить Комендарь М. С. страховую пенсию по случаю потери кормильца на период с 20.06.2021 по 27.06.2022.
Взыскать с ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю в пользу Комендарь М. С. судебные расходы в размере 7 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований в большем размере отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Е.К. Дордуля