Дело № 2-820/2023
Поступило в суд 09.01.2023 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2023 года г. Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Зюковой О.А.
при секретаре Телепиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бердска к ООО САПФИР о признании права собственности отсутствующим, признании имущества федеральной собственностью,
установил:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование своих исковых требований указал, что прокуратурой района проверено соблюдение собственниками, организациями-балансодержателями защитных сооружений гражданской обороны требований законодательства о гражданской обороне. Установлено, что по адресу <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны - укрытие (инвентарный номер №У0177-55). Указанный объект ЗСГО ранее относился к категории «убежище», на основании акта об изменении типа ЗСГО Х22003-55 ООО «Сапфир» указанное ЗСГО переведено из типа «убежище» в тип «укрытие». Спорное помещение, являющееся объектом ЗСГО, в настоящее время находится на праве собственности коммерческой организации, что препятствует его использованию для защиты неопределенного круга лиц по специальному назначению в особый период. Прокурор просит признать право собственности на имущество - укрытие (инвентарный номер №№), расположенное по адресу <адрес>, площадью 330,6 кв. м., зарегистрированное за Обществом с ограниченной ответственностью «Сапфир», отсутствующим и признать имущество - укрытие (инвентарный номер №№), расположенное по адресу <адрес>, площадью 330,6 кв. м., федеральной собственностью.
Представитель истца Филиппенко В.Е. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Ответчик ООО САПФИР в судебное заседание не явился, извещен. С учетом мнения остальных лиц, участвующих в деле, суд определил продолжить рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица ГУ МЧС по НСО с иском полностью согласен.
Представитель территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, согласно которому полагает, что спорное помещение имеет статус объекта гражданской обороны. Правительство РФ не принимало решения по приватизации спорного объекта, являющегося ЗС ГО. При этом, согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны. В силу п.6 ст.43 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, вне зависимости от того, когда спорный объект был внесен в реестр федерального имущества, а также вне зависимости от наличия или отсутствия государственной регистрации прав в отношении такого объекта, он является федеральной собственностью в силу закона. Пунктами 1.2, 2.1, 2.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) от 15.12.2002 №583 предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Статус спорного помещения в качестве объекта защитного сооружения гражданской обороны подтверждается паспортом убежища. Таким образом, наличие зарегистрированного права собственности ответчика на спорное имущество является юридическим лишением права собственности Российской Федерации без лишения фактического обладания спорным имуществом (владения). Оспаривание наличия такой регистрации возможно только путем предъявления иска, решение по которому будет являться основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП. Ввиду специфики спорного имущества, определяющей возможность его нахождения исключительно в собственности РФ, единственным механизмом восстановления нарушенных прав РФ является внесение записи в ЕГРП о праве собственности РФ на спорное имущество, т.е. государственная регистрация права собственности РФ. При таких обстоятельствах, считают, что заявленные требования прокурором г. Бердска являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
При этом, виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом, что предусмотрено ч.2 ст.129 ГК РФ.
Как разъяснено в постановлении ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства РФ.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г.Бердска проверено соблюдение собственниками, организациями-балансодержателями защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗСГО) требований законодательства о гражданской обороне.
Установлено, что по адресу <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны - укрытие (инвентарный номер №У0177-55).
Указанный объект ЗСГО ранее относился к категории «убежище», на основании акта об изменении типа ЗСГО Х22003-55 ООО «Сапфир» указанное ЗСГО переведено из типа «убежище» в тип «укрытие».
Спорное помещение имеет статус объекта гражданской обороны.
Правительство РФ не принимало решения по приватизации спорного объекта, являющегося ЗС ГО.
При этом, согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, установлен запрет приватизации защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п.6 ст.43 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» имущество, которое в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, изданными им до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, вне зависимости от того, когда спорный объект был внесен в реестр федерального имущества, а также вне зависимости от наличия или отсутствия государственной регистрации прав в отношении такого объекта, он является федеральной собственностью в силу закона.
Пунктами 1.2, 2.1, 2.2 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) от 15.12.2002 №583 предусмотрено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Статус спорного помещения в качестве объекта защитного сооружения гражданской обороны подтверждается паспортом убежища.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 №359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями» объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся; пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В целях сохранения объектов и имущества Гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых обществу по договору на ответственное хранение и в пользование, что предусмотрено п.5 Постановления Правительства РФ от 23.04.1994 №359.
В соответствии с типовым договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 №359, предприятие принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны. Предприятие обязуется: сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество хражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и т.д.
Согласно п.1.7 и п.1.8 Приказа МЧС России от 15.12.2002 №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317) готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности руководителя ГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий; по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов и т.д.
В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций, что предусмотрено ч.4 ст.18 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне». При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 №227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» что расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности, возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных им на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте 1 настоящего Постановления, финансируются: бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений- организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, - путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Таким образом, действующими нормативными актами установлен специальный порядок содержания и эксплуатации объектов гражданской обороны, согласно которому объекты гражданской обороны не подлежат приватизации и являются собственностью Российской Федерации; организации, при которых были созданы объекты гражданской обороны, не подлежащие в силу закона приватизации, обязаны самостоятельно сохранять данные объекты и поддерживать их в надлежащем состоянии, в том числе, в рамках заключаемых типовых договоров о сохранении объектов гражданской обороны; финансирование мероприятий по поддержанию объектов гражданской обороны осуществляется за счет средств самой организации и только в специальных случаях может быть возмещено из соответствующего бюджета.
В соответствии с п.52 Постановление Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, наличие зарегистрированного права собственности ответчика на спорное имущество является юридическим лишением права собственности Российской Федерации без лишения фактического обладания спорным имуществом (владения). Оспаривание наличия такой регистрации возможно только путем предъявления иска, решение по которому будет являться основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.
Ввиду специфики спорного имущества, определяющей возможность его нахождения исключительно в собственности РФ, единственным механизмом восстановления нарушенных прав РФ является внесение записи в ЕГРП о праве собственности РФ на спорное имущество, т.е. государственная регистрация права собственности РФ.
Таким образом, требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ 330,6 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №№), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ 330,6 ░░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.05.2023 ░.