55RS0007-01-2023-007494-39
Дело № 2-541/2024 (2-6189/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о защите пенсионных прав,
установил:
К.Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области (далее – ОСФР по Омской области) о защите пенсионных прав.
В обоснование указала, что 25.06.2021 обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением об установлении пенсии в соответствии с пп. 10 п. 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Решением пенсионного органа от 30.07.2021 в установлении пенсии отказано. Указанное явилось основанием для обращения К.Е.В. в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Решением Шербакульского районного суда Омской области от 21.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 05.10.2022, по гражданскому делу № исковые требования К.Е.В. удовлетворены, за истцом признано право на назначение пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года. Вместе с тем, вопреки выводам постановленных по ее иску судебных актов пенсия по старости назначена истцу с 01.07.2023 на основании заявления от 21.07.2023.
С учетом уточнения исковых требований, просила признать незаконным отказ пенсионного органа в осуществлении перерасчета пенсии по старости, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости, назначив пенсию с даты возникновения права, то есть с 01.06.2021, произвести соответствующие выплаты.
В судебном заседании истец К.Е.В. участия не принимала, ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, представила в материалы дела заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика ОСФР по Омской области В.Е.В., действующая на основании доверенности, в ходе судебного разбирательства против удовлетворения заявленных истцом требований возражала.
Исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы гражданского дела 2-384/2022 Шербакульского районного суда Омской области, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.06.2021 К.Е.В. обратилась в орган пенсионного обеспечения с заявлением об установлении пенсии в соответствии с пп. 10 п. 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением пенсионного органа от 30.07.2021 в установлении пенсии отказано. Указанное явилось основанием для обращения К.Е.В. в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решением Шербакульского районного суда Омской области от 21.07.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 05.10.2022, по гражданскому делу № по иску К.Е.В. постановлено:
«Исковые требования К.Е.В. удовлетворить.
Признать за К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на назначение пенсии по старости, предусмотренную Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением возраста выхода на пенсию 2 года».
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.03.2023 решение Шербакульского районного суда Омской области от 21.07.2022, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 05.10.2022 оставлены без изменения, апелляционная жалоба ОСФР по Омской области – без удовлетворения.
Вступившими в законную силу судебными актами установлен факт проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом в период более четырех лет, в связи с чем сделан вывод, что К.Е.В. имеет право на снижение пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» на 2 года (1 год - на первоначальную величину + 1 год - за каждые 4 года проживания на указанной территории), т.е. 55 лет – 2 года, соответственно, она приобрела право на назначение пенсии по достижении возраста 53 лет.
Вместе с тем, по настоящему гражданскому делу судом установлено и стороной ответчика не оспаривалось, что пенсия истцу назначена с 01.07.2023 по ее заявлению от 21.07.2023.
Указанное явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о страховых пенсиях страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в названный Федеральный закон.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Закону о страховых пенсиях) (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях).
В разделе IV Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного Закона, относятся: граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Согласно статье 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие названного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Изданием Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» федеральный законодатель гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы 26.04.1986, в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию (статья 3 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
В силу требований статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона РФ № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регламентировано, что право на пенсию в соответствии с названным Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 указанной статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, пенсия назначена истцу с 01.07.2023 с учетом обстоятельств, установленных названными выше решением и апелляционным определением по гражданскому делу №.
Вместе с тем, предметом оценки суда в рамках гражданского дела № являлись обстоятельства, имевшие место до обращения истца с заявлением о назначении пенсии по старости как первоначального от 25.06.2021, так и повторного от 21.07.2023.
По правилам части 2 статьи 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 2 статьи 209 ГПК РФ после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Принимая во внимание одноименный состав участников процесса по настоящему гражданскому делу и гражданскому делу № 2-384/2022, обстоятельства возникновения материальных правоотношений сторон, суд приходит к выводу, что установленные в рамках гражданского дела № 2-384/2022 обстоятельства имеют для настоящего спора преюдициальный характер и не подлежат оспариванию.
Таким образом, вступившими в законную силу судебными актами по делу № 2-384/2022 установлено право истца на назначение пенсии со дня достижения возраста 53 лет.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», установление пенсии производится по заявлению гражданина. При этом, обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, предусмотренная названным Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Как следует из материалов пенсионного дела, обращение за назначением пенсии последовало 25.06.2021, в связи с чем пенсия по старости в соответствии с п. 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» подлежала назначению истцу с 01.06.2021.
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26.09.2006) также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право напенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение рассматриваемой пенсии.
Таким образом, из приведенного правового регулирования и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
Как указано выше, первоначальное обращение с заявлением о назначении пенсии последовало от истца 25.06.2021, следовательно, на ответчика подлежит возложению обязанность по назначению истцу пенсии с даты возникновения права на назначение пенсии, то есть с 01.06.2021.
Принимая во внимание изложенные выше нормативные положения применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ОСФР по Омской области обязанности произвести начисление и выплату К.Е.В. недополученной пенсии за период с 01.06.2021 по 30.06.2023.
По правилам пункта 5 части 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождаются, в том числе, истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Исходя из изложенного, излишне уплаченная истцом государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит возврату.
По правилам статьи 333.40 ГПК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования К.Е.В. удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области назначить К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), пенсию в соответствии с пп. 10 п. 1 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьей 37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - с 01.06.2021.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области произвести начисление и выплату недополученной пенсии К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), за период с 01.06.2021 по 30.06.2023.
Возвратить К.Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС <данные изъяты>), государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную согласно чек-ордеру от 23.10.2023 (операция 4952).
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 05 марта 2024 года.