Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-911/2024 ~ М-709/2024 от 05.06.2024

Гражданское дело №2-911/2024

    УИД    66RS0057-01-2024-001016-74

    Мотивированное решение изготовлено 05.08.2024

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2024 года                                                  г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Жерновниковой С. А.,

при секретаре Черновой Е. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к Зыковой С.Л. о взыскании денежных средств за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки,

установил:

Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Специализированная автобаза» обратилось в суд с иском к Зыковой С.Л. о взыскании денежных средств за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки.

В обоснование искового заявления истец указал, что Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие (далее также - ЕМУП «Спецавтобаза», Региональный оператор, Истец) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 № 185).

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6, ч. 4. ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон № 89-ФЗ), п.п. 4, 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее также - Правила обращения с ТКО), исключительно региональный оператор вправе осуществлять обращение ТКО в соответствующей зоне деятельности, в настоящем случае - ЕМУП «Спецавтобаза» в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области.

Между Зыковой С.Л. (далее также - Потребитель, Ответчик) и ЕМУП «Спецавтобаза» заключен договор от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - Договор).

Из содержания п. 8 (17) раздела 1(1) Правил обращения с ТКО следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16- й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

В соответствии с пунктом 8(18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению С твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором.

Данный вывод подтверждается соответствующей судебной практикой (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу № А60-52730/2019, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2020 по делу № А60-52730/2019 от 23.03.2020 по делу № А60-59772/2019, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу № А60-35836/2020)».

В свою очередь, отсутствие договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором является в силу ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ основанием для привлечения Потребителя к административной ответственности (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.01.2020 по делу № 16-300/2020).

Согласно п. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее также - Закон № 458-ФЗ), отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Ответчик (далее также - Потребитель) является собственником ТКО, которые были образованы на объектах образования ТКО (указаны в Приложении № 1 к Договору), находящихся в границах зоны деятельности ЕМУП «Спецавтобаза» как регионального оператора.

Таким образом, исключительно ЕМУП «Спецавтобаза» или привлеченные им на основании п. 23 Правил обращения с ТКО операторы по транспортированию ТКО могли и имели право оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении Потребителя.

Данный вывод подтверждается соответствующей судебной практикой (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу № А60-22378/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу № А60-44849/2020).

Никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям. В противном случае такая деятельность является незаконной, нарушающей положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2021 по делу № А60-25212/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу № А60-22378/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу № А60-35836/2020).

ЕМУП «Спецавтобаза» надлежащим образом исполнило свои обязанности по Договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт оказания услуг Потребителю подтверждается выставлением счетов-фактур, направлением актов оказанных услуг. Данный стандарт доказывания является достаточным (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу № А60- 42070/2020).

Как было указано ранее, никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям. В противном случае такая деятельность является незаконной, нарушающей положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Постановление "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА" Арбитражного суда Уральского округа от 10.02.2021 по делу № А60-25212/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу № А60-22378/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу № А60-35836/2020).

Согласно п. 16 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

В адрес регионального оператора не направлялся акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору.

В дополнение факт оказания услуг подтверждается отчетами, сформированными по данным навигации. Суды признают данные отчеты надлежащим и достаточным доказательством оказания услуг по обращению с ТКО (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу № А60-22607/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу № А60-15793/2020, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу № А60-21166/2020).

Следовательно, факт оказания услуг Региональным оператором является доказанным.

На основании п. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Как было ранее указано, ЕМУП «Спецавтобаза» имеет заключенное с МинЖКХ СО соглашение от 12.01.2018, а Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 № 200-ПК был установлен единый тариф на услугу ЕМУП «Спецавтобаза» как регионального оператора по обращению с ТКО, который действует с 01.01.2019.

Следовательно, обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО возникла у Потребителя начиная с 01.01.2019.

Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора. Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором, в связи с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2020 по делу № А60-25212/2020).

Между тем в нарушение требований действующего законодательства и условий Договора Ответчик не оплатил оказанные услуги в период 01.01.2019 по 30.11.2023 в размере 58 405 (пятьдесят восемь тысяч четыреста пять) руб. 04 коп. (расчет долга приложен к настоящему исковому заявлению).

В соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В связи с этим Ответчик обязан уплатить Истцу денежные средства в размере 58 405 (пятьдесят восемь тысяч четыреста пять) руб. 04 коп. в качестве основного долга по Договору.

Расчет размера платы производится следующим образом:

На основании ч. 1 ст. 24.8 Закона № 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 24.9 Закона № 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее также - Правила коммерческого учета), в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета.

На основании п. 5 Правил коммерческого учета коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

В отношениях с Потребителем применяется способ коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

Согласно ст. 2 Закона № 89-ФЗ под нормативом накопления твердых коммунальных отходов понимается среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Постановлениями РЭК Свердловской области от 30.08.2017 № 77-ПК и № 78-ПК утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов исходя из категории объекта образования ТКО с установлением соответствующих расчетных единиц.

Таким образом, подлежит использованию следующая формула расчета платы за услугу по обращению с ТКО: Р = V * N * Т, Где: V - объем услуги (количество расчетных единиц) N - применяемый норматив накопления исходя из категории объекта образования ТКО Т - действующий единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО

На основании п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно п. 22 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утв. постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Общий размер неустойки по состоянию на 12.01.2024 в связи с просрочкой исполнения обязательства по оплате услуг Регионального оператора составляет 2 638 (две тысячи шестьсот тридцать восемь) руб. 32 коп. (расчет неустойки приложен к настоящему исковому заявлению).

Обязательства по оплате стоимости оказанных услуг возникают у ответчика не с даты направления или вручения счетов, счетов-фактур и актов приема-передачи, а с момента получения услуг; неполучение счетов, счетов-фактур и актов приема-передачи не может быть признано обстоятельством, исключающим обязанность ответчика произвести оплату (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 по делу № А60-22384/2020).

Истцом был соблюден досудебный (претензионный) порядок, что подтверждается почтовыми документами об отправке досудебной претензии в адрес Ответчика.

Также Истцом были понесены следующие судебные расходы: связанные с оплатой государственной пошлины в размере 2031 (две тысячи тридцать один) руб. 30 коп. (приложены подтверждающие документы); связанные с отправкой искового заявления в размере 74 (семьдесят четыре) руб. 00 коп. (приложены подтверждающие документы);

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 131, 132 ГПК РФ, Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Специализированная автобаза» просит взыскать с Зыковой С.Л. денежные средства в размере 58 405 руб. 04 коп. в качестве основного долга по договору от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; денежные средства в размере 2 638 руб. 32 коп. в качестве неустойки по договору от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; продолжить начисление неустойки по договору от 29.12.2018 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за каждый расчетный период просрочки исполнения Ответчиком обязательств, предусмотренных договором, по день фактического исполнения обязательства, за исключением периода действия моратория согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами»; денежные средства в размере 2031 руб. 30 коп. в качестве судебных расходов по оплате государственной пошлины, денежные средства в размере 74 руб. 00 коп. в качестве судебных расходов по отправке искового заявления.

В судебное заседание представитель истца ЕМУП «Спецавтобаза» не явился, извещен надлежащим образом и в срок (л.д. 5,6 т. 2).

Ответчик Зыкова С. Л. в судебном заседании отсутствовала, о времени судебного заседания была извещена надлежащим образом и в срок (л.д. 4 т. 2), представила в суд письменные возражения, согласно которым считает, что в удовлетворении исковых требований ЕМУП «Спецавтобаза» необходимо отказать. При этом указывает, что как следует из норм гражданского законодательства Российской федерации (статья 779 ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В данном случае, до настоящего времени, исполнителем ЕМУП «Спецавтобаза» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ей не оказывались, единственным отходом предприятия являлась макулатура (бумажные отходы), которая была утилизирована путем сдачи ее сторонней организации.

Согласно исковых требований период задолженности исчислен с 01.01.2019 года по 30.11.2023 года, в связи с этим, ответчик, ссылаясь на ст. ст. 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 (ред. от 07.02.2017) «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского Кодекса Российской Федерации об исковой давности», просит применить срок исковой давности, и в исковых требованиях отказать именно по данному основанию. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. В случае принятия судом решения об удовлетворении требований истца, также просит снизить размер неустойки (л.д. 7-8 т.2).

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.233 ГПК РФ, с согласия истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса).

Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Положениями ст. 154 ЖК РФ предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4).

В соответствии с ч. 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Часть 2 статьи 153 ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень лиц, на которых законом возложена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В силу п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с положениями пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается при направлении региональным оператором соответствующего предложения потребителю либо в случае непосредственного направления потребителем заявки на заключение договора.

Согласно пункту 8(17) Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с пп. в п. 8 (1) Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Как установлено судом, ответчик Зыкова С. Л. является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, помещение , с ДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из ЕГРН.

Истец ЕМУП «Спецавтобаза» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании Соглашения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищного хозяйства Свердловской области и ЕМУП «Спецавтобаза», которым определена зона деятельности регионального оператора, в том числе, Талицкий городской округ.

Между ЕМУП «Спецавтобаза» и Зыковой С.Л. был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 15-17 т.1).

Исходя из Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным на условиях типового договора независимо от отсутствия договора в виде единого документа, подписанного потребителем и региональным оператором, и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Таким образом, заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным как для регионального оператора, так и для собственника твердых коммунальных отходов (ответчика Зыковой С.Л.).

На основании п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места накопления ТКО на территории Талицкого городского округа определяются распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Талицкого городского округа и включаются в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Талицкого городского округа.

Как следует из реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Талицкого городского округа, утвержденных распоряжением начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа от 13.12.2022 № 132, предусмотрена в том числе, площадка по адресу: <адрес>.

Как следует из статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со статьей 51 указанного Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нормы Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» предъявляют жесткие требования к сбору и транспортированию отходов - лицензирование, наличие специального транспорта и специально обученного персонала.

По общему правилу оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся твердые коммунальные отходы потребителя.

Таким образом, исключительно ЕМУП «Спецавтобаза» или привлеченные им на основании п. 23 Правил обращения с ТКО операторы по транспортированию ТКО могли и имели право оказывать услуги по транспортированию (вывозу) ТКО в отношении Потребителя.

ЕМУП «Спецавтобаза» надлежащим образом исполнило свои обязанности по Договору в виде приемки ТКО и обеспечения их транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт оказания услуг Потребителю подтверждается выставлением счетов на оплату, направлением актов сдачи-приемки оказанных услуг, а также отчетами, сформированными по данным навигации (л.д. 80-136 т.1, л.д. 21-34 т. 1, л.д. 35-59 т.1).

Следовательно, факт оказания услуг региональным оператором является доказанным.

На основании п. 8 ст. 23 Закона № 458-ФЗ обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

ЕМУП «Спецавтобаза» имеет заключенное с МинЖКХ СО соглашение от 12.01.2018, а Постановлением РЭК Свердловской области от 05.12.2018 № 200-ПК был установлен единый тариф на услугу ЕМУП «Спецавтобаза» как регионального оператора по обращению с ТКО, который действует с 01.01.2019.

Следовательно, обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО возникла у Зыковой С. Л., начиная с 01.01.2019.

На основании ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы ответчика Зыковой С. Л. о том, что единственным отходом предприятия являлась макулатура, которая была утилизирована путем сдачи ее сторонней организации, и при этом ЕМУП «Спецавтобаза» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывала, не освобождает ответчика от заключения спорного договора и оплаты услуг, поскольку объемы накопления твердых коммунальных отходов и тарифы устанавливаются Постановлениями РЭК Свердловской области для всех граждан, проживающих на территории Свердловской области. Документов, опровергающих факт оказания услуг истцом в спорный период, ответчиком не представлено, как и не представлено доказательств, подтверждающих факт оказания иным лицом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором, в связи, с чем на ответчика возложена обязанность по оплате услуг регионального оператора.

Между тем в нарушение требований действующего законодательства и условий Договора Ответчик не оплатил оказанные услуги в период с 01.01.2019 по 30.11.2023 в размере 58405 руб.04 коп.

В соответствии со ст. 309, 310 названного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В связи с этим, ответчик обязан уплатить истцу денежные средства в качестве основного долга по Договору.

При этом, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, а в соответствии с п.2 данной статьи по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности, во всяком случае, не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда от 29.09.2015 N43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.

Внесение платы за услугу по обращению с ТКО не производилось Зыковой С. Л., начиная с 01.01.2019.

Задолженность, которую истец просит взыскать с ответчика, образовалась за период с 01.01.2019 по 31.12.2023, то есть, срок исковой давности по платежам за период с 01.01.2019-31.05.2021 истек задолго до обращения истца в суд, имевшее место 05.06.2024 года.

Истец до 5 июня 2024 года с иском в суд с целью защиты нарушенного права не обращался, в указанную дату им было подано исковое заявление, то есть за пределами срока исковой давности по повременным платежам, за период с 01.01.2019-31.05.2021.

Согласно ч.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Исходя из положений ч.1 ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

В соответствии с ч.2 ст.199 ГК РФ пропуск срока исковой давности, о котором заявил ответчик, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п. 2.2 Договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом пропущен, начиная с платежа, подлежащего уплате в срок до 25 числа месяца, в котором была оказана услуга.

В связи с вышеизложенным, взысканию с ответчика Зыковой С. Л. подлежит задолженность за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.06.2021 по 30.11.2023 в размере 35167руб.22коп.

При расчете истцом применены верные тарифы и нормативы накопления ТКО, утвержденные в установленном законом порядке компетентным органом.

Разрешая исковые требования о взыскании неустойки, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.

Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 (ред. от 22.06.2021) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).

Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Согласно п. 6.2 Договора в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Потребителем обязательств по оплате Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя оплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, в случае если иной размер ответственности Потребителя за просрочку внесения платы за услугу по обращению с ТКО не установлен законодательством Российской Федерации.

Период взыскания неустойки определен истцом, с учетом моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, исходя из периода образования задолженности по обращению с ТКО с 26.12.2022 года по 12.01.2024 года.

При определении размера неустойки, подлежащей взысканию, суд принимает расчет, представленный истцом, который был проверен судом и является правильным, общий размер неустойки за указанный период в связи с просрочкой исполнения обязательства по оплате услуг регионального оператора определен им в сумме 2638,32 руб. (л.д. 144-148 т. 1).

Каких-либо доказательств в его опровержение, в том числе собственного расчета, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Указанную сумму неустойки суд не находит несоразмерной и оснований для ее уменьшения, вопреки доводам ответчика, не усматривает.

Таким образом, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца с продолжением начисления процентов до момента фактического исполнения решения суда.

В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом при обращении в суд оплачена государственная пошлина в размере 2031руб.30коп., исходя из цены иска, при этом истец просил возместить указанные расходы по оплате госпошлины, а также просил взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с отправкой искового заявления в размере 74руб.00коп.

В связи с удовлетворением требования о взыскании с ответчика задолженности за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в пользу истца в части, в его пользу с ответчика подлежат судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 61,93 % (37805,54 : 61043,36 х 100 %), соответственно, судебные расходы подлежат возмещению в указанном размере (61,93 %).

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» к Зыковой С.Л. о взыскании денежных средств за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки, удовлетворить в части.

Взыскать с Зыковой С.Л., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в                <адрес> (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ Буткинским отделением милиции ОВД Талицкого района Свердловской области) в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (ИНН 6608003655) задолженность за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 35167руб.22коп., неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2638руб.32коп., продолжив начисление неустойки за каждый расчетный период просрочки исполнения обязательств, по день фактического исполнения обязательства.

Взыскать с Зыковой С.Л., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в                  <адрес> (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ Буткинским отделением милиции ОВД Талицкого района Свердловской области) в пользу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (ИНН 6608003655) судебные расходы по оплате почтовых отправлений в размере 45руб.83коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1257руб. 98коп.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                               Жерновникова С.А.

2-911/2024 ~ М-709/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ЕМУП "Специализированная автобаза"
Ответчики
Зыкова Светлана Лукинична
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Жерновникова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
talicky--svd.sudrf.ru
05.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Подготовка дела (собеседование)
16.07.2024Подготовка дела (собеседование)
16.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2024Судебное заседание
05.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.08.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
23.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее