Дело № 12-78/2022 (12-1012/2021)
УИД 92RS0002-01-2021-007108-20
РЕШЕНИЕ
14 февраля 2022 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда г. Севастополя Кныш Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» по доверенности Станицкого В.В. на постановление начальника территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю №23-00037 от 18.11.2021 о привлечении к административной ответственности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» по ст. 6.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Мелюх А.Н. от 18.11.2021 ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
01.12.2021 представитель ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» обратился в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности, в которой ставит вопрос об его отмене, указывая на то, что учреждение не является хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги населению, оспаривает квалификацию деяния.
В суде представитель заявителя Станицкий В.В. доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Представитель административного органа Рауткин В.Г. возражал в удовлетворении жалобы, считая постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст.6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в связи с выполнением ежегодного плана проведения плановых проверок на 2021 год, в отношении юридического лица ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» (юридический адрес: г. Севастополь, ул. Университетская, д.33) с 20.09.2021 по 01.10.2021 проведена плановая выездная проверка соблюдения требований санитарного законодательства.
По результатам проведения проверки установлено, что
здания учебных корпусов по ул. Университетская, 33, ул. Гоголя,14, ул. Курчатова, 7, ул. Репина, 3, не подключены к централизованной системе горячего водоснабжения, водонагревающие устройства не установлены,
в учебном корпусе по ул. Репина, 3, в спортивном зале на потолке имеются следы протеканий, с признаками поражения грибком, в санузле трещины штукатурки, в коридоре 3го этажа стены и потолок имеют повреждения,
по ул. Курчатова,7, в коридоре северного крыла имеются нарушения целостности потолка (отвалилась штукатурка), деформация пола (паркета), ул. Гоголя, 14, нуждаются в проведении ремонтных работ аудитории №312, 314, 316, частично коридор 2го этажа (потолок),
санитарно-техническое состояние канализационно-насосной станции по ул. Курчатова, 7, неудовлетворительное (покрытие пола, стен имеют дефекты), что не позволяет провести уборку с применением моющих и дезинфицирующих средств,
в учебном корпусе по ул. Гоголя, 23, не функционируют 2 туалета,
в коридорах учебных корпусов по ул. Университетская, 33 (цокольный этаж, 6 этаж), ул. Гоголя,14 (2 этаж, аудитория №307), ул. Курчатов, 7 («северное» крыло, «южное» крыло), ул. Репина, 3 (коридор 3 этаж) источники искусного освещения частично содержатся в неисправном состоянии,
конструкция окон по ул. Гоголя, 14 (аудитории №307, 312, 314, 316) не обеспечивает проведение в полном объеме проветривание помещений, оконные проемы деформированы, тем самым не обеспечиваются безопасные в санитарно-эпидемиологическом отношении условия обучающимся.
По данному факту, полагая нарушенными требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившихся в нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений, транспорта, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении учреждения к административной ответственности.
Однако с выводами должностного лица в части квалификации деяния указанного лица по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 30 марта 1999 года 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
В рассматриваемом случае при проведении плановой выездной проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещений и оборудования образовательного учреждения, то есть нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей в таких организациях.
Статья 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой и устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статья 6.7 названного Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.
Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, подростков и молодежи.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм, установлена другими статьями Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Из содержания изложенных норм права следует, что статья 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной нормой по отношению к статье 6.4 названного Кодекса, так как, несмотря на то, что помещение (здание) общеобразовательного учреждения является видом общественных помещений (зданий), однако, нарушение санитарных правил, регламентирующих гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательном учреждении, в том числе применительно к зданию (помещению) общеобразовательного учреждения, соответственно влечет ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, предусмотренную статьей 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, предусмотренную статьей 6.4 названного Кодекса.
Субъектом административной ответственности за совершение правонарушения по части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые юридические лица, деятельность (либо бездеятельность) которых нарушила санитарно-эпидемиологические требования к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также учебникам и иной издательской продукции.
Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» квалифицировано неправильно.
Переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Данная правовая позиция выражена в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Между тем, составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.4 и частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм тождественными не являются.
Санкция части 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей, санкция статьи 6.4 названного Кодекса для юридических лиц предусматривает наказание от десяти до двадцати тысяч рублей.
Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного деяния со статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 6.7 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление Территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу Севастополю от 18.11.2021 N 23-00037, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в деянии ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 названного Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» по доверенности Станицкого В.В. – удовлетворить,
постановление начальника территориального отдела по городу федерального значения Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю Мелюх А.Н. от 18.11.2021 №23-00037 о привлечении к административной ответственности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» по ст. 6.4 КоАП РФ - отменить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья /подпись/ Н.Н. Кныш
Копия верна: Решение не вступило в законную силу
Судья Н.Н. Кныш