Дело № 2-300/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2023 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Тимаковой О.В.,
с участием истца ПИВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПИВ к Администрации сельского поселения «Новоберезовское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с его утратой в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты,
УСТАНОВИЛ:
истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес>. Жилой дом по указанному адресу оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в период с января по май 2022 года, в связи с выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений на территории сельского поселения «Новоберезовское». 13.04.2022 года проводилось обследование жилого дома экспертами ООО «Забтехпроект. Согласно отчету №2-22-7н-ОЗС по результатам обследования жилого дома дом поврежден и непригоден для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу, так как находится в аварийном техническом состоянии. Дом включен в зону чрезвычайной ситуации. На момент обследования жилого дома выявлены дефекты, создающие угрозу проживания в вышеуказанном доме.
Согласно уточненным исковым требованиям от 05.04.2023 года, просит признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения; восстановить срок для включения в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Забайкальского края в период с 2022 года по сельскому поселению «Новоберезовское» на получение государственной выплаты на приобретение жилого помещения; обязать Администрацию СП «Новоберезовское» включить истца в список семей и граждан, жилое помещение которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в период с 2022 года по сельскому поселению «Новоберезовское»; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> произвести истцу выплату на на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец ПИВ требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края представил письменный отзыв, согласно которому обстановка, обусловленная выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений в январе-мае 2022 года не отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального и регионального характера, в связи с чем мера социальной поддержки не может быть оказана за счет федерального или регионального бюджета. Данная обстановка носит муниципальный характер.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст. 18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п. 1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (далее – постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила).
Как следует из подп. 3 п. 3 Правил предусматривает меру социальной поддержки в виде предоставления выплат гражданам, указанным в подпункте 4 пункта 4 настоящих Правил, жилые помещения которых повреждены, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан.
Согласно подп. 4 п. 4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в п. 4 Правил; непредставления документов, указанных в п. 19, 20 Правил.
Согласно п.2 Правил оказание мер социальной поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Забайкальского края в виде иного межбюджетного трансферта в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года N 1327.
В силу п.11(1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 N 1327, при наличии решения Председателя Правительства Российской Федерации и (или) поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации о предоставлении трансфертов уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливается в следующем размере: а) в случае чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями - 100 процентов; б) в случае чрезвычайных ситуаций регионального характера - в размере уровня софинансирования, равного предельному уровню софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, определенному в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Приказом Госстроя РФ от 02.08.2002 № 167 утвержден Порядок проведения обследования технического состояния объектов, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций (далее Порядок №167).
В соответствии с п.3.8 Порядка №167 объекты могут признаваться не подлежащими восстановлению, если техническое состояние несущих конструктивных элементов и основания аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей; разрушение строительных конструкций и инженерного оборудования составляет: - для деревянных зданий и зданий со стенами из местных материалов, а также мансард - свыше 65%.
Постановлением Администрации МР «Шилкинский район» №501 от 23.12.2021 года на территории муниципального района «Шилкинский район» с 23.12.2021 года введен режим чрезвычайной ситуации, вызванной выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений, определены границы зоны действия указанного режима.
Постановлением Администрации МР «Шилкинский район» №175 от 23.05.2022 года определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в сельском поселении «Новоберезовское», куда вошли жилые дома, в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ПИВ, государственная регистрация права произведена 15.06.2010 года.
21.09.2022 года заключением №3 межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации СП «Новоберезовское» от 01.10.2021 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений в период с января по март 2022 года, введенной постановлением от 23.12.2021 года №501.
Указанное заключение принято на основании Отчета ООО «Забтехпроект» №2-22-7н-ОЗС.
Согласно Отчету №2-22-7н-ОЗС от 13.04.2022 года, на момент обследования жилого дома выявлены следующие дефекты: физический износ здания; повреждение печи; замытие подполья; крен перекос стен. Здание находится в аварийном техническом состоянии.
Согласно акту визуального обследования №2-22-7н-ЧС, износ фундамента составляет 100%, стен 40%, перекрытий 50%, крыши 10%, полов 30%, проемов 10%, отделки 10%. Разрушения здания составили: стены 40%, полы 30%, проемы 40%, отделка 50%, прочее 100%. В акте визуального обследования объекта степень повреждения определена в 62%.
Согласно ответу Администрации СП «Новоберезовское» от 03.04.2023 года ПИВ с заявлением о включении ее в списки граждан на получение выплаты в связи с утратой жилого помещения в результате ЧС, вызванной выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений в Администрацию СП «Новоберезовское» не обращалась.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца по следующим основаниям.
Обращаясь с заявленными требованиями в суд, истец ссылается на то, что в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений в период с января по март 2022 года, принадлежащее ей жилое помещение является непригодным для проживания.
Однако, достаточных доказательств тому истец не представила.
Так, согласно отчету ОЗС-2-22-7н-ЧС жилой дом истца имеет аварийное состояние, в том числе, ввиду его физического износа. Экспертом установлен процент повреждения здания в результате чрезвычайной ситуации в 62%, что в силу п.3.8 Порядка № 167 не свидетельствует о том, что здание не подлежит восстановлению.
Таким образом, указанный отчет не подтверждает доводы истца о том, что жилое помещение является аварийным вследствие чрезвычайной ситуации.
С учетом того, что к выводам эксперта, содержащимся в отчете, суд относится критически, обоснованность заключения межведомственной комиссии №3 от 21.09.2022 года также вызывает у суда сомнение.
Кроме того, из ответа заместителя министра строительства дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Бальжирова А.Б. от 28.09.2022 следует, что протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18.03.2022 № 1 в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых пострадали в результате выхода грунтовых вод и образования наледных явлений в Забайкальском крае, принято решение отнести обстановку, обусловленную паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае-августе 2021 года на территориях Забайкальского края, а также наледными явлениями в ноябре-декабре 2021 года на территориях районов Забайкальского края, к чрезвычайной ситуации федерального характера. Предоставить меру государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате выхода грунтовых вод и образования наледных явлений на территории Забайкальского края в период с января по май 2022 года не представляется возможным.
Таким образом, поскольку указанная чрезвычайная ситуация не отнесена ни к федеральному, ни к региональному уровню, оказание мер государственной поддержки в соответствии с положениями Постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями» не представляется возможным.
С учетом изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования ПИВ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Судья Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 12 апреля 2023 года.
Судья Терновая Ю.В.