Судья Корпачева Л.В. дело № 21-353/2022
(№ 12-517/2021)
РЕШЕНИЕ
21 марта 2022 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Шидакова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации г.Ялта Балашова С.А. на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г.Ялте УФССП России по Республике Крым Черниковой О.Н. от 17 сентября 2021 года № 82025/21/198932, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.Ялта Республики Крым (далее – администрация, юридическое лицо),
установил:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г.Ялте УФССП России по Республике Крым Черниковой О.Н. от 17 сентября 2021 года № 82025/21/198932, оставленным без изменения решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года, администрация г.Ялта Республики Крым привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, защитник администрации Балашов С.А. обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой поставил вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда.
Законный представитель юридического лица, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с заявлением об отложении слушания дела не обращался, явку защитника не обеспечил, в связи с чем в порядке статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа ФС №, выданного Ялтинским городским судом Республики Крым 11 февраля 2021 года, постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по г.Ялта УФССП России по Республике Крым Морозовой А.В. 5 марта 2021 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является обязанность администрации г.Ялта Республики Крым предоставить ФИО5, 20 июня 1997 года рождения, благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв.м, по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ Ялта.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Ялта УФССП России по Республике Крым Морозовой А.В. в отношении администрации г.Ялта Республики Крым 7 апреля 2021 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, а также назначен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до 26 апреля 2021 года.
Постановлениями заместителя начальника отдела - заместителя судебного пристава-исполнителя от 12 мая 2021 года, от 15 июля 2021 года администрации г.Ялта Республики Крым установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа – до 21 мая 2021 года и до 6 августа 2021 года соответственно.
Неисполнение должником в установленный срок (до 6 августа 2021 года) требований исполнительного документа послужило основанием для составления 20 августа 2021 года в отношении администрации г.Ялта Республики Крым протокола об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 17 сентября 2021 года в отношении администрации вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение по жалобе на постановление, судья городского суда пришел к выводу о законности постановления должностного лица административного органа, поскольку вина администрации г.Ялта Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела.
Однако принятое по делу судебное решение законным и обоснованным признать нельзя в силу следующего.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 названного Кодекса наличие объективных препятствий в исполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 59-ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии на жилое помещение для указанной категории лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов.
Администрация г.Ялта является органом местного самоуправления, в связи с чем её финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих видов бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете, либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе рассмотрения дела установлено, что 5 марта 2021 года возбуждено исполнительное производство, при этом решением 27 сессии Ялтинского городского Совета второго созыва от 29 марта 2021 года № 15 в решение 25 сессии Ялтинского городского Совета второго созыва от 22 декабря 2020 года № 2 «О бюджете муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» внесены изменения в части финансирования расходных обязательств администрации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Во исполнение судебного решения администрацией г.Ялта 11 мая 2021 года, 8 июня 2021 года, 1 июля 2021 года, 21 августа 2021 года были объявлены электронные аукционы по закупке жилых помещений, при этом данные аукционы были признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок на участие.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Данные обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьей городского суда во внимание приняты не были, в связи с чем не получили надлежащей правовой оценки.
Вместе с тем, учитывая отсутствие у должника жилых помещений, пригодных для предоставления ФИО6 по договору найма специализированного жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также наличие ограничений возможности реализации администрацией отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан размером ежегодных субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации при том, что администрацией осуществлялись действия, направленные на исполнение судебного решения путем проведения аукционных процедур, требующих значительного времени, прихожу к выводу об отсутствии вины администрации г.Ялта Республики Крым в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.
С учетом даты выдачи исполнительного листа (11 февраля 2021 года), даты возбуждения исполнительного производства (5 марта 2021 года), характера обязанности, возложенной на администрацию решением суда, специальных требований, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», полагаю, что администрацией г.Ялта были предприняты все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа в разумный срок.
Кроме того, по результатам проведенного 6 сентября 2021 года аукциона администрацией г.Ялта было приобретено жилое помещение для предоставления ФИО5 и 30 декабря 2021 года с последней был заключен договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда №.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, принятые по делу акты подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Крым
решил:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г.Ялте УФССП России по Республике Крым Черниковой О.Н. от 17 сентября 2021 года № 82025/21/198932, решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 23 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г.Ялта Республики Крым отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.А. Шидакова