Уникальный идентификатор дела 65RS0001-01-2022-000178-20
Дело №2-2386/2022
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
29 ноября 2022 г. г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Им И.Т.,
при помощнике - Эн Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО к садоводческому некоммерческому товариществу «Тимирязевское» о признании недействительными решения общего собрания членов от 26 декабря 2021 г.,
у с т а н о в и л :
ФИО обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Тимирязевское» о признании недействительными решения общего собрания членов от 26 декабря 2021 г.
В обоснование заявленных требований указано, что собственником 1/2 части земельного участка №, расположенного в границах СНТ «Тимирязевское» истец является с 11.03.2020. Членом этого товарищества истец является с 14.06.2020, что подтверждается решением общего собрания от 14.06.2020.
27.12.2021 истцу стало известно о проведении собрания членов СНТ «Тимирязевское», организованное ФИО. По имеющимся у истца сведениям на собрании были приняты решения по проведению перераспределения земель общего пользования и продажи брошенных участков, прием новых членов СНТ и выборы органов управления товарищества.
Ранее решением Южно-Сахалинского городского суда от 22 июня 2021 г. по иску ФИО и ФИО к СНТ «Тимирязевское» о признании недействительными решений общего собрания СНТ «Тимирязевское» от 17.10.2020 требования истцов по признанию решений собрания недействительными удовлетворены, собрание признано недействительным.
В соответствии с этим решением суда ФИО не имеет никаких прав и полномочий для осуществления управленческой деятельности в СНТ «Тимирязевское», в том числе не имеет прав на организацию и проведение общих собраний членов товарищества.
В связи с тем, что собрание проводилось лицами, не имеющими на то полномочий, с нарушениями порядка извещения о проведении собрания, нарушения равенства прав участников собрания, с существенным нарушением правил регистрации участников собрания, правил ведения собрания и подсчета голосов при принятии решений, а также в связи с изменением места проведения собрания, указанного в извещении до проведения собрания, результаты этого собрания должны быть признаны недействительными и незаконными.
В связи с чем истец просит:
1. Признать недействительными решения общего собрания членов Садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское» от 26.12.2021 года.
Протокольным определением от 15 июля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена ФИО.
В судебном заседании истец ФИО настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика СНТ «Тимирязевское» ФИО согласился с иском.
Третье лицо ФИО в судебное заседание не явилась.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства введен как в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, так и для исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 февраля 1998 г. №4-П указано, что предусмотренный Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» способ учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и является обязанностью последнего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным выше адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Заказная корреспонденция, направленная по адресу регистрации третьего лица, с извещением о времени и месте слушания дела, возвращена в адрес суда по истечению срока хранения.
Таким образом, со стороны суда были предприняты необходимые меры по извещению ФИО о времени и месте судебного заседания по адресу регистрации, однако она своевременно за получением корреспонденции в отделение почтовой связи не явилась, что позволяет считать третье лицо надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 181.1 Гражданского кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) (глава 9.1 ГК РФ) решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Как разъяснено в пункте 104 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», правила главы 9.1 ГК РФ применяются к решениям собраний постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В пункте 106 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. №25 разъяснено, что допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.
Из положений вышеуказанных норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что решение общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества может быть признано недействительным по иску любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании, в том числе члена такого товарищества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Согласно пункту 2 статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В пункте 2.5 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 г. указано, что обстоятельствами, имеющими значение для рассмотрения дела о признании недействительным решения общего собрания товарищества, являются: соответствие закону и уставу процедуры назначения и созыва общего собрания товарищества; соответствие разрешаемых собранием вопросов компетенции общего собрания; наличие кворума на собрании; соответствие порядка проведения собрания и голосования по вопросам повестки дня требованиям закона и устава товарищества; соответствие изготовленного текста решения собрания фактически принятым собранием решениям.
01 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №217-ФЗ), регулирующий отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства для собственных нужд.
Согласно части 5 статьи 16 указанного Закона председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием.
Частью 1 статьи 17 Закона №217-ФЗ установлено, что избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), прием граждан в члены товарищества, исключение граждан из числа членов товарищества, определение порядка рассмотрения заявлений граждан о приеме в члены товарищества; утверждение приходно-расходной сметы товарищества и принятие решения о ее исполнении; определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов относятся к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества.
В соответствии с частью 6 статьи 17 Закона №217-ФЗ очередное общее собрание членов товарищества созывается правлением товарищества.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения:
1) направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения);
2) размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при его наличии);
3) размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества.
В силу части 14 статьи 17 Закона №217-ФЗ сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 17 Закона №217-ФЗ в уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается.
Частью 18 статьи 17 Закона установлено, что для членов товарищества, а также для всех не являющихся его членами правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, должен быть обеспечен свободный доступ к месту проведения общего собрания членов товарищества.
В силу части 20 статьи 17 Закона председательствующим на общем собрании членов товарищества является председатель товарищества, если иное решение не принято этим собранием.
В случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования (часть 21 статьи 17 Закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Согласно части 23 статьи 17 Закона в случае, если при проведении общего собрания членов товарищества по вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 – 6, 10, 17, 21 – 23 части 1 настоящей статьи, такое общее собрание членов товарищества не имело указанного в части 19 настоящей статьи кворума, в дальнейшем решение такого общего собрания членов товарищества по тем же вопросам повестки такого общего собрания членов товарищества может быть принято путем проведения очно-заочного голосования.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.
Как следует из материалов дела и установлено судом при рассмотрении настоящего спора, 20 ноября 2013 г. зарегистрировано в установленном порядке СНТ «Тимирязевское» с присвоением ему №.
Судом установлено, что на основании протокола общего собрания СНТ «Тимирязевское» №1 от 14 июня 2020 г. в ЕГРЮЛ членами СНТ являются 198 человек. Протокол и список членов СНТ представлены в налоговый орган с заявлением председателя СНТ «Тимирязевское» ФИО о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица. Согласно протоколу в список членов входит 192 человека и 6 членов приняты.
Истец ФИО является членом СНТ «Тимирязевское», что подтверждается протоколом общего собрания членов СНТ «Тимирязевское» от 14 июня 2020 г.
Как указывает истец, 27 декабря 2021 г. ему стало известно о проведении 26 декабря 2021 г. собрания членов СНТ «Тимирязевское», организованного ФИО
По имеющимся у истца сведениям на собрании были приняты решения по утверждению сметы на 2021 – 2022 годы, принятию решения по проведению перераспределения земель общего пользования и продажи брошенных участков, прием новых членов СНТ и выбора органов управления товарищества.
Вместе с тем доказательств тому, что садоводческим некоммерческим товариществом «Тимирязевское» проводилось собрание 26 декабря 2021 г., принимались какие-либо решения в указанную дату, и оформлялся соответствующий протокол, в материалы дела не представлено.
В связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска и суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Частью 3 статьи 144 ГПК РФ предусмотрено, что в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.
В рамках рассмотрения настоящего дела определением суда от 31 января 2022 г. удовлетворено заявление истца о принятии обеспечительных мер в виде в виде запрета Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области вносить в Единый государственный реестр юридических лиц изменения записей в сведения в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское» (№) представленных на основании решения общего собрания Садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское», оформленные протоколом от 26 декабря 2021 г.
Поскольку иск о признании недействительными решений общего собрания СНТ «Тимирязевское», от 26 декабря 2021 г. оставлен без удовлетворения, суд полагает необходимым отменить обеспечительные меры по вступлению решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО, №, к садоводческому некоммерческому товариществу «Тимирязевское», №, о признании недействительными решения общего собрания членов от 26 декабря 2021 г., отказать.
По вступлению решения в законную силу отменить обеспечительные меры, принятые на основании определения суда от 31 января 2022 г., в виде запрета Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области вносить в Единый государственный реестр юридических лиц изменения записей в сведения в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское» (№) представленных на основании решения общего собрания Садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское», оформленные протоколом от 26 декабря 2021 г.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья И.Т. Им
В окончательной форме решение вынесено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья И.Т. Им