Дело № 2-1015/2020 21 марта 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Пугачевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске заявление администрации муниципального образования «Островное» об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
установил:
Администрация муниципального образования «Островное» (далее – администрация МО «Островное») обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявления указано, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 31 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № № от 18 января 2022 года, выданного Приморским районным судом Архангельской области по гражданскому делу № 2-1015/2020. Решение суда вступило в законную силу 08 декабря 2020 года. Предмет исполнения – обязать обеспечить население и иных потребителей д. Пустошь питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 на период запрета использования водоисточника. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 17 августа 2022 года, с должника администрации МО «Островное» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о взыскании исполнительского сбора указал, что должник не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той же степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. С данными доводами судебного пристава-исполнителя администрация МО «Островное» не согласна. У администрации МО «Островное» отсутствовала возможность исполнить решение Приморского районного суда Архангельской области в установленный срок по объективным, находящимся вне контроля должника, причинам. В целях приведения питьевой воды соответствующего качества на территории д. Пустошь администрации МО «Островное» направила запрос в компанию ООО «Аквафор 29» на предоставления коммерческого предложения по установке оборудования системы водоподготовки для хозяйственно-бытовых нужд в многоквартирном <адрес> д. <адрес>. Согласно коммерческому предложению, стоимость смонтированного оборудования системы водоподготовки с учетом пуско-наладочных работ и реагентов составляет 399 000 руб. Всего на территории шесть аналогичных многоквартирных домов с централизованным водоснабжением. Письмом от 23 апреля 2020 года № в адрес администрации МО «Приморский муниципальный район» направлено ходатайство о выделении финансовых средств на исполнение судебного акта. Решением Собрания депутатов МО «Приморский муниципальный район» от 25 июня 2020 года № «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Приморский муниципальный район» от 12 декабря 2019 года № «О бюджете МО «Приморский муниципальный район» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» администрации МО «Островное» в рамках предоставления межбюджетных трансфертов выделены денежные средства на приобретение водоочистного оборудования. В рамках доведенных лимитов администрация МО «Островное» 23 июля 2020 года заключила с ООО «Аквафор 29» договор на поставку оборудования для очистки воды, с ИП *** на поставку электротехнического оборудования и фильтрующие материалы, с ИП *** на поставку станции дозирования реагентов и оказания услуг по монтажу. В настоящее время работы выполнены подрядными организациями и приняты заказчиком. Однако качество воды после установки всего оборудования не соответствует требованиям санитарного законодательства, в связи с чем подрядной организацией ведется работа по приведению воды в соответствие с нормами СанПиН. После приведения воды в соответствие с требованиями санитарных норм и мониторинга работы системы предполагается установка аналогичного оборудования в остальных многоквартирных домах. Полагает, что в данном случае администрация МО «Островное» принимает в установленном законом порядке все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, вины должника в его неисполнении в установленный исполнительным документом срок не имелось. Просит освободить администрацию МО «Островное» от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 августа 2022 года на основании исполнительного листа ФС № от 18 января 2022 года, выданного Приморским районным судом Архангельской области по гражданскому делу №2-1015/2020, предметом исполнения – обязание обеспечить население и иных потребителей д. Пустошь питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 на период запрета использования водоисточника; в случае отсутствия оснований для удовлетворения заявления – рассмотреть вопрос об уменьшении исполнительского сбора.
Представитель заявителя Щипакова ****. в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивала. Пояснила, что решение суда исполняется в полном объеме, для этого необходимо организовать подачу питьевой воды надлежащего качества. На одном из многоквартирных жилых домов установлена фильтровая станция, тем самым подача воды есть, однако качество воды не соответствует нормам. Администрация МО «Островное» не может получить санитарно-эпидемиологическое заключение, поскольку этим должна заниматься ресурсоснабжающая организация, который в свою очередь должен будет организовать проектную программу.
Заинтересованные лица, судебный пристав-исполнитель ОСП по Приморскому району УФССП России по Архангельской области и НАО, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
По определению суда заявление рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что вступившим в законную силу решением Приморского районного суда Архангельской области по делу № 2-1015/2020 от 30 октября 2020 года на администрацию муниципального образования «Островное» возложена обязанность в срок до 01 декабря 2021 года организовать подачу питьевой воды населению и иным потребителям <адрес> из водоисточника, соответствующего требованиям ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» путем получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка, из которого осуществляется забор воды в водопроводную сеть <адрес>.
На администрацию муниципального образования «Островное» возложена обязанность прекратить подачу питьевой воды населению и иным потребителям <адрес> из реки Кальчинянка с 01 декабря 2021 года до получения санитарно-эпидемиологического заключения на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на водный объект река Кальчинянка.
На администрацию муниципального образования «Островное» возложена обязанность обеспечить население и иных потребителей <адрес> питьевой водой, соответствующей требованиям СанПин 2.1.4.1074-1 на период запрета использования водоисточника.
Судом выдан исполнительный лист, на основании которого 31 марта 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Приморскому району УФССП России по Архангельской области и НАО возбуждено исполнительное производство №-ИП. Данным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением в установленный срок указанного решения суда судебным приставом-исполнителем ОСП по Приморскому району УФССП России по Архангельской области и НАО вынесено постановление от 17 августа 2022 года о взыскании с администрации МО «Островное» исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.
Часть 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закон № 229-ФЗ) установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Как следует из материалов дела, решение Приморского районного суда Архангельской области по делу № от 30 октября 2020 года на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора от 17 августа 2022 года в полном объеме не исполнено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17.11.2015 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть (п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17.11. 2015).
Юридически значимым обстоятельством по данному делу является возможность либо невозможность по уважительным причинам исполнить требование неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок, принимались ли должником все меры для исполнения решения в установленный срок.
Материалами дела подтверждается, что администрацией МО «Островное» в установленном законом порядке предпринимаются все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа.
Так, в целях приведения питьевой воды в соответствующее качество на территории д. Пустошь пдминистрация МО «Островное» направляла запрос в компанию ООО «Аквафор 29» на предоставление коммерческого предложения по установке оборудования системы водоподготовки для хозяйственно-бытовых нужд в многоквартирном <адрес>. Согласно коммерческому предложению, стоимость смонтированного оборудования системы водоподготовки с учетом пуско-наладочных работ и реагентов составляет 399 000 рублей. Всего на территории шесть аналогичных многоквартирных домов с централизованным водоснабжением.
Письмом от 23 апреля 2020 года № в адрес администрации МО «Приморский муниципальный район» направлено ходатайство о выделении финансовых средств на исполнение судебного акта.
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 25 июня 2020 года № «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 12 декабря 2019 года № «О бюджете муниципального образования «Приморский муниципальный район» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» администрации МО «Островное» в рамках предоставления межбюджетных трансфертов выделены денежные средства на приобретение водоочистного оборудования.
В рамках доведенных лимитов администрация МО «Островное» 23 июля 2020 года заключила с обществом с ограниченной ответственностью «Аквафор 29» договор на поставку оборудования для очистки воды, с ИП *** на поставку электротехнического оборудования и фильтрующие материалы, с ИП *** на поставку станции дозирования реагентов и оказания услуг по монтажу. Указанное оборудование в сроки, предусмотренные контрактом, было установлено в многоквартирном доме. Кроме того, были проведены работы по модернизации системы водоснабжения (договор № от 06 ноября 2020 года) и поставки насоса для организации водоснабжения.
Однако качество воды после установки всего оборудования не соответствовало требованиям санитарного законодательства. В связи с чем в 2021 году подрядной организацией поводилась работа по приведению воды в соответствие с нормами СанПиН. (договор от 05 апреля 2021 года №, заключенный с ООО «Аквафор-Архангельск»; договор № от 20 января 2021 года, заключенный с ИП ***).
После приведения воды в соответствие с требованиями санитарных норм и мониторинга работы системы администрацией принималось решение об установке аналогичного оборудования в остальных многоквартирных домах и строительства единой системы водоочистки.
Для реализации указанного мероприятия в 2022 году между администрацией МО «Островное» и Управлением по инфраструктурному развитию и муниципальному хозяйству администрации МО «Приморский муниципальный район» было заключено дополнительное соглашение от 20 июля 2022 года №-кх к соглашению о передаче администрацией МО «Приморский муниципальный район» отдельных полномочий администрации МО «Островное» от 05 октября 2015 года. По данному соглашению Управлением предоставлены дополнительные финансовые средства в размере 2 800 000 руб. на реализацию мероприятия в сфере коммунального хозяйства (приобретение и установка системы водоподготовки для МКД <адрес>).
В течение 2022 года администрацией сельского поселения в рамках доведенных лимитов и в целях исполнения решения суда поведены следующие мероприятия: между администрацией муниципального образования «Островное» и ООО ПТП «Время Сервис» заключен договор №.22 от 06 июля 2022 года на разработку проектной документации на необходимые коммуникации и строительство здания для размещения водоочистного оборудования. Обязательства по договору исполнены в полном объеме.
Между администрацией поселения и ООО «Аквафор29» заключены договоры от 18 февраля 2022 года; от 11 июля 2022 года; от 20 июля 2022 года на приобретение и установку комплектующих для оборудования на водонасосной станции в <адрес>. Обязательства по договорам исполнены в полном объеме.
Для проведения строительных работ «нулевого» цикла и заливки фундаментной плиты под строительство нового здания ВНС администрацией поселения были заключены договоры на поставку необходимых строительных материалов (Торговый дом «Кольцо» № от 17 ноября 2022 года; № от 24 октября 2022 года; 01 сентября 2022 года и ООО «Металлторг» № от 17 ноября 2022 года). Обязательства по договорам исполнены в полном объеме.
В связи с возросшими ценами в 2022 году на строительные материалы, оплату транспортных услуг, в том числе водного транспорта, финансовых средств, направленных в рамках межбюджетных трансфертов на проведение работ прокладке коммуникаций, заливке фундаментной плиты, строительства здания не хватило и начатые работы не завершены. Выполнение работ также осложняется географическим расположением территории поселения.
В настоящее время администрацией поселения проводятся работы по актуализации локально-сметных расчетов на проведение необходимых работ, после чего планируется проведение конкурентных процедур по заключению муниципального контракта на проведение строительных работ.
Взыскатель Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области не оспаривает указанные обстоятельства, доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что администрацией МО «Островное» принимаются меры к исполнению решения суда, однако учитывая особенности бюджетного законодательства и установленные решением суда сроки исполнения возложенных обязанностей исполнить решение суда в полном объеме не представилось возможным.
Учитывая изложенные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае вины администрации МО «Островное» в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок не имелось. Принимаемые заявителем меры для исполнения решения суда, а также принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора.
При этом представление заявителем доказательств того, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение администрацией исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ.
Суд также учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя, что также подтверждается разъяснениями, указанными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить администрацию МО «Островное» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Приморскому району УФССП России по Архангельской области и НАО от 17 августа 2022 года по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 31 марта 2022 года.
Исходя из положений частей 6, 8 статьи 112 Закона № 229-ФЗ решение суда о полном или частичном удовлетворении иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 224-225ГПК РФ, суд
определил:
заявление администрации муниципального образования «Островное» об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию муниципального образования «Островное» от взыскания исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Приморскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Скомороховой Л.М. от 17 августа 2022 года в рамках исполнительного производства №-ИП, возбужденного 31 марта 2022 года.
Определение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.
На определение в течение 15 дней может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Н.В. Алексеева