Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-110/2024 от 10.04.2024

Дело № 12-836/2021

УИД 79MS0004-01-2024-000952-11

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

15 мая 2024 года г. Биробиджан

Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Юртаева О.А., рассмотрев жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Еврейской автономной области» на постановление мирового судьи Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО,и.о. мирового судьи Западного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО от 28.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Еврейской автономной области»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО,и.о. мирового судьи Западного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО от 28.03.2024 ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» обратилось в суд с жалобой, которую мотивировало тем, что в мае 2023 г. инспектором государственного по Восточному военному округу проведено внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие, в виде выездной проверки объектов подведомственных ФКУ «Военный комиссариат ЕАО», а именно помещений отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г. Биробиджана и Биробиджанского района ЕАО. В ходе проверки установлено отсутствие пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в связи с чем, вынесено предписание об устранении нарушений в срок до 31.01.2024. Вместе с тем, при вынесении предписания проверяющим должностным лицом не учтено, что военный комиссариат ЕАО является Федеральным казенным учреждением и состоит на сметно-бюджетном финансировании (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).В соответствии с пунктом 23 Положения о военных комиссариатах (утв. Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года № 1609) военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.Соответственно, срок устранения нарушений, указанных в предписании (до 31.01.2024 г.) является нереальным для фактического исполнения.Данное обстоятельство не было учтено мировым судьей при вынесении постановления по делу об административномправонарушении от 28.03.2024 г.ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» не имеет собственности, собственных доходов и денежных средств. Любые потраченные денежные суммы или приобретенные материальные средства должны быть согласованы и профинансированы довольствующим органом Восточного военного округа. Обращение в довольствующий орган для ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» - это единственный законный способ получения имущества или денежных средств.При составлении протокола об административном правонарушении от 20.02.2024 должностному лицу, составившему протокол,были представлены документы, подтверждающие обращение ФКУ «Военного комиссариата ЕАО» в октябре 2023 года в довольствующий орган Восточного военного округа (через ЖКС № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО) о направлении заявочных планов проведения текущего и капитального ремонта в 2024 году, в том числе и на объекте - помещенияотделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата (города Биробиджан и Биробиджанского района), подведомственного ФКУ «Военный комиссариат ЕАО», в результате которых данный объект включен в Перечень объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта в 2024 году (п. 7) и Перечень объектов КЖФ требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций в 2024 году (п. 6). При составлении протокола также было пояснено, что военному комиссариату ЕАО финансирование для выполнения задач, указанных в предписании, от довольствующего органа не поступило.О том, что такие документы были приложены к протоколу в самом протоколе имеется отметка, однако при направлении протокола мировому судье административным органом, составившим протокол эти документы не приложены. И при составлении протокола обстоятельства, подтвержденные данными документами не учтены.При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, защитником ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» были представлены акт общего осеннего осмотра объектов казарменно-жилищного фонда от 28.09.2024 на осмотр здания военного комиссариата инв.№ б/г, в/г32, г. Биробиджан, ул. Димитрова, 8 и дефектная ведомость № 67 от 28.09.2023,которые подтверждают, что военным комиссариатом ЕАО совместно с комиссией из числа специалистов ЖКС № 3 в порядке, установленном приказом Министра обороны № 860 от 30.12.2017 проведен осмотр здания (помещений), подведомственных военному комиссариату ЕАО (ул. Димитрова, 8), устанавливающих факт отсутствия пожарно-охранной сигнализации в данных помещениях;перечень объектов КЖФ, требующих проведения текущего ремонта в 2024 году и Перечень объектов КЖФ требующих проведения текущего ремонта с привлечением специализированных организаций в 2024 году и сопроводительныедокументы к ним подтверждающие, что заявки на проектирование и монтаж охранно-пожарной системы направлены в довольствующий орган - отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Восточного военного округа.

В судебном заседании защитник ФКУ «Военный комиссариат ЕАО»Серга Н.Н. пояснила, что соответствующее финансирование военному комиссариату ЕАО на выполнение задач, указанных в предписании от 19 мая 2023 года от довольствующего органа не поступило. Однако, данные обстоятельства не были учтены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении.Кроме того, заявила ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного деяния. Ходатайство мотивировано тем, что совершённое деяние не повлекло вредных последствий, не причинило вреда здоровью и крупного ущерба кому-либо. Существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, стало следствием не зависимых от ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» обстоятельствам.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Из материалов дела следует, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2024 подана 05.04.2024, то есть в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ десятисуточный срок со дня его вручения представителю учреждения 28.03.2024.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Аналогичное положение закреплено в ч. 11 ст. 6Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которым установлены особенности организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Указанной нормой определено, что должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 16.01.2024 № 2/40/2в период с 19.02.2024 по 20.02.2024 года было проведено внеплановое выездное мероприятие по контролю исполнения предписания N 2/40/69 от 19.05.2023 года, в ходе которого установлено, что в нарушение требований ст. 54 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3 Постановления Правительства РФ от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", п. 4.2, п. 4.7 ВСП 21-07-07 МО РФ "Инструкция по определению зданий, сооружений,помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" здание и помещение призывного пункта по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Димитрова, 8, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Указанные нарушения нашли свое отражение в акте внеплановой выездной проверки от 20.02.2024 и послужили основанием для составления 20.02.2024 уполномоченным лицом – государственным инспектором по Восточному военному округу по пожарному надзору Мангольд А.Е. протокола № 2/5/2024/30 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица ФКУ «Военный комиссариат ЕАО».

По результатам рассмотрения дела об административной правонарушении мировым судьей Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО,и.о. мирового судьи Западного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО вынесено постановление от 28.03.2024, которым юридическое лицо ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Вышеуказанное предписание соответствует требованиям закона, кроме того, оно не было оспорено ФКУ «Военный комиссариат ЕАО», а следовательно, подлежало исполнению.

Факт неисполнения законного предписания органа государственного пожарного надзора, подтверждается вышеуказанными и иными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Действия юридического лица квалифицированы по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований в опровержение доводов жалобы позволяет прийти к выводу о наличии события и состава административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также о том, что иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными исогласующимися между собой.

Доводы жалобы об отсутствии вины в бездействии учреждения, поскольку нарушения требований пожарной безопасности имеют место в связи с отсутствием финансирования, являются несостоятельными.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Данных, подтверждающих, что предписание обжаловалось, либо невозможно выполнить требования предписания в указанный срок, и подавалось ходатайство о продлении срока исполнения предписания, не имеется. Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнить установленные законом обязанности, указанные в предписании, в материалы дела не представлено.

Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории и в помещениях учреждения, расположенных по указанному выше адресу.

Как правильно указал мировой судья отсутствие финансирования указанных в предписании мероприятий, из средств федерального бюджета, не является основанием для освобождения Военного комиссариата ЕАО МО РФ от обязательств, возложенных законным предписанием, принятого юридическим лицом к исполнению, без дальнейшего требования о продлении указанного в нем срока, и без обжалования по существу.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2478-О положения ч. 4 ст. 24.5 Кодекса, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Вместе с тем доказательств в подтверждение своевременного внесения или направления предложений о выделении бюджетных ассигнований с соблюдением установленных порядка и сроков составления бюджета учреждением не представлено.Акт общего осеннего осмотра объектов от 28.09.2023, дефектная ведомость, перечень объектов, требующих капитального и текущего ремонта, такими доказательствами не являются, а коммерческие предложения и бюджетная заявка направлены ФКУ «Военный комиссариат ЕАО» в отдел эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа, лишь 16.02.2024, то есть после установленного срока устранения недостатков.

Таким образом, оснований для применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.

В опровержение доводов жалобы мировым судьей учтены предпринятые меры юридическим лицом для исполнения предписания, административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в минимальном размере.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Вопреки доводам жалобы недостаточное финансирование не является основанием для невыполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей на территории и в помещениях юридического лица, в связи с чем, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Обстоятельств, которые могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи Правобережного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО,и.о. мирового судьи Западного судебного участка Биробиджанского судебного района ЕАО от 28.03.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Еврейской автономной области»оставить без изменения, жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Еврейской автономной области» - без удовлетворения.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, г. Владивосток, ул. Светланская, 54) в порядке, предусмотренном ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья                     О.А. Юртаева

12-110/2024

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Военный комиссариат ЕАО, ФКУ
Другие
Серга Наталья Николаевна
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Статьи

ст.19.5 ч.12 КоАП РФ

Дело на сайте суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
11.04.2024Материалы переданы в производство судье
15.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Вступило в законную силу
16.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее