дело № г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
13 августа 2024 года <адрес>
Теучежский районный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего судьи Чич А.Х.,
при секретаре ФИО2,
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теучежского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, общества и государства к МБДОУ «Детский сад № «Буратино» а. Вочепший и администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания,
УСТАНОВИЛ:
Теучежский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга, общества и государства лиц к МБДОУ «Детский сад № «Буратино» а. Вочепший и администрации муниципального образования «<адрес>» о возложении обязанности провести обследование технического состояния здания.
Исковые требования мотивированы тем, что Теучежской межрайонной прокуратурой в рамках текущей деятельности и осуществления надзора проанализировано исполнение законодательства об образовании в деятельности образовательных организаций всех уровней.
Установлено, что обследование здания образовательной организации с использованием специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, не проводилось.
Неисполнение обязанности по проведению технического обследования создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации работников, учащихся и их родителей, поскольку отсутствует объективная информация о техническом состоянии указанного объекта капитального строительства.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих.
С целью устранения вышеуказанных нарушений закона межрайонной прокуратурой в МБДОУ «Детский сад № «Буратино» ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно поступившей информации МБДОУ «Детский сад № «Буратино» до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Непроведение своевременного обследования технического состояния здания нарушает права несовершеннолетних обучающихся, а также работников МБДОУ «Детский сад № «Буратино» на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении.
Просит возложить на администрацию МО «<адрес>» обязанность осуществить финансирование мероприятий по проведению МБДОУ «Детский сад № «Буратино» обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, а. Вочепший, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на МБДОУ «Детский сад № «Буратино» обязанность провести мероприятия по обследованию технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики, в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств на указанные мероприятия.
Прокурор ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Ответчик – АМО «<адрес>» извещенный надлежащим образом о дате и времени места судебного заседания в суд не явился.
Ответчик – представитель МБДОУ «Детский сад № «Буратино» извещенный надлежащим образом о дате и времени места судебного заседания в суд не явился.
Принимая во внимание, что судом были предприняты все меры для реализации сторонами своих прав, учитывая, что ответчик, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст.ст.113, 118 ГПК РФ, в судебное заседание не явился, во избежание волокиты по делу, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившегося ответчика, с участием явившихся представителей сторон.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся в том числе включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ определяет, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Согласно статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей.
Статьей 36 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций, и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частями 6 и 7 статей 55.24, 55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном оснований (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию, надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Если иное не предусмотрено федеральным законом лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, согласно разделу 3 которого контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Пунктами 4.1, 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2014 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения), в соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2024, заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций.
Проведенной проверкой установлено, что обследование здания образовательной организации с использованием специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, не проводилось.
Неисполнение обязанности по проведению технического обследования создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации работников, учащихся и их родителей, поскольку отсутствует объективная информация о техническом состоянии указанного объекта капитального строительства.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Теучежской межрайонной прокуратурой в рамках текущей деятельности и осуществления надзора проанализировано исполнение законодательства об образовании в деятельности образовательных организаций всех уровней.
Установлено, что обследование здания образовательной организации с использованием специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов, не проводилось.
Неисполнение обязанности по проведению технического обследования создает угрозу безопасности для находящихся в здании образовательной организации работников, учащихся и их родителей, поскольку отсутствует объективная информация о техническом состоянии указанного объекта капитального строительства.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что состояние здания муниципальной образовательной организации не обеспечивает гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих.
С целью устранения вышеуказанных нарушений закона межрайонной прокуратурой в МБДОУ «Детский сад № «Буратино» ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно поступившей информации МБДОУ «Детский сад № «Буратино» до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Непроведение своевременного обследования технического состояния здания нарушает права несовершеннолетних обучающихся, а также работников МБДОУ «Детский сад № «Буратино» на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, общества и государства.
При изложенных обстоятельствах суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Теучежского межрайонного прокурора, удовлетворить.
1. Возложить на администрацию МО «<адрес>» осуществить финансирование мероприятий по проведению МБДОУ «Детский сад № «Буратино» обследования технического состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, а. Вочепший, <адрес>, с использованием современных средств технической диагностики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
2. Возложить на МБДОУ «Детский сад № «Буратино» обязанность провести мероприятия по обследованию технического состояния здания с использованием современных средств технической диагностики, в течение 6 месяцев с момента выделения администрацией МО «<адрес>» денежных средств на указанные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея путем подачи апелляционной жалобы через Теучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Х. Чич
Копия: верно