Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2/2024 (2-153/2023;) ~ М-169/2023 от 23.10.2023

Дело № 2-2/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2024 г.                                                                                  пос. Тикси

       Булунский районный суд Республики Саха (Якутия), в составе председательствующего судьи Е.Г. Павленко, единолично, при секретаре судебного заседания, Е.В. Шкитиной,

с участием помощника прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), юриста третьего класса А.В. Карыпкина,

заинтересованного лица Сафоновой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), в интересах: Семеновой Ф.В., Сафоновой Н.Г., Бетюнской Н.В., Бетюнской (Саввиновой) И.В. к муниципальному району «Булунский улус» РС(Я), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности обеспечить направление перечня необходимых документов в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, из лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого найма благоустроенное жилое помещение,

установил:

     Исполняющий обязанности прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), обратился в суд с иском в интересах: Семеновой Ф.В., Сафоновой Н.Г., Бетюнской Н.В., Бетюнской (Саввиновой) И.В. к муниципальному району «Булунский улус» РС(Я), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности обеспечить направление перечня необходимых документов в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении, возложении обязанности предоставить из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение.

       В обосновании требований указано, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Саха (Якутия) проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Проверкой установлено, что органом опеки и попечительства администрации МР «Булунский улус» РС(Я) своевременно не принимались меры по направлению необходимых документов для включения Семеновой Ф.В., Сафоновой Н.Г., Бетюнской Н.В., Саввиновой (Бетюнской) И.В. в сводный реестр лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа Министерства труда и социального развития РС(Я). Установлен факт истечения сроков для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Орган опеки и попечительства не исполнил своих прямых обязанностей по своевременному принятию Семеновой Ф.В., Сафоновой Н.Г., Бетюнской Н.В., Бетюнской И.В. на учет, имеются уважительные причины, препятствующие им своевременно реализовать своё право на государственную социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок. Доказательств того, что Семенова Ф.В., Сафонова Н.Г., Бетюнская Н.В., Бетюнская И.В. были обеспечены жилыми помещениями не имеется. В связи с не разъяснением органами опеки и попечительства муниципального района «Булунский улус» РС(Я) Бетюнской И.В., Бетюнской Н.В., Семеновой Ф.В., Сафоновой Н.Г., как лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей их право на внеочередное обеспечение жильём и необходимости постановки на соответствующий учет, об этом им стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право.

      В судебном заседании представитель прокуратуры Булунского района РС(Я), исковые требования поддержал в полном объеме, объяснил, что    прокуратурой района была проведена проверка, в ходе которой установлено, что органами опеки и попечительства района не принято мер по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Представитель истца уточнил исковые требования, просит восстановить срок для подачи заявления в целях включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

     Сафонова Н.Г., в чьих интересах подан иск, в судебном заседании требования прокурора поддержала, объяснила, что в 21 год обратилась с заявлением о включении её в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в ноябре 2023 г. приобрела квартиру, где проживает с детьми.

     Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

     Представителем Министерства труда и социального развития РС(Я) направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Министерства, просит в иске отказать, согласно информации МР «Булунский улус» Бетюнская Н.В., Бетюнская И.В., Семенова Ф.В., Сафонова Н.Г. с заявлениями о включении в список не подавали, учитывая, что истцы до достижения 23 лет не обращались с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, доказательств о наличии уважительных и объективных причин, препятствовавших обращению в уполномоченный орган до достижения 23 лет не представлено.

       Заинтересованные лица: Бетюнская И.В., Бетюнская Н.В., Семенова Ф.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени, дате и месте судебного заседания.

     Суд, руководствуясь частями 4 и 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков; заинтересованных лиц.

     Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», на сайте Булунского районного суда Республики Саха (Якутия).

     Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя истца, заинтересованного лица Сафоновой Н.Г., суд приходит к следующим выводам.

      Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

    Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

    В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

     Абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

      Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ).

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, а также форма заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397.

      Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п.2 ст.8 ФЗ-159).

      Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

     Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (п.3 ст.8 ФЗ-150 от 21.12.1996 г.).

     Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

     Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

     Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

       Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

     В соответствии с ч.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

     Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

      Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Согласно Определения Конституционного Суда от 24 июня 2021 года N 1215-О положения пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года), о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 года N 1229-О, от 29 января 2019 года N 185-О и от 30 января 2020 года N 89-О).

      Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года), и согласуются с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23 июня 2020 года N ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

     Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

      Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

     Согласно статье 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

     Судом установлено, что на основании решения от 27 сентября 2023 г. прокурора Булунского района РС(Я), ФИО проведена проверка в органе опеки и попечительства администрации МР «Булунский улус», с целью оценить исполнение законодательства в сфере защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

    По итогам проверки прокурор Булунского района РС(Я) обратился в суд в интересах Сафоновой Н.Г., Семеновой Ф.В., Бетюнской Н.В., Саввиной (Бетюнской ) И.В.

     В судебном заседании установлено, что Сафонова Н.Г., -дата- г.р. являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

    Решением Булунского районного суда РС(Я) от 31 марта 2011 г. ФИО лишена родительских прав в отношении дочери - Сафоновой Н.Г., -дата- г.р.

     Распоряжением №___ от 01 апреля 2011 г. управляющего районной Администрации МО «Булунский улус (район)» над несовершеннолетней Сафоновой Н.Г., -дата- г. установлена опека, опекуном назначена ФИО, при этом указано, что отец вписан в свидетельство о рождении Сафоновой Н.Г. со слов матери.

      Согласно заявлению от 21.11.2018г. Сафоновой Н.Г. на имя главы муниципального образования «Булунский улус (район)», ФИО, она просит включить ее в единый республиканский реестр для получения жилья детям сиротам так как является сиротой.

     Вместе с тем, судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, предоставленной Филиалом публично-правовой компании «Роскадастр» по Республике Саха (Якутия) от 21.02.2024 г., Сафонова Н.Г. с 31.10.2023 г. имеет в собственности жилое помещение, ***, расположенное по адресу: -адрес-.

      Решением № 28/01 от 20 апреля 2021г. Внеочередной 28 сессии Тиксинского поселкового Совета Депутатов МО «Посёлок Тикси», установлена учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв.м. на одного человека.

      Исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, юридически значимыми обстоятельствами по данному делу являются установление количества лиц, проживающих в жилом помещении по адресу: -адрес-, и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.

       Согласно разъяснений, указанных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 г., необходимо исходить из того, что если в период, когда дети-сироты состояли на учете нуждающихся в жилом помещении, они приобрели право собственности на жилое помещение (например, в порядке наследования, на основании договора купли-продажи и т.д.), то необходимо проверять, не перестали ли такие лица быть нуждающимися в жилом помещении, и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить возникший спор.

    Таким образом, по смыслу закона гарантии в виде обеспечения жильем, предоставляются указанной категории лиц, к которой относится Сафонова Н.Г., только лицам, нуждающимся в жилье.

    Из объяснения заинтересованного лица установлено, что в указанном жилом помещении проживает она и ее двое детей, следовательно размер общей площади жилого помещения, приходящейся на Сафонову Н.Г. и её *** составляет более учетной нормы – 16,9 кв.м. на каждого из проживающих.

     При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части требований, заявленных в интересах Сафоновой Н.Г.

      В судебном заседании также установлено, что Семенова Ф.В., -дата- г.р. являлась лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

     Согласно свидетельству о рождении Семеновой Ф.В. ее родителями являлись ФИО и ФИО.

      Решением Булунского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 июня 2010 г. родители Семеновой Ф.В. были лишены родительских прав.

      -дата- ФИО умер (свидетельство о смерти I-CH №___ выдано -дата-)

      Распоряжением №___ от 12 марта 2012 г. главы МО «Булунский улус (район)» над несовершеннолетней Семёновой Ф.В. установлена опека, назначена опекун ФИО

     Согласно договору социального найма жилого помещения от 22 марта 2012 г., заключенному между МО «Посёлок Тикси» (наймодатель) и ФИО (наниматель), совместно с нанимателем в жилое помещение, расположенное по адресу: -адрес- вселена опекаемая Семенова Фёкла Владимировна, -дата- г.р.

     На основании договора от 20 марта 2023 г. на передачу квартиры в собственность граждан, заключенного между администрацией ГП «Посёлок Тикси» (продавец) и ФИО (покупатель), продавец передал в собственность, а покупатель приобрел двухкомнатную квартиру по адресу : -адрес-, общей площадью *** кв.м.

     Семенова Ф.В. 23 июня 2016 г., при достижении совершеннолетия отказалась от права на приватизацию указанной квартиры.

     При этом право пользования данной жилой площадью за ней не сохранено.

     Согласно заявлению от -дата- Семеновой Ф.В. на имя главы муниципального образования «Булунский улус (район)», ФИО, она просила включить ее в единый республиканский реестр для получения жилья детям сиротам так как является сиротой.

     Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 21.02.2024 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объектах недвижимости на Семенову Феклу Владимировну.

     Разрешая исковые требования, предъявленные к ответчикам в интересах Семеновой Ф.В., суд учитывает, что по достижении возраста 18 лет Семенова Ф.В. не имела закрепленного за ней жилого помещения, её проживание и регистрация по адресу: -адрес- были обусловлены установлением в отношении нее опеки со стороны ФИО, Семенова Ф.В. была вселена в жилое помещение, занимаемое её опекуном по договору социального найма, как опекаемая, каких-либо самостоятельных прав в отношении данной квартиры не имеет.

     Семенова Ф.В. не является членом семьи ФИО применительно к положениям ст. 2 СК РФ и ч.1 ст. 69 ЖК РФ.

     Согласно ответу от 22.02.2024 г. главы ГП «Посёлок Тикси», ФИО на судебный запрос – Семенова Ф.В., -дата- г.р. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма.

     В возрасте двадцати двух лет Семенова Ф.В. обратилась в администрацию. МО «Булунский улус (район)» РС(Я), с просьбой включить ее в единый реестр для получения жилья как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается соответствующим заявлением (т. 3, л.д. 28), при этом приложила необходимые документы.

     Администрация муниципального района «Булунский улус» РС(Я) не исполнила своих обязанностей по своевременному принятию Семеновой Ф.В. на учет.

      Отсутствие Семеновой Ф.В. на учете для получения жилья до достижения 23 лет, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку причины, по которым она не смогла встать на такой учет суд признает уважительными, так как ее вины в пропуске установленного в законе срока для постановки на учет не усматривается, Семенова Ф.В. вовремя обратилась в администрацию муниципального образования, однако ее заявление было оставлено без рассмотрения.

     Сведения о том, что Семенова Ф.В. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения суду не представлено.

     Согласно Положению о Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия), утвержденному Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 23 апреля 2015 г. № 458, основными задачами Министерства является в том числе, реализация основных направлений государственной социальной политики в организации социального обслуживания населения, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2.7); разработка и реализация правовых и организационных мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2.15); осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия) ( пп.3.14.4).

     Суд с учетом установленных обстоятельств в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных документов приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных в интересах Семеновой Ф.В.

      Семеновой Ф.В., необходимо восстановить срок для подачи заявления в целях включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, также возложить на муниципальный район «Булунский улус» РС(Я) обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить перечень необходимых документов, предусмотренных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в отношении Семеновой Ф.В., также обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) включить Семенову Ф.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обязать администрацию муниципального района «Булунский улус» Республики Саха (Якутия) в срок до 01 декабря 2024 г. предоставить Семёновой Ф.В., благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я), отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее учетной нормы предоставления жилого помещения, определенной на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я).

     Судом установлено, что Саввинова (Бетюнская) Ильянора Владимировна, -дата- г.р. и Бетюнская Надежда Владимировна, -дата- г.р. являются лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

     Отец Саввиновой (Бетюнской) И.В. и Бетюнской Н.В. осужден приговором Булунского районного суда РС(Я) от -дата-, мать – ФИО умерла -дата-.

     Распоряжением №___ от 25 декабря 2002 г. главы администрации *** наслега РС(Я) установлена опека над Бетюнскими Ильянорой и Надеждой, опекуном назначена их бабушка- ФИО.

     Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 21.02.2024 г. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об объектах недвижимости на Бетюнскую Ильянору Владимировну и Бетюнскую Надежду Владимировну.

     Согласно ответу от 22.02.2024 г. главы ГП «Посёлок Тикси», ФИО на судебный запрос – Бетюнская Ильянора Владимировна и Бетюнская Надежда Владимировна, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма.

     Согласно сопроводительному письму от мая 2018 г., направленному и.о. главы МО «Булунский улус (район)», ФИО в адрес Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия), ФИО, документы Бетюнской Н.В., -дата- г.р. представлены для включения в единый реестр граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

     Из представленных доказательств следует, что Бетюнская Н.В. до достижения 23-летнего возраста обратилась в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

     Согласно информации от 05.02.2024 г., направленной Министерством труда и социального развития РС(Я) на запрос суда, Бетюнская Н.В., -дата- г.р. не состоит в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия).

     Отсутствие факта постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23-летнего возраста, произошедшего в силу невыполнения должностными лицами Администрации МР «Булунский улус» и Министерства труда и социального развития РС(Я) своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.

    Жилого помещения, находящегося в пользовании по договору социального найма либо в собственности Бетюнская Н.В., не имеет.

    Поскольку заинтересованному лицу о нарушениях требований закона со стороны органов местного самоуправления стало известно после подачи иска в её интересах, то есть по достижении ею 27 лет, суд находит причины пропуска Бетюнской Н.В. срока на подачу заявления уважительными и подлежащими восстановлению.

    На муниципальный район «Булунский улус» РС(Я) необходимо возложить обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить перечень необходимых документов, предусмотренных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в отношении Бетюнской Н.В., обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) включить Бетюнскую Н.В. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Обязать администрацию муниципального района «Булунский улус» Республики Саха (Якутия) в срок до 01 декабря 2024 г. предоставить Бетюнской Н.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я), отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее учетной нормы предоставления жилого помещения, определенной на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я).

     При разрешении требований, заявленных в интересах Саввиновой (Бетюнской) Ильяноры Владимировны, -дата- г.р., суд не находит законных оснований для их удовлетворения, поскольку Саввинова (Бетюнская) И.В. не обладает правом на предоставление жилого помещения, в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, так как до достижения возраста 23 лет она не обращалась к ответчикам с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья.

     Материалы дела содержат обращение от 18 июня 2018 г. главного специалиста опеки и попечительства МО «Булунский улус (район)», ФИО на имя директора ГБПОУ РС(Я) «*** колледж», ФИО, о том, что от Бетюнской И.В. заявление о включении ее в республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями не поступило.

     Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению Саввиновой (Бетюнской) И.В. с соответствующим заявлением, прокурор и заинтересованное лицо не представили, подтверждающих доказательств о том, что Саввинова (Бетюнская) И.В. являлась недееспособной или по причине заболевания или иных причин, препятствующих ей обратиться с таким заявлением суду не представлено.

     Доказательств исключительных причин, препятствовавших обращению Саввиновой (Бетюнской) И.В. в компетентный орган по вопросу постановки на учет, суду не представлено.

      Саввинова (Бетюнская) И.В. и прокурор доказательств наличия объективных, исключительных или уважительных причин, препятствовавших лицу, в чьих интересах заявлены исковые требования своевременному обращению в компетентные органы по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет не представили.

    Доказательств того, что Саввинова (Бетюнская) И.В. до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но не была поставлена на такой учет вследствие незаконного отказа органа местного самоуправления либо ненадлежащего выполнения обязанностей по защите ее прав в тот период, когда она была несовершеннолетней ее опекуном (попечителем), органами опеки и попечительства, образовательным учреждением, суду не представлено.

      Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил :

      Иск исполняющего обязанности прокурора Булунского района Республики Саха (Якутия), в интересах: Семеновой Ф.В., Сафоновой Н.Г., Бетюнской Н.В., Бетюнской (Саввиновой) И.В. к муниципальному району «Булунский улус» Республики Саха (Якутия), Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), о восстановлении срока для подачи заявления в целях включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности обеспечить направление перечня необходимых документов в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; возложении обязанности предоставить из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, удовлетворить частично.

     Восстановить Семеновой Фекле Владимировне, Бетюнской Надежде Владимировне срок для подачи заявления в целях включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Обязать муниципальный район «Булунский улус» Республики Саха (Якутия) в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу направить перечень необходимых документов, предусмотренных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) в отношении Семеновой Феклы Владимировны, -дата- г.р., уроженки -адрес- и Бетюнской Надежды Владимировны, -дата- г.р., уроженки -адрес-

     Обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) включить Семенову Феклу Владимировну и Бетюнскую Надежду Владимировну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

     Обязать администрацию муниципального района «Булунский улус» Республики Саха (Якутия) в срок до 01 декабря 2024 г. предоставить Семеновой Фекле Владимировне, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я), отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее учетной нормы предоставления жилого помещения, определенной на территории муниципального района «Булунский улус» Республики Саха (Якутия).

     Обязать администрацию муниципального района «Булунский улус» Республики Саха (Якутия) в срок до 01 декабря 2024 г. предоставить Бетюнской Надежде Владимировне, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я), отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее учетной нормы предоставления жилого помещения, определенной на территории муниципального района «Булунский улус» РС(Я).

В удовлетворении иска в остальной части, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья :                   п/п                        Е.Г. Павленко

Копия верна:

Судья Булунского районного суда

Республики Саха (Якутия):                                                        Е.Г. Павленко

Мотивированное решение составлено 19 марта 2024 г.

2-2/2024 (2-153/2023;) ~ М-169/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Булунского района Республики Саха (Якутия)
Ответчики
Муниципальный район "Булунский улус" РС(Я)
Другие
Министерство труда и социального развития РС(Я)
Сафонова Наталья Геннадьевна
Бетюнская Надежда Владимировна
Семенова Фекла Владимировна
Саввинова Ильянора Владимировна
Суд
Булунский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Павленко Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
bulun--jak.sudrf.ru
23.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2023Передача материалов судье
25.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2023Подготовка дела (собеседование)
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Подготовка дела (собеседование)
12.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2024Предварительное судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2024Подготовка дела (собеседование)
20.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее