5-795/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
пгт. Октябрьское 18 декабря 2020 года
Судья Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тютюнник Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении № 5-795/2020, предусмотренном ст. 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Коновалова С.А., <данные изъяты>
установил:
Определением заведующего отделом гражданской защиты населения администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ с материалом в отношении Коновалова С.А. передан в порядке п.5 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ на рассмотрение судьи Октябрьского районного суда ХМАО-Югры.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут Коновалов С.А. находился в торговом зале магазина <адрес> без использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушил п.1 Постановления Губернатора ХМАО-Югры от 05.05.2020 г. № 48 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной Covid-2019 в ХМАО-Югре.
Действия Коновалова С.А. заведующим отделом гражданской защиты населения администрации Октябрьского района ХМАО-Югры были квалифицированы по ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ.
Коновалов С.А., представитель административного органа в судебное заседание не явились при надлежащем извещении (л.д. 8-10, 12), о причинах неявки суд не уведомили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались. Их явка в судебное заседание не признана обязательной, а потому судья, руководствуясь положениями пп. 2, 4 ч.1 ст. 29.7 КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив протокол об административном правонарушении, собранные административным органом и дополнительно истребованные материалы дела, судья, в пределах компетенции, определенной ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, перечня видов административных наказаний и правил их применения, порядка производства по делам об административных правонарушениях относятся к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ).
Положениями статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 данной статьи (создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации). В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Порядок применения данной нормы относится к предмету ведения Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 20.6.1 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении.
Такие протоколы в соответствии с п. 18 ч. 5, ч. 6.4 ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять:
1) должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации;
2) должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации
В Конституции Российской Федерации закреплён принцип верховенства закона, в соответствии с которым в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76).
Согласно ч.2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Протокол об административном правонарушении № 22 по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Коновалова С.А. составлен заведующим отделом гражданской защиты населения администрации Октябрьского района.
В нормах Федеральных законов от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовой статус органов, созданных при органах местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в настоящее время не определён.
Как следует из дополнительно истребованных судьей документов, определяющих правовой статус отдела гражданской защиты населения администрации Октябрьского района, установлено, что распоряжением и.о. главы Октябрьского района от 29 июля 2016 г. № 109-р утверждено положение об отделе гражданской защиты населения, пунктами 1.1, 1.4 которого предусмотрено, что отдел является структурным подразделением администрации Октябрьского района и не является юридическим лицом (л.д. 14-15, 22-23), то есть не может рассматриваться как самостоятельный орган при органе местного самоуправления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Соответствующие распоряжения о внесении изменений в Положение об отделе (№ 92-р от 07.08.2017 г., л.д. 17-18; 25-р от 01.02.2019 г., л.д. 19; 29-р от 05.02.2019 г., л.д. 20) не позволяют прийти к иному выводу, поскольку статус структурного подразделения не изменяют.
При этом, к функциям отдела согласно вышеуказанному положению (с учетом его изменений) не отнесено производство по делам об административных правонарушениях.
В обоснование полномочий на составление по настоящему делу протокола об административном правонарушении должностное лицо отдела сослалось в протоколе на положения Закона ХМАО-Югры № 102-оз от 11.06.2010 г. «Об административных правонарушениях». Административная ответственность по вопросам, не отнесенным в соответствии с КоАП РФ к вопросам, имеющим федеральное значение, установление подведомственности таких дел об административных правонарушениях, иные вопросы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определены в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 № 102-оз «Об административных право-нарушениях».
Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 05.04.2020 принят Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 36-оз, которым п. 3 ст. 48 Закона ХМАО-Югры от 11.06.2010 № 102-оз дополнен абзацем следующего содержания: «Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.6.1 КоАП РФ, составляются должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, уполномоченными на осуществление проверочных мероприятий по соблюдению мер, установленных нормативными правовыми актами автономного округа и муниципальными правовыми актами в связи с введением в автономном округе режима повышенной готовности на период эпидемиологического неблагополучия, связанного с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19). Перечень указанных должностных лиц утверждается главой муниципального образования автономного округа».
Однако Закон ХМАО-Югры от 05.04.2020 № 36-оз не соответствует федеральному закону – Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, которым наделение должностных лиц полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса, отнесено к предмету ведения Российской Федерации.
На уровне федерального законодательства такие полномочия, помимо соответствующих должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, предоставлены (делегированы) должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перечень которых в каждом субъекте Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Перечень должностных лиц исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждён Постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.04.2020 № 27.
Учитывая изложенное, Закон ХМАО-Югры от 05.04.2020 № 36-оз, как не соответствующий федеральному закону, применению не подлежит, а действующим законодательством об административных правонарушениях должностные лица органов местного самоуправления полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не наделены.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен неуполномоченным лицом, а потому он не может быть положен в основу выводов о привлечении лица к административной ответственности.
Составление протокола неправомочным лицом влечет возвращение протокола (п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ), однако такая возможность при рассмотрении дела утрачена. Данный недостаток протокола является неустранимым.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что дело об административном правонарушении было возбуждено неуполномоченным лицом, и в связи с этим недопустимость всех полученных при производстве по делу собранных доказательств, включая протокол, не имеется оснований для вывода о том, что установлено событие административного правонарушения, следовательно производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.6.1. КоАП РФ в отношении Коновалова С.А. подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 24.5 (п.1, ч.1), 29.7, 29.10-29.11, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Коновалова С.А. прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 24.5. КоАП РФ – за отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья Н.Б. Тютюнник
= согласовано =
Судья ______________ Н.Б. Тютюнник