Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-604/2023 ~ М-370/2023 от 10.04.2023

№ 2-604/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Буйнакск      24 мая 2023 года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Азизовой Д.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гасановой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Буйнакска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «село Чиркей» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории села Чиркей,

установил:

прокурор г.Буйнакска обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, в котором просит обязать Администрацию МО «село Чиркей» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории села Чиркей Буйнакского района РД.

Требования истца мотивированы тем, что во исполнение распоряжения прокурора республики Дагестан прокуратурой г.Буйнакск проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об охране окружающей среды в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории г.Буйнакск и Буйнакского района. В ходе проверки установлено, что на территории села Чиркей Буйнакского района расположены несанкционированные места складирования твердых коммунальных (бытовых) отходов на земельном участке с географическими координатами: широта 42,976365, долгота 46,988735, выявлена несанкционированная свалка ТКО площадью 10000 кв.м. Площадь складирования ТКО составляет более 3500 кб.м., средняя высота насыпного слоя отходов составляет от 0,10 м. до 0,50 м.

Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: пищевые отходы, текстиль, бумага, картон, дерево, стекло, резина, автомобильные покрышки, полимерные материалы, шифер. Отходы на свалке не сортированы, размещены не организовано, на открытой поверхности земли.

Вместе с тем, в нарушение действующих норм законодательства, Администрацией МО «село Чиркей» не приняты все необходимые меры по организации ликвидации указанных несанкционированных свалок отходов.

Причиной образования несанкционированных свалок является ненадлежащее участие органов местного самоуправления района в организации деятельности по сбору и вывозу отходов производства и потребления.

Наличие отходов на поверхности земли создает угрозу загрязнения окружающей среды (почвы, недр, атмосферного воздуха) опасными веществами, тем самым нарушается гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду, а также права Российской Федерации, как собственника земельных участков, собственность на которые разграничена.

Помощник прокурора г. Буйнакск Омаров М.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

С учетом имеющихся в материалах дела сведений об извещении участников гражданского процесса о времени и месте рассмотрения дела в порядке ст. ст. 113 - 116 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Согласно статье 1 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; безопасные условия для человека это - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7) также предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды.

Запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ № 89) к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

В силу ст.13 ФЗ № 89 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Положениями ст.12 и 13.4 ФЗ № 89 предусмотрено, что определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством РФ. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации; накопление отходов может осуществляться путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление); места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ № 52 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч.1 ст.22 этого же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 14 ФЗ № 131 вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 7 управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 11 ФЗ № 52 юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. Данные требования также относятся к администрациям муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 22 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из заключения государственного инспектора Минприроды РД №006/3 от 09.03.2023г. по административной территории МО «село Чиркей» усматривается, что в ходе проведения обследования установлено, что на участке территории села Чиркей Буйнакского района с географическими координатами: широта 42,976365, долгота 46,988735, выявлена несанкционированная свалка ТКО площадью 10000 кв.м. Площадь складирования ТКО составляет более 3500 кб.м., средняя высота насыпного слоя отходов составляет от 0,10 м. до 0,50 м.

Компонентный состав отходов при визуальном осмотре представляет собой: пищевые отходы, текстиль, бумага, картон, дерево, стекло, резина, автомобильные покрышки, полимерные материалы, шифер. Отходы на свалке не сортированы, размещены не организовано, на открытой поверхности земли.

Из выше изложенного следует, что администрацией МО «село Чиркей» не принимаются меры по надлежащему содержанию территории в соответствии с требованиями вышеприведенных норм.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований прокурора г.Буйнакска в рамках предоставленных ст.45 ГПК РФ прокурору полномочий в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «село Чиркей» об обязании ликвидировать на территории села Чиркей Буйнакского района несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г.Буйнакска к Администрации МО «село Чиркей» удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «село Чиркей» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов на территории села Чиркей Буйнакского района РД.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий          Д.М. Азизова

Решение в окончательной форме принято 25 мая 2023 года.

2-604/2023 ~ М-370/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. заместителя прокурора г.Буйнакска
Ответчики
Администрация МО "сельсовет Чиркей"
Суд
Буйнакский районный суд Республики Дагестан
Судья
Азизова Джамиля Мухтаровна
Дело на странице суда
buinakskiy-rs--dag.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Подготовка дела (собеседование)
04.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2023Дело оформлено
28.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее