Дело № 2-3516/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2024 г. <адрес>, г. Химки
Химкинский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Панферовой Д.А.,
при помощнике судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных отношений МО к ФИО2 о взыскании платы за изменение вида разрешённого использования земельного участка,
установил:
Министерство имущественных отношений <адрес> обратилось с иском в суд к ФИО2 о взыскании платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070417:1954, распложенного по адресу: <адрес>, г. Химки, с.п. Кутузовское, д. Юрлово, мкр. Резиденс, уч. 34, в размере 1 438 546,73 руб.
В обоснование требований указав, что в Министерство имущественных отношений <адрес> (далее - Минмособлимущество) поступило уведомление Управления Росреестра по <адрес> от <дата> № 15BX-44299 об изменении на основании утвержденных П33 ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070417:1954, находящегося в собственности ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>, г. Химки, с.п. Кутузовское, д.Юрлово, мкр. Резиденс, уч.34 «ДЛЯ малоэтажного жилищного строительства и рекреационных целей» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства». Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от <дата> г. No 15ИСХ-30564 (далее - Уведомление) на общую сумму 1 455 089,18 руб., в адрес ФИО2, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах.
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, <дата> г. уведомление было получено ФИО2 В связи с тем, что ФИО2 не произвела оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ответчика претензию от <дата> г. № 15ИСХ-7814.
До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет <адрес> не поступила. Таким образом, Минмособлимущество вынуждено обратиться в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов <адрес>.
На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика 1 438 546,73 рублей в качестве платы за изменение вида ВРИ земельного участка.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась, реализовала право на представителя - ФИО5, которая в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, указав, что истец самостоятельно не изменял ВРИ, а также ходатайствовала о применении срока исковой давности, о чем представила письменное заявление.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ч. 5 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав представленные в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ от <дата> N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах <адрес> и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом <адрес>, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории <адрес>, установлен ст. 5.1 Закона <адрес> от <дата> N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства МО от <дата> N 1190/57 "Об утверждении Порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, Перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значения для развития адрес, и Перечня муниципальных образований <адрес>, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
Процедура изменения вида разрешенного использования объектов недвижимости установлена Земельным Кодексом РФ, Градостроительным Кодексом РФ, Законом <адрес> от <дата> N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>", Федеральным законом от <дата> N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ", согласно которой решение об изменении одного вида разрешительного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается органом местного самоуправления муниципального образования адрес на основании заявления собственника земельного участка, содержащего кадастровый номер соответствующего земельного участка, при условии внесения физическим или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение ВРИ земельного участка. Если новый вид разрешенного использования земельного участка предусматривает строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, то за такое изменение собственник должен нести плату.
Обязательным условием взимания платы является совершение лицом действий, прямо регламентированных данным законом, а именно, обращение в орган местного самоуправления муниципального образования и принятие этим органом местного самоуправления соответствующего решения.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с пп.14.4 п.14 Положения о Министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденного Постановлением Правительства МО от <дата> № 842/27, Минмособлимущество наделено полномочиями представлять и защищать интересы <адрес> в судах общей юрисдикции, арбитражных и третейских судах, в исполнительном производстве, в органах прокуратуры и иных правоохранительных органах по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в том числе обращаться с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у собственников ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070417:1954, расположенный по адресу: <адрес>, г. Химки, с.п. Кутузовское, д.Юрлово, мкр. Резиденс, уч.34.
Как следует из материалов дела, в Министерство имущественных отношений <адрес> (далее - Минмособлимущество) поступило уведомление Управления Росреестра по <адрес> от <дата> No 15BX-44299 об изменении на основании утвержденных П33 ВРИ земельного участка изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070417:1954, находящегося в собственности ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>, г. Химки, с.п. Кутузовское, д.Юрлово, мкр. Резиденс, уч.34 с ВРИ «для малоэтажного жилищного строительства и рекреационных целей» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства».
Минмособлимущество осуществило расчет платы за изменение ВРИ земельного участка и направило соответствующее уведомление от <дата> г. No 15ИСХ-30564 (далее - Уведомление) на общую сумму 1 455 089,18 руб., в адрес ФИО4, указанный в предоставленных Управлением Росреестра по <адрес> документах.
Согласно отчету об отслеживании отправления, сформированному официальным сайтом Почты России, <дата> г. уведомление было получено ФИО2
В связи с тем, что ФИО2 не произвела оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Минмособлимущество направило в адрес ответчика претензию от <дата> г. N° 15CX-7814.
До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка в бюджет <адрес> не поступила.
Между тем, Из ответа Администрации городского округа Солнечногорск <адрес> N OBX-5211/2024 от <дата> г. на запрос суда следует, что администрация не издавала постановлений по изменению вида разрешенного пользования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070417:1954.
Материалы дела также не содержат сведений об изменении ответчиком вида разрешенного пользования земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070417:1954.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом не доказано, а судом не установлено изменение ответчиком вида разрешенного использования земельным участком. В связи с этим основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Кроме того, стороной ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании денежных средств, что отражено в письменном отзыве на иск.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (статья 196 ГК РФ).
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ)
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).
В соответствии с ч. 16 ст. 5 Закона <адрес> от <дата> N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в <адрес>" собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления.
Уведомление о необходимости внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка направлено Министерством в адрес ФИО2 и получено последней <дата> г., что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений.
Таким образом, исходя из положений ч. 16 ст. 5 Закона <адрес> от <дата> N 23/96-03, обязанность внести плату установлена до <дата> г., в связи с чем, трехлетний срок исковой давности, истек <дата> г.
Исковое заявление направлено в суд 30.06.2023г., т.е. с пропуском установленного законом срока, что является самостоятельным основаниям для отказа в удовлетворении иска.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ REF ░░░░ \* MERGEFORMAT ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ <░░░░>
░░░ 63RS0<№ ░░░░░░░░░>-85
░░░░░ | ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> |
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | |||||
<░░░░░░ ░░░░░░> | <░░░░░░ ░░░░░░> | ||||||
<░░░░░░ ░░░░░░>
|