Дело № 12-146/2020
Р Е Ш Е Н И Е
«01» октября 2020 года г. Малая Вишера
Судья Чудовского районного суда Новгородской области Кулешина А.М., рассмотрев дело по жалобе Администрации Маловишерского муниципального района на постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области Шамовой М.Л. от 16 июня 2020г. № 262/20 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области Шамовой М.Л. от 16 июня 2020г. № 262/20 Администрация Маловишерского муниципального района Новгородской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Администрация Маловишерского муниципального района обратилась в Чудовский районный суд Новгородской области с жалобой, в которой просит постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области Шамовой М.Л. от 16 июня 2020г. № 262/20 отменить. В жалобе указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не было учтено, что Администрация Маловишерского муниципального района, исполняя переданные ей государственные полномочия по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет права выйти за пределы финансовых средств, выделенных на данные цели из областного бюджета. При данных обстоятельствах, Администрация Маловишерского муниципального района не имеет возможности исполнить решение суда о предоставлении жилого помещения <Ф.И.О. скрыты>. При рассмотрении дела об административном правонарушении не был выяснен вопрос о наличии вины Администрации Маловишерского муниципального района. Поскольку решение суда не исполнено по причинам, не зависящим от Администрации Маловишерского муниципального района, в действиях Администрации Маловишерского муниципального района отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Кроме того, в адрес Администрации Маловишерского муниципального района не направлялось определение должностного лица о назначении времени и места рассмотрения дела, права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ Администрации муниципального района не разъяснялись. Кроме того, при описании события правонарушения судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение требования, содержащегося в исполнительном документе, отсутствует указание на наличие квалифицирующего признака – неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
На основании изложенного просит постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области Шамовой М.Л. от 16 июня 2020г. № 262/20 отменить и прекратить производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области в суд не явился, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд полагает необходимым жалобу удовлетворить, постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области Шамовой М.Л. от 16 июня 2020г. № 262/20 отменить по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В постановлении по делу об административном правонарушении указано, что Администрация Маловишерского муниципального района извещена о рассмотрении дела, дело рассмотрено в отсутствие представителя, однако в материалах дела отсутствуют сведения об извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате, месте и времени рассмотрения дела, о разъяснении представителю прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с существенным нарушением процессуальных норм, принятое по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В постановлении по делу об административном правонарушении от 16 июня 2020 года указано, что судебным приставом-исполнителем в отношении Администрации 04.06.2020г. составлен протокол № 262 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, из которого следует, что Администрация Маловишерского муниципального района не исполнила содержащиеся в судебном решении по делу № 2-244/2019 от 22.04.2019г. требования «предоставить <Ф.И.О. скрыты> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма». Также в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено 17.07.2019г.. Требование об исполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера вынесено 10.03.2020г., этим требованием установлен срок исполнения требования – до 13.04.2020г.. Также указано, что 20.04.2020г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о продлении установленного срока до 29.05.2020г..
Суд приходит к выводу, что данное постановление не соответствует требованиям, установленным ст. 29.10 КоАП РФ, а дело рассмотрено с нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, событие вмененного Администрации Маловишерского муниципального района административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При этом неисполнение должником соответствующих требований после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако при описании события данного административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение требования, содержащегося в исполнительном документе. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, в том числе, отсутствует указание на наличие названного выше квалифицирующего признака.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа не дана оценка протоколу об административном правонарушении на предмет его соответствия требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. При этом, несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Состоявшееся по настоящему делу постановление должностного лица не отвечает требованиям статей 26.1, 29.10 КоАП РФ. При этом, оставлен без внимания и оценки протокол об административном правонарушении.
Все вышеуказанные нарушения не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть данное дело об административном правонарушении.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области, вынесенное в отношении Администрации Маловишерского муниципального района, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело надлежит возвратить на новое рассмотрение в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Жалобу Администрации Маловишерского муниципального района Новгородской области удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новгородской области Шамовой М.Л. от 16 июня 2020г. № 262/20 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить, дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение десяти дней со дня получения копии решения.
Судья А.М. Кулешина