УИД 22RS0061-01-2023-000374-59
№ 2-357/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Целинное 20 июля 2023 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Дильмана В.В.,
при секретаре Зубковой М.А.,
с участием и.о. прокурора Целинного района Алтайского края Егоровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края к Муниципальному унитарному предприятию «Каскад» «Администрация Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края» и к Администрации Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края о признания бездействия незаконным и о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Каскад» «Администрация Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края» и к Администрации Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края о признания бездействия по добыче подземных вод без лицензии незаконным и о возложении обязанности получить лицензию.
В обоснование иска указав, что прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы недропользования, в деятельности муниципального казенного предприятия «Каскад» «Администрация Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края» (далее по тексту МУП «Каскад»), по результатам которой установлено следующее.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности МУП «Каскад» является – распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).
Водоснабжение предприятием осуществляется из подземных водных источников при помощи 7 водонапорных скважин, 6 буровых скважин, 2 водопроводов. Вышеуказанные скважины принадлежат на праве собственности Администрации Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края и переданы <дата> в рамках договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Учредителем и собственником имущества МУП «Каскад» является муниципальное образование Воеводский сельсовета Целинного района Алтайского края (далее – муниципальное образование).
Соответственно МУП «Каскад» фактически осуществляет деятельность по добыче подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Воеводское Целинного района, то есть является пользователем недр.
В нарушение требований законодательства МУП «Каскад» осуществляет пользование вышеуказанным участком недр, содержащим подземные воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в отсутствие лицензии на право _пользования недрами.
Безлицензионное недропользование, осуществляемое МУП «Каскад» вне поля зрения лицензирующего органа, не может способствовать рациональному использованию и охране недр, а также обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы, в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Самовольная добыча подземных вод нарушает права неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства, а также создает угрозу истощения недр, что является недопустимым.
И.о. прокурора Целинного района Егорова Л.В. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить.
Представители ответчиков МУП «Каскад», а также Администрации Воеводского сельсовета Целинного района в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщали. В связи с чем, суд считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав и.о. прокурора, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Федеральным законом от 04.05.2011 № 299-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.
В соответствии с положениями ст. 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 (далее — Закон о недрах), недра, в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статьей 9 Закона РФ «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
В силу абзаца 5 ст. 9 названного Закона РФ «О недрах», в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Согласно ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо-охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
На основании абз. 4 п. 3 ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав к торой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлений права пользования участками недр для разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или для геологического изучения участков недр в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, их разведки и добычи на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, осуществляемых по совмещенной лицензии.
В соответствии с абз. 7 ст. 9 Закона РФ «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента. государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно п. 1 абз. 1 ст. 23 вышеназванного Закона РФ основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Судом установлено, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности МУП «Каскад» является – распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2).
Водоснабжение предприятием осуществляется из подземных водных источников при помощи 7 водонапорных скважин, 6 буровых скважин, 2 водопроводов. Вышеуказанные скважины принадлежат на праве собственности Администрации Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края и переданы <дата> в рамках договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, что подтверждается копией названного договора.
Учредителем и собственником имущества МУП «Каскад» является муниципальное образование Воеводский сельсовета Целинного района Алтайского края.
Соответственно МУП «Каскад» фактически осуществляет деятельность по добыче подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Воеводское Целинного района, то есть является пользователем недр.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства МУП «Каскад» осуществляет пользование вышеуказанным участком недр, содержащим подземные воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Безлицензионное недропользование, осуществляемое МУП «Каскад» вне поля зрения лицензирующего органа, не может способствовать рациональному использованию и охране недр, а также обеспечению воспроизводства минерально-сырьевой базы, в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
Самовольная добыча подземных вод нарушает права неопределенного круга лиц, в частности обеспечения права на благоприятную окружающую среду, поскольку пользование недрами в отсутствие специального разрешения, устанавливающего условия их использования, не позволяет сделать вывод о соответствии данной деятельности требованиям природоохранного законодательства, а также создает угрозу истощения недр, что является недопустимым.
<дата> прокуратурой района в адрес руководителя МУП «Каскад» было внесено представление об устранении нарушений законодательства, которое рассмотрено <дата>.
Вместе с тем, до настоящего времени предприятие по-прежнему осуществляет пользование вышеуказанным участком недр, содержащим подземные воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в отсутствие лицензии на право пользования недрами, что подтверждается актом проверки от <дата>.
Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части их предъявления к МУП «Каскад», но не к Администрации Воеводского сельсовета Целинного района Алтайского края, поскольку как было указано, выше именно МУП «Каскад» осуществляет деятельность по добыче подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения с. Воеводское Целинного района, то есть является пользователем недр.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, на основании статьи 103 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░