Копия
УИД: 66RS0029-01-2024-000324-45
В окончательной форме изготовлено 26 марта 2024 года
Дело № 2-387/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 марта 2024 года г. Камышлов Свердловская область
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.,
при секретаре Борисовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая организация» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости объектов ТЭК,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая организация» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости объектов ТЭК.
В обоснование иска указал, что Камышловской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области с привлечением специалиста Камышловского ОВО - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности, промышленной и энергетической безопасности в сфере жилищно - коммунального хозяйства и топливно - энергетического комплекса в деятельности МУП «ТСО» (ОГРН 1186658065538, ИНН 6633027138).
В ходе проведенной проверки установлен факт того что, вышеуказанное федеральное законодательство должностными лицами и руководством МУП «ТСО» не соблюдается. Так, в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований федерального законодательства:
l. Ha объекте, расположенном по адресу: <адрес>, в нарушение пункта 5 приложения № 1 к Правилам по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно – энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458дсп, система охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов объекта ТЭК (с выводом на объектовый пункт централизованной охраны) отсутствует; в нарушение требований пункта 8 «б» приложения № 1 к Правилам, пунктов 227-240 Правил, на объекте отсутствует видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения; Аналогичные нарушения выявлены на объектах, расположенных по адресу: <адрес>.
2. На объекте, расположенном но адресу: <адрес>, в нарушение пункта 5 приложения № 1 к Правилам, система охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов объекта ТЭК (с выводом на объектовый пункт централизованной охраны) отсутствует; в нарушение требований пункта 8 «б» приложения № 1 к Правилам, пунктов 227-240 Правил, на объекте видеонаблюдение по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения находится в нерабочем состоянии; Аналогичные нарушения выявлены на объектах, расположенных по адресу: <адрес>.
При проведении дополнительных надзорных мероприятий, 30 января 2024 года межрайонной прокуратурой от МУП «ТСО» получен ответ о не устранении выявленных в ходе предыдущей проверки нарушений в связи с отсутствием необходимых денежных средств.
Однако, как следует из положений части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно – энергетического комплекса» финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, нарушения требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса должностными лицами МУП «ТСО» создают реальную угрозу совершения в организации террористического акта, причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Просит обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая организация» в срок до 31 декабря 2024 года оборудовать системой охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов объекта ТЭК (с выводом на объектовый пункт централизованной охраны) объекты, расположенные по адресам: <адрес>, Дзержинского, 3, <адрес>.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая организация» в срок до 31 декабря 2024 года оборудовать системой видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения объекты, расположенные по адресам: <адрес>.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая организация» в срок до 31 декабря 2024 года привести в рабочее состояние систему видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения на объектах, расположенных по адресам: <адрес>.
В судебном заседании старший помощник Камышловского межрайонного прокурора ФИО3 исковые требования поддержала, не возражала предоставить срок для исполнения решения суда – один год с даты вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МУП «Теплоснабжающая организация» ФИО4 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, просила увеличить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.
Представитель третьего лица Администрации Камышловского городского округа ФИО5 в судебном заседании поддержал позицию МУП «ТСО».
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму)) (далее - Федеральный закон «О противодействии терроризму») противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) -состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее - Закон о безопасности ТЭК) целями обеспечения безопасности объектов ТЭК являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одним из принципов обеспечения безопасности объектов ТЭК на основании пункта 7 статьи 4 Закона о безопасности ТЭК является обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно пункта 2 статьи 2 Закона о безопасности ТЭК антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса (ТЭК) - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта ТЭК, препятствующее совершению на нем террористического акта.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о безопасности ТЭК требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов ТЭК.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона о безопасности ТЭК, субъекты ТЭК, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами, которым присвоена категория опасности, обязаны соблюдать установленные Правительством Российской Федерации требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, которым присвоена категория опасности.
Между тем, законодатель отдельно выделяет то, что на основании части 1 статьи 17 Закона о безопасности ТЭК субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных указанным Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования, предъявляемые к антитеррористической защищенности объектов ТЭК, содержатся в Правилах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458дсп. Данные Правила включены в Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные Росгвардией 28 февраля 2018 года.
В ходе проведенной проверки Камышловской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Свердловской области с привлечением специалиста Камышловского ОВО – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» установлен факт, что вышеуказанное федеральное законодательство МУП «ТСО» не соблюдается.
Как следует из положений части 1 статьи 16 Закона о безопасности ТЭК финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.
Таким образом, нарушения требований федерального законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса должностными лицами МУП «ТСО» создают реальную угрозу совершения в организации террористического акта, причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Учитывая изложенное, исковые требования Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая организация» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов ТЭК подлежат удовлетворению. В судебном заседании прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до одного года с даты вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным для решения необходимых организационных и финансовых вопросов с целью устранения выявленных недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоснабжающая организация» об обязании устранить выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищённости объектов ТЭК, удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая организация» в срок один год с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать системой охранной сигнализации по внешнему рубежу критических элементов объекта ТЭК (с выводом на объектовый пункт централизованной охраны) объекты, расположенные по адресам: <адрес>, Дзержинского, 3, <адрес>.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая организация» в срок один год с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать системой видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения объекты, расположенные по адресам: <адрес>.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая организация» в срок один год с даты вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние систему видеонаблюдения по сигналам срабатывания охранной сигнализации или видеодетекторов движения на объектах, расположенных по адресам: <адрес>.
Решение в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области.
Судья. Подпись
Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева