Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-869/2023 ~ М-826/2023 от 15.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск          13 декабря 2023 года

    Гражданское дело № 2-869/2023

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Соколовой А.Р., с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Хамируевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего Т.В.И. к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», муниципальному казенному учреждению «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» о взыскании за счет средств казны городского округа муниципального образования «город Саянск» в пользу Т.В.И., в лице законного представителя Томиловой Н. И., компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

прокурор города Саянска Иркутской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего Т.В.И., предъявил иск к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск», муниципальному казенному учреждению «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» о взыскании за счет средств казны городского округа муниципального образования «город Саянск» в пользу Т.В.И., в лице законного представителя Томиловой Н. И., о компенсации морального вреда в размере 40000 рублей.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. 30 мин. на тротуаре, находящемся между многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес изъят>, и школьным стадионом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», расположенным по адресу: <адрес изъят>, во время прогулки, на Т.В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., напала безнадзорная собака среднего размера, имеющая черный, серый, рыжий окрас. В результате нападения, указанное животное без владельца причинило несовершеннолетнему Т.В.И. телесные повреждения.

После случившегося Т.В.И. был госпитализирован в отделение травматологии и ортопедии ОГБУЗ «Саянская городская больница» с диагнозом: множественные укушенные раны лица, нанесенные неизвестным животным. 08.07.2023, 22.07.2023, 05.08.2023 ему были поставлены вакцины против бешенства.

В судебном заседании прокурор Хамируева О.С. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям. Просила исключить МКУ «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» из числа ответчиков и оставить их в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Законный представитель истца – Томилова Н.И. в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика – муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» Разводовская А.С., в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о признании заявленных требований в полном объеме, подтвердив, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, о том, что при признании иска ответчиком и принятии признания иска судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика - муниципального казенного учреждения «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» Бухарова И.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в направленном в суд заявлении признала заявленные прокурором требования в полном объеме, подтвердив, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, о том, что при признании иска ответчиком и принятии признания иска судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ей разъяснены и понятны.

Суд принимает признание иска ответчика муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» в лице представителя Разводовская А.С., поскольку, волеизъявление ответчика свободно, соответствует действующему законодательству, не нарушает прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных прокурором исковых требований в связи с признанием иска ответчиком.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Кроме того, в силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно положениям статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении лицу морального вреда, то есть физических или нравственных страданий, действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно разъяснениям пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Пунктом 32 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 также разъяснено, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, поэтому потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ) владельцем животного признается физическое лицо или юридическое лицо, которым животное принадлежит на праве собственности или ином законном основании.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила имуществе, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено другое.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г.N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен.

Пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.

Согласно пункту 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном Обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом (статья 3).

На основании статьи 17 Федеральным законом от 27 декабря 2018 г N 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

В силу части 3 статьи 7, статьи 8 Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.

Пунктом 14 статьи 14.1 и пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях соответственно поселения, муниципального округа, городского округа

В соответствии с положениями статьи 2 Закона Иркутской области от 09.12.2013 N 110 ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в границах населенных пунктов Иркутской области.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (статья 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ)

В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; иные необходимые мероприятия в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.

Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1789 СанПиН 3.3686-21)

Статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ установлено, что за нарушение требований настоящего Федерального закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статей 5,7,37 Устава администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области. В состав структуры администрации городского округа входят отраслевые функциональные) и территориальные органы администрации городского округа

Реализация государственного полномочия по организации проведения на территории городского округа муниципального образования "город Саянск" мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев возложены на Комитет по архитектуре и градостроительству администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" (в соответствии с п.2.5 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству администрации городского округа муниципального образования "город Саянск").

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Иркутской области №1001-пп от 13 декабря 2022 года «О внесении изменений в распределение объемов субвенций на осуществление отдельных областных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с собаками и кошками без владельцев в границах населенных пунктов Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, постановлено распределить субвенции на указанные мероприятия городскому округу муниципального образования "город Саянск" в размере 984,4 тыс.руб.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ около 16 час. 30 мин. на тротуаре, находящемся между многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес изъят>, и школьным стадионом МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», расположенным по адресу: <адрес изъят>, во время прогулки на Т.В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., напала безнадзорная собака среднего размера, имеющая черный, серый, рыжий окрас, укусил его за лицо. В результате нападения несовершеннолетнему Т.В.И. были причинены телесные повреждения и он был госпитализирован в отделение травматологии и ортопедии ОГБУЗ «Саянская городская больница» с диагнозом: множественные укушенные раны лица, нанесенные неизвестным животным.

Кроме того, несовершеннолетнему Т.В.И. 08.07.2023, 22.07.2023, 05.08.2023, ставились вакцины против бешенства, что подтверждается сведениями из карты обратившегося за антирабической помощью, а также журналом по проведению постэкспозиционной профилактики пострадавших от укусов, оцарапывания, ослюненения животными.

Факт обращения несовершеннолетнего за медицинской помощью в связи с укусом безнадзорным животным (собакой) подтверждается медицинскими документами ОГБУЗ «Саянская городская больница», постановлением инспектора ОДН ОП МО МВД России «Зиминский» от 12.07.2023 об отказе в возбуждении уголовного дела, объяснением Томиловой Н.И., а также иными доказательствами.

После произошедшего у несовершеннолетнего Т.В.И. наблюдается тревожное поведение, мальчик часто плачет по ночам, боится собак, испытал физические и сильные нравственные страдания, Кроме того, Т.В.И. проходил стационарное медицинское лечение, необходимое для предотвращения последствий укусов, причиненных безнадзорным животным, которое предусматривает вкалывание вакцин, проведение иных медицинских процедур, которые причиняют сильную боль, от чего ребенок также испытывал моральные страдания и имеет право на компенсацию морального вреда.

Учитывая фактические обстоятельства происшествия, его последствия, физическое и нравственное состояние ребенка, положения федерального законодательства Российской Федерации, требования разумности и справедливости, а также позицию законного представителя несовершеннолетнего Т.В.И. Томиловой Н.И., полагаю, что денежная компенсация морального вреда может быть определена судом в сумме 40 000 (сорока тысяч) рублей.

Руководствуясь приведенными нормами права, следует, что администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" переданы полномочия по отлову безнадзорных животных, ненадлежащее исполнение которых привело к причинению вреда здоровью истца в виде укуса ребенка безнадзорной собакой, в связи с чем, администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" является надлежащим ответчиком по делу.

В связи с тем, что компенсация морального вреда выражается в денежной форме и вред возмещается за счет средств соответствующей казны муниципального образования, ответчиком по исковому заявлению указано также муниципальное казенное учреждение «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск», которое подлежало привлечению к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. Принимая во внимание ходатайство прокурора об исключении Управления из числа ответчиков, суд пришел к выводу, что МКУ «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» является ненадлежащим ответчиком и в удовлетворении исковых требований к нему должно быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Саянска Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего Т.В.И. к муниципальному казенному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» о взыскании за счет средств казны городского округа муниципального образования «город Саянск» в пользу Т.В.И., в лице законного представителя Томиловой Н. И., компенсации морального вреда, удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного учреждения «Администрация городского округа муниципального образования «город Саянск» (ИНН:3814000735, ОГРН: 1023801911231), за счет средств казны городского округа муниципального образования «город Саянск» в пользу Т.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Томиловой Н. И., компенсацию морального вреда в размере 40000 рублей.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в пользу Т.В.И. с муниципального казенного учреждения «Управление по финансам и налогам» администрации муниципального образования «город Саянск» отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.

Судья:                              Е.Н. Гущина

.

2-869/2023 ~ М-826/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г. Саянска
Информация скрыта
Ответчики
Муниципальное казенное учреждение" Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск"
Муниципальное казеное учреждение "Управление по финансам и налогам " администрации муниципального образования "город Саянск"
Другие
Томилова Наталья Ильинична
ООО "Лучик Надежды"
Суд
Саянский городской суд Иркутской области
Судья
Гущина Елена Николаевна
Дело на сайте суда
sayansky--irk.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее