11RS0004-01-2023-001519-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Печорский городской суд Республики Коми в составе
судьи Баталова Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.В.,
с участием представителя ответчика Молдановой Л.В., действующей на основании доверенности от **.**.**,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Печоре 07 июля 2023 года гражданское дело №2-1254/2023 по исковому заявлению Батмановой ЛА к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Батманова Л.А. обратилась в Печорский городской суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере **** руб., процентов за просрочку оплаты отпуска в размере **** руб., компенсации морального вреда в размере **** руб. В обоснование требований указала, что на основании приказа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми от **.**.** №... с Батмановой Л.А. расторгнут служебный контракт на основании п.3 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ. При исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении ответчик не включил средства материального стимулирования, что привело к неполной выплате причитающихся сумм при увольнении. Общая сумма невыплаченной компенсации за неиспользованный отпуск составила **** рублей, проценты за задержку отпускных выплат в соответствии со ст.236 ТК РФ по состоянию на **.**.** составили **** руб. Кроме того, поскольку ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания, Батмановой Л.А. причинен моральный вред, который она оценила в **** руб.
В судебном заседании истец участия не принимала, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч. 1 ст. 14 указанного выше Закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Ч.1 ст. 50 Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Закона).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст. 50 Закона).
Ч.10 ст. 50 Закона предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ (в редакции, действующей на 27.08.2022) фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в редакции, действующей на 27.08.2022)).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в редакции, действующей на 27.08.2022) фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в редакции, действующей на 05.07.2021г.) порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в связи с реорганизацией ИФНС по г.Инте Республики Коми путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми Батманова Л.А. в соответствии с приказом №№... была переведена и назначена на должность ****
На основании приказа Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми от **.**.** «О расторжении служебного контракта с работником (освобождении от должности) с Батмановой Л.А. расторгнут служебный контракт от **.**.** с **.**.** в соответствии с п.3 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).
При увольнении Батмановой Л.А. была выплачена денежная компенсация в сумме **** рублей за неиспользованный отпуск в количестве 40,33 дня, что истцом не оспаривается и подтверждается письменными материалами дела.
Из представленных в материалы дела документов по расчету денежных средств, подлежащих выплате Батмановой Л.А. при увольнении, следует, что при расчете вышеприведенных денежных компенсаций Межрайонной ИФНС России № 2 по РК в средний заработок средства материального стимулирования, выплаченные в соответствии с приказами от **.**.** не включались.
Суд приходит к выводу, что выплаченные истцу в период трудовых отношений с ответчиком средства материального стимулирования относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, подлежат учету при расчете компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении.
Порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (в спорный период, на момент увольнения истца), был урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года №562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил, согласно абз. 1 которого при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с абз.3 п.7 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 554 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу п.8 Указа Президента РФ от 25.07.2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Закона № 79 фонд оплаты труда государственных служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в период с **.**.** года материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для компенсации за неиспользованные оплачиваемые отпуска.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014г. № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.6 и 8 Правил № 562 исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ № 79, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014г. № 238-7.
Таким образом, размер среднедневного заработка по состоянию на дату увольнения истца составляет **** рублей (****). Следовательно, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении подлежала начислению в сумме **** рублей, а при увольнении было начислено **** руб.
С учетом вышеизложенного, с ответчика Межрайонной ИФНС № 2 по РК в пользу Батмановой Л.А. подлежит взысканию компенсация за неиспользованный отпуск в сумме **** руб. (****)
В силу ст. 210 НК РФ данная сумма подлежит налогообложению.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Суд не принимает расчет процентов по ст. 236 ТК РФ, приведенный в исковом заявлении и дополнений к нему, находит его ошибочным в части размера сумм, подлежащих индексации, поскольку проценты по ст. 236 ТК РФ подлежат начислению на невыплаченную сумму компенсации за неиспользованный отпуск **** рублей (за вычетом НДФЛ - **** руб.).
Суд соглашается с расчетом компенсации по ст.236 ТК РФ, представленной ответчиком, относительно порядка исчисления периодов просрочки положенных истцу выплат, находит его арифметически верным. Таким образом, в пользу Батмановой Л.А. с ответчика также подлежат взысканию проценты по ст. 236 ТК РФ за период с **.**.** по **.**.** в сумме **** рублей.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере **** рублей.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснений, данных в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившегося в неполной выплате компенсации за неиспользованный отпуск и отпускные выплаты, установлен в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере **** рублей, отвечающей требованиям разумности и справедливости.
В силу закона ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми (ИНН ****) в пользу Батмановой ЛА (паспорт ****) компенсацию за неиспользованный отпуск и отпускные выплаты в сумме ****, проценты по ст. 236 ТК РФ в сумме ****, компенсацию морального вреда в размере **** рублей, всего взыскать – ****.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Р.Г. Баталов
Мотивированное решение составлено 07 июля 2023 года.