55RS0007-01-2020-000376-05
Дело № 2-658/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Горбачевой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению А.З.Г. к Администрации города Омска о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
А.З.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска о восстановлении в списке граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В обоснование указала, что состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Принята на учет решением Исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. На момент принятия на учет была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, жилой площадью 17 кв.м. Постановлением Администрации г. Омска от 03.04.2013 истец снята с учета. Неоднократно обращалась к ответчику по вопросу восстановления ее жилищных прав, однако безрезультатно.
На настоящий момент зарегистрирована по адресу: <адрес>, жилой площадью 31,2. Жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу и ее дочерям – по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение каждой. Таким образом, обеспеченность истца и членов ее семьи составляет менее учетной нормы на человека как на момент снятия с учета, так и на момент обращения истца с иском.
Просила признать ее право на восстановление в списке граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать Администрацию г. Омска восстановить А.З.Г. в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке статьи 43 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечен департамент жилищной политики Администрация г. Омска.
В судебном заседании истец А.З.Г. участия не принимала, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель истца Ш.А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Администрация г. Омска, третье лицо департамент жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска В.О.Н., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения требований истца возражала, дополнительно заявила о пропуске истцом срока исковой давности.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с позиции относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 40 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 названного Кодекса перечне (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, А.З.Г. состояла с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 3 человека (она, дочери А.А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.С.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
А.З.Г. была принята на учет на основании подпункта «д» пункта 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденных Постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с проживанием в общежитии.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений названной части.
Согласно пункту 42 Правил, жилое помещение предоставлялось гражданам в размере не менее 9 кв. м на одного человека.
На момент принятия на учет, А.З.Г. была зарегистрирована месту жительства в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, жилой площадью 17 кв. м.
На момент снятия с учета А.З.Г. была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, жилой площадью 31,2 кв. м. Жилое помещение принадлежало на праве собственности истцу и ее дочерям – по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение каждой.
Учитывая, что обеспеченность А.З.Г. и членов ее семьи жилой площадью жилого помещения составляла более 9,0 кв.м, постановлением Администрации города Омска от 03.04.2013 № 335-п «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, доставляемых по договорам социального найма» истец была снята с учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право получение жилого помещения по договору социального найма.
Полагая снятие с учета незаконным, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В силу статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Согласно пункту 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утвержденных постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и Президиума областного Совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
а) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров;
б) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. К числу жилых помещений, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям по заключению санэпидстанции или инвентаризационно-технического бюро, относятся, в частности, каменные дома с фактическим износом свыше 70%, деревянные дома и дома из прочих материалов - свыше 65%, а также дома, конструктивно не приспособленные для проживания, расположенные в оврагах, на участках, подверженных оползням, на территориях, ежегодно затопляемых паводковыми водами, санитарно-защитных и других зонах с особыми условиями;
в) проживающие в квартирах, занятых несколькими нанимателями, независимо от размера занимаемой площади;
г) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений или в одной комнате лица разного пола (кроме супругов);
д) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
е) проживающие на условиях поднайма в домах государственного, муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, не имеющие другой жилой площади;
ж) проживающие в служебных жилых помещениях;
з) молодожены, вступившие в первый брак и не имеющие изолированного помещения.
Как указано выше, А.З.Г. была принята на учет ДД.ММ.ГГГГ на основании подпункта «д» пункта 7 поименованных выше Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с проживанием в общежитии.
В отношении граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01.03.2005, основания прекращения их права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены изложенной выше частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а именно в случае:
подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Судом установлено, что на момент снятия с учета, равно как и на момент обращения в суд с иском А.З.Г. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, жилой площадью 31,2 кв. м. Жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу и ее дочерям – по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение каждой (том 1 л.д. 32-33).
Таким образом, истцу и ее дочерям на праве собственности принадлежит жилое помещение (комнаты 11, 12), расположенное в квартире в секции жилого дома.
По данным копии технического паспорта на <адрес>, представленного в материалы дела по запросу суда, в собственности истца и членов ее семьи находятся 2 комнаты (№№), которые входят в жилую площадь <адрес>, вместе с тем, в пользовании жильцов <адрес> поименованного дома находятся также и места общего пользования в секции, которые входит в общую площадь секции 10.
Принимая во внимание общую площадь секции (285 кв. м), жилую площадь секции (184,8 кв. м), площадь жилых помещений, находящихся в собственности непосредственно истца и членов ее семьи (31,2 кв.м), суд приходит к выводу, что в пользовании истца и членов ее семьи находится общая площадь жилого помещения, равная 48,12 кв.м (том 1 л.д. 113, 114, 115).
Согласно постановлению Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», в целях определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также определения размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
Принимая во внимание изложенные выше нормативные положения, установленные по делу обстоятельства, в частности тот факт, что в пользовании истца и членов ее семьи имеется жилое помещение, общей площадью 48,12 кв.м., которое подлежит учету для определения уровня обеспеченности истца жилой площадью в целях нахождения ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд приходит к выводу, что А.З.Г. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, что в силу приведенных выше требований законодательства свидетельствует об отсутствии нуждаемости в улучшении жилищных условий и, следовательно, исключает возможность находиться на соответствующем учете.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика также заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности три года.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абз. 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Правила определения момента начала течения исковой давности установлены статьей 200 ГК Российской Федерации, согласно пункту 1 которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как следует из материалов дела, с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, А.З.Г. снята постановлением Администрации города Омска от 03.04.2013 № 335-п «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, доставляемых по договорам социального найма».
Письмом департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 05.04.2012 истец извещена о снятии ее с поименованного учета.
С обращением по вопросу о восстановлении ее на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, доставляемых по договорам социального найма, А.З.Г. обратилась в 2013 году, письменным ответом Администрации г. Омска от 25.07.2013 ее заявление разрешено, одновременно указано, что правовых оснований для восстановления ее в списке не имеется (л.д. 18).
Иных документов, подтверждающих обращение истца по вопросу о восстановлении ее жилищных прав, материалы учетного дела А.З.Г., истребованного по запросу суда для обозрения в судебном заседании, не содержат.
С настоящим исковым заявлением А.З.Г. обратилась в суд 24.01.2020.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию, что, в свою очередь, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Принимая во внимание изложенные выше положения закона, установленные по делу обстоятельства, в частности тот факт, что на момент снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, равно как и на момент разрешения спора, А.З.Г. обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, с заявлениями о признании их малоимущими А.З.Г., ее дочери А.А.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А.С.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обращались (том 1 л.д. 110), срок исковой давности по заявленному истцом требованию пропущен, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований А.З.Г. к Администрации города Омска о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2020 года.