УИД37RS0№-46
Дело № 2-2704/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2022 года город Иваново
Ленинский районный суд города Иванова в составе:
председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием:
представителя истца – по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова гражданское дело
по иску ФИО2 к Комитету по экологии Администрации города Иванова о возмещении ущерба, причиненного в результате падения дерева,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском к Комитету по экологии Администрации города Иванова, мотивировав его следующими обстоятельствами.
Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, рядом с домом №Б произошло повреждение автомобиля Ниссан ХТрел, государственный регистрационный знак №, принадлежащий истцу на праве собственности, в результате падения на него дерева. С целью определения размера причиненного ущерба истец обратился к независимому эксперту ФИО4 в ООО «Правовой Эксперт». Согласно экспертному заключению №, стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учета износа составила 133 999 руб. Стоимость услуг по составлению заключения составила 3 000 руб.
Деревья, расположенные в границах г.Иваново, находятся на балансе Администрации г.Иваново. На Комитет по экологии Администрации г.Иваново возложены обязанность и ответственность за содержание деревьев на территории г.Иваново.
В добровольном порядке ущерб истцу возмещен не был.
Исходя из этого, истец просит суд взыскать с Комитета по экологии Администрации города Иванова в свою пользу материальный ущерб в размере 133 999 руб., расходы по оплате услуг независимого эксперта – 3 000 руб., по оплате государственной пошлины – 3 939 руб., по оплате услуг представителя – 20 000 руб.
В судебном заседании представитель истца – по доверенности ФИО6 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Комитета по экологии Администрации города Иванова в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В суд направил письменный отзыв, из которого следует, что у Комитета не имеется оснований не доверять экспертному заключению, проведенному ООО «Правовой Эксперт», считает возможным определить ущерб в размере 133 999 руб.
Суд, заслушав представителя истца, изучив в совокупности все представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 ст.1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 2 указанной статьи определено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу вышеприведенных норм закона для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в рамках деликтного обязательства (обязательства из причинения вреда) необходимо наличие в совокупности следующих условий: факта причинения вреда потерпевшему и размера убытков; совершения ответчиком противоправных действий (бездействия); вины его в их совершении; причинной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер, подлежащих возмещению убытков, определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником транспортного средства Ниссан ХТрел, государственный регистрационный знак №.
ДД.ММ.ГГГГ у дома номер №Б по <адрес> в результате падения дерева на автомобиль истца данному транспортному средству были причинены механические повреждения, что подтверждается материалом проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, исследованным в суде.
Как следует из с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа (п.25 ч.1 ст.16).
В силу ст.70 указанного Федерального закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
С ДД.ММ.ГГГГ в качестве функционального органа Администрации г.Иваново действует Комитет по экологии Администрации города Иванова, к основным задачам которого относятся: проведение единой политики по охране окружающей среды г.Иваново, рациональному использованию природных ресурсов муниципального образования, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования г.о. Иваново, разработка городских экологических программ и проектов; обеспечение озеленения и цветочного оформления г.Иваново (п.2.1, п.2.5 Положения о Комитете по экологии Администрации города Иванова, утвержденного решением Ивановской городской Думы от 19.06.2019 № 756).
В целях выполнения указанных задач на Комитет возложены такие функции, как организация мероприятий по охране окружающей среды на территории г.Иваново и обеспечение их выполнения (п.3.1 Положения о Комитете); организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, в том числе противопожарного обустройства лесов; мероприятия по проведению рубок зеленых насаждений, работ по лесоустройству и лесовосстановлению; проведение лесопатологических обследований; ликвидация очагов вредных организмов; мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов; санитарно-оздоровительные мероприятия; вырубка сухостоя и валежника; инвентаризация лесов (п.3.8 Положения о Комитете); разработка лесохозяйственных регламентов (п.3.9 Положения о Комитете); осуществление выдачи разрешений на снос зеленых насаждений на территории г.Иваново (п.3.10 Положения о Комитете); проведение инвентаризации зеленых насаждений (п.3.12 Положения о Комитете); организация содержания зеленых насаждений (п.3.13 Положения о Комитете); разработка программ в сфере охраны окружающей среды г. Иваново, обеспечение выполнения утвержденных программ (п.3.17 Положения о Комитете); осуществление функции муниципального заказчика на работы и услуги в сфере охраны окружающей среды, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации (п.3.18 Положения о Комитете); осуществление в пределах своей компетенции контроля за количеством и качеством выполненных работ, услуг в рамках заключенных муниципальных контрактов, иных гражданско-правовых договоров, правильностью оформления документов, определения объемов работ и применяемых расценок (п.3.19 Положения о Комитете); разработка проектов муниципальных правовых актов г. Иваново по вопросам охраны окружающей среды (п.3.20 Положения о Комитете); рассмотрение предложений, заявлений и жалоб организаций и физических лиц по вопросам охраны окружающей среды г.Иваново (п 3.21 Положения о Комитете).
Решением Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила благоустройства города Иванова (далее – Правила благоустройства).
Согласно п.1.1 указанных Правил, Правила благоустройства города Иванова в соответствии с действующим законодательством устанавливают порядок организации благоустройства и озеленения территории г.Иваново, очистки и уборки его территории и обязательны для всех граждан и организаций.
В силу п.3.11 Правил благоустройства благоустройство территорий, не закрепленных за гражданами, индивидуальными предпринимателями, организациями любых организационно-правовых форм, осуществляется органами местного самоуправления города Иванова (их функциональными органами) в соответствии с установленными полномочиями.
Пунктом 4.1.3 Правил благоустройства предусмотрено, что работы по содержанию объектов благоустройства включают мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов и т.д.), иными зелеными насаждениями по установленным нормативам.
Согласно п.4.2.5 Правил благоустройства снос сухих, аварийных и потерявших декоративный вид деревьев и кустарников с корчевкой пней, посадку деревьев и кустарников, подсев газонов, санитарную обрезку растений, удаление поросли, стрижку и кронирование живой изгороди, лечение ран при необходимости входит в комплекс работ по ремонту (текущему, капитальному) объектов благоустройства.
Работы по благоустройству, предметом которых являются зеленые насаждения, производятся с соблюдением требований, установленных Положением о порядке сноса зеленых насаждений и оплате восстановительной стоимости зеленых насаждений на территории г.Иваново, утвержденным Администрацией города Иванова, а также требований иных нормативных правовых актов, регламентирующих выполнение указанных работ (п.4.6 Правил благоустройства).
В силу п.6.1.5.4 Правил благоустройства лица, ответственные за содержание, уход и сохранность зеленых насаждений, обязаны осуществлять обрезку и вырубку сухостоя, снос опасно наклоненных и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Правил благоустройства зеленые насаждения не должны ухудшать условия эксплуатации жилищного фонда, подземных сооружений, безопасности движения транспорта и пешеходов, мешать работе наружного освещения, городским кабельным сетям.
Постановлением Администрации города Иванова от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Реестра муниципальных услуг города Иванова» оказание муниципальных услуг по выдаче разрешения на снос зеленых насаждений на территории г.о. Иваново (стр.90 Реестра), по разработке проектов благоустройства и озеленения (стр.90.2 Реестра) возложено на Комитет.
Кроме того, содержание деревьев и кустарников, система оценки состояния озеленения территорий предусмотрены Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными приказом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
В соответствии с п. 3.1.4.1 Правил одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является обрезка кроны.
Согласно п.3.1.4.2 Правил санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода.
В соответствии с п.5.1 Правил система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Согласно п.5.3 Правил оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
В силу п.5.6 Правил ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.
В силу п.5.8 Правил ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.
Пунктом 5.9 Правил предусмотрен ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре), который проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.
Кроме ежегодного планового осмотра может проводиться оперативный осмотр в результате чрезвычайных обстоятельств - после ливней, сильных ветров, снегопадов и т.п. (п.5.10 Правил).
Конкретные сроки всех видов осмотров устанавливаются землепользователями озелененных территорий (п.5.11 Правил).
Из обстоятельств дела следует, что обрушение дерева произошло в силу ненадлежащего содержания зеленых насаждений, произрастающих на землях общего пользования, что свидетельствует об общем неудовлетворительном состоянии дерева. Доказательств наличия иных причин падения дерева на автомобиль истца материалы дела не содержат, ответчиком ходатайств об истребовании каких-либо доказательств обратного не заявлено, факт причинения им вреда истцу не отрицается.
В связи с учреждением в структуре Администрации г.Иваново функционального органа со специальной компетенцией в сфере экологии, Комитет по экологии Администрации г.Иваново обязан обеспечивать своевременное выполнение таких мероприятий, как своевременные кронирование и (или) снос аварийных деревьев, расположенных на территории земель общего пользования г.Иваново, не закрепленных за иными правообладателями, расположенных на землях неразграниченной государственной собственности.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривалось, что согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане города упавшее дерево произрастало на земельном участке общего пользования. Доказательств передачи данного земельного участка кому-либо в установленном законе порядке, а, следовательно, и доказательств наличия у иного лица обязанности по поддержанию в надлежащем состоянии зеленых насаждений, расположенных на данном земельном участке, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу что, именно Комитет по экологии Администрации г.Иваново является лицом, ответственным за причинение истцу ущерба в результате падения дерева на принадлежащий ему автомобиль в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по содержанию зеленых насаждений, находящихся в его ведении.
С целью определения размера причиненного ущерба истец обратился независимому эксперту ФИО4 в ООО «Правовой Эксперт». Согласно экспертному заключению №, стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учета износа составила 133 999 руб. Стоимость услуг по составлению заключения составила 3 000 руб.
Принимая во внимание, что ответчик не оспаривал размер ущерба, суд, руководствуясь ст.56 ГПК РФ, принимает в качестве допустимого и достаточного доказательства материального ущерба экспертное заключение ООО «Правовой Эксперт» №.
Поскольку для восстановления своего нарушенного права истцу пришлось обращаться за оценкой ущерба (определением стоимости восстановительного ремонта своего автомобиля) в ООО «Правовой Эксперт», стоимость услуг последнего составляет 3 000 руб., что для истца является убытком и подлежит взысканию с ответчика в его пользу в полном объеме (ст.15 ГК РФ).
Согласно ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Учитывая требования разумности, степень сложности спора, количество судебных заседаний, суд приходит к выводу, что в возмещение расходов по оплате помощи представителя в пользу истца с ответчика подлежат взысканию денежные средства в размере 10 000 руб. Указанные расходы соответствуют объему оказанной представителем юридических услуг, процессуальной активности представителя, критерию справедливости в праве, уровню судебных издержек по региону, взыскиваемых по аналогичной категории дел.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ в пользу истца также подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 939 руб., данные расходы вызваны обстоятельствами дела и подтверждены документально.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета по экологии Администрации города Иванова в пользу ФИО2 материальный ущерб в размере 133 999 руб., расходы по оплате услуг независимого эксперта в размере 3 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 3 939 руб., по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. Всего взыскать 150 938 (сто пятьдесят тысяч девятьсот тридцать восемь) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Пискунова И.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу – судьи Пискуновой И.В.,
при секретаре судебного заседания – ФИО3,
с участием:
представителя истца – по доверенности ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело
по иску ФИО2 к Комитету по экологии Администрации <адрес> о возмещении ущерба, причиненного в результате падения дерева,
руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета по экологии Администрации <адрес> в пользу ФИО2 материальный ущерб в размере 133 999 руб., расходы по оплате услуг независимого эксперта в размере 3 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 3 939 руб., по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб. Всего взыскать 150 938 (сто пятьдесят тысяч девятьсот тридцать восемь) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Пискунова И.В.