Дело №2-601/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2024 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Казацкого В.В.,
при секретаре - Брезе Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковенко Г. Н., Борисовой Т. Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третье лицо: нотариус <адрес> нотариальной палаты р.<адрес> и <адрес> Костина О. В., Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании права собственности на жилой дом и надворные строения в порядке наследования, -
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором, после уточнения исковых требований, просят суд признать за ними право собственности на наследственное имущество, состоящее из 13/50 доли домовладения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, жилой площадью 58 кв. м., а также ? долю сарая «Б» пл. 66.8 кв. м, уборной «Г», пл. 2,0 кв. м., сарая «Д», пл. 3.6 кв. м., в порядке наследования после смерти ф.и.о., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются наследниками первой очереди после смерти ф.и.о., умершей ДД.ММ.ГГГГ, которая приходилась им матерью. В установленные законом сроки истцы обратились к нотариусу с заявлением об открытии наследственного дела, однако нотариус выдала постановление об отказе в совершении нотариального действия, поскольку наследниками не представлены документы, подтверждающие право собственности наследодателя на испрашиваемое имущество. Таким образом, поскольку право собственности на наследственное имущество не было зарегистрировано на момент смерти за наследодателем в установленном законом порядке, истцам отказано в выдаче свидетельства о праве собственности на наследственное имущество, ввиду чего за защитой своих прав истцы были вынуждены обратится в суд.
Истцы и их представитель в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, направили заявления, согласно которых просят дело рассмотреть в их отсутствии, заявленные уточненные исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, письменных возражений на иск не представил.
Третье лицо нотариус <адрес> нотариальной палаты (СОНП) р.<адрес> и <адрес> Костина О.В. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, причин неявки суду не сообщила, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, письменных возражений на иск не представил.
Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что истцы Борисова Т. Н. и Яковенко Г. Н. являются наследниками после смерти своей матери – ф.и.о., по закону первой очереди.
ф.и.о. умерла ДД.ММ.ГГГГ, факт ее смерти подтверждается свидетельством о смерти №III-РУ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Отделом записи актов гражданского состояния по <адрес> управления по делам записи актов гражданского состояния <адрес>, актовая запись №.
После смерти наследодателя осталось следующее наследственное имущество: квартира (фактически – часть жилого дома), расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 67,3 кв. м., кадастровый №.
Согласно представленной копии наследственного дела, наследниками после умершей ф.и.о. являются: дочь – Борисова Т. Н. и сын – Яковенко Г. Н..
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом <адрес> нотариальной палаты (СОНП) р.<адрес> и <адрес> Костиной О.В. выдано постановление об отказе в совершении нотариального действия, поскольку наследниками не представлены документы, подтверждающие право собственности наследодателя на испрашиваемое имущество.
Таким образом, поскольку право собственности на наследственное имущество не зарегистрировано на момент смерти за наследодателем в установленном законом порядке, истцам отказано в выдаче свидетельства о праве собственности на наследственное имущество.
Как следует из свидетельства о праве собственности на жилье и хозбытстроения, выданного Государственным коммунальным предприятием города Севастополя «Севгорводоканал» ДД.ММ.ГГГГ, ф.и.о. действительно принадлежит на праве частной собственности 13/25 домовладения, площадью 58 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> (жилой площадью 34,1 кв. м). Также данным свидетельством подтверждается право собственности на ? часть сарая «Б» пл. 66,8 кв. м, уборную «Г» пл. 2,09 кв. м, сарай «Д» пл. 3,6 кв. м.
В то же время, согласно копии свидетельства о праве собственности на жилье, выданного Государственным коммунальным предприятием города Севастополя «Севгорводоканал» ДД.ММ.ГГГГ, ф.и.о. принадлежит на праве частной собственности <адрес>, г. Севастополь, площадью 58 кв. м.
Как усматривается из акта приемки-передачи основных средств на основании приказа начальника Управления по вопросам имущества коммунальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ № проведен осмотр <адрес>, в результате чего передана половина дома по вышеуказанному адресу ф.и.о., указанная половина снята с баланса ГКП «Севгорводоканал».
Согласно техническому паспорту на жилой <адрес>, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, указанный дом фактически состоит из двух обособленных частей площадью 67,3 кв. м и 58 кв. м (поименованных квартирами).
Таким образом суд приходит к убеждению, что наследодателю ф.и.о. принадлежало на праве собственности 13/25 доли домовладения по адресу: г. Севастополь, <адрес>, которая была приватизирована в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда». <адрес> дома составляет 125,3 кв. м.
В соответствии со ст. ст. 1113, 1114 ГК РФ смерть гражданина влечёт открытие наследства.
Согласно части 1 статьи 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять (часть 1 статьи 1152 ГК Р).
В соответствии с частью 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Поскольку право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает у наследника со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), истец, ссылающийся как на основание иска на обстоятельства принятия наследственного имущества, обязан представить доказательства возникновения на спорное недвижимое имущество права собственности у наследодателя, в том числе доказательства государственной регистрации права, осуществленной в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершения регистрации.
В пункте 8 своего Постановления № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно пункту 11 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В пункте 59 Постановления № 10/22 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указали судам, что иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Истцы после смерти наследодателя в установленный законом срок подали заявление о принятии наследства, однако на часть наследуемого имущества, а именно часть жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, отсутствовали сведения о зарегистрированных правах.
Поскольку фактически наследники приняли наследство и несут бремя его содержания, однако оформить документы в правовом поле не представляется возможным, их право подлежит судебной защите.
Учитывая изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования в целом обоснованными и подлежащими удовлетворению и полагает возможным их удовлетворить частично, признав за истцами право собственности в порядке наследования на 13/25 долей жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, - в равных долях (по 13/50 долей за каждым).
В то же время суд не усматривает оснований для признания за истцами права собственности на надворные строения и сооружения (? часть сарая «Б» пл. 66,8 кв. м, уборную «Г» пл. 2,09 кв. м, сарай «Д» пл. 3,6 кв. м), поскольку суду не представлено доказательств того, что они учтены на кадастровом учете в качестве самостоятельных объектов недвижимости, и кроме того судом также учитывается, что различного рода хозяйственные постройки являются подсобными строениями и при наличии жилого дома, предназначенные для его обслуживания вспомогательные строения и сооружения признаются составной частью жилого дома и следуют его судьбе, как главной вещи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд, -
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Признать за Яковенко Г. Н. право собственности на 13/50 долей домовладения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в порядке наследования после смерти матери ф.и.о., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Борисовой Т. Н. право собственности на 13/50 долей домовладения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в порядке наследования после смерти матери ф.и.о., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 22 мая 2024 года.
Судья В.В. Казацкий