Дело №
УИД: 05RS0№-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Атаева Э.М., при секретаре судебных заседаний Габибовой Ц.Р., с участием истца Манафова А.Р., представителей ответчика ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» Сердеровой Ф.Р., Султанахмедовой Б.З., действующих на основании доверенности, представителя ответчика МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес> Магомедгазиева А.М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Манафова Арсена Рубеновича к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес>, ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» об обязании произвести социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Манафов А.Р. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес>, ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» об обязании произвести социальную выплату, в обоснование исковых требований ссылаясь на то, что он, Манафов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в зарегистрированном браке с Манафовой (Алиевой) С.Ш., ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ. В апреле месяце 2012 года он обратился с заявлением в отдел по жилищным вопросам Администрации <адрес>, для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>».
Письмом за № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Отдела было сообщено, что его семья включена в списки претендента для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, и в городских списках зарегистрирована за №.
В последующем состав его семьи изменился, а именно, родились дети: Манафова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафов К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафов И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., о чем сообщил в Отдел по жилищным вопросам Администрации <адрес> и представил необходимые документы.
Таким образом, семья в составе из пяти человек была признана участником вышеуказанной Программы.
Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что к вопросам местного значения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Ст. 12 Конституции РФ гласит, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, укрепления института семьи, оздоровления социальной обстановки в республике и во исполнение вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГг. № Правительство Республики Дагестан Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. утвердило республиканскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011 - 2015 годы».
Во исполнение указанного Постановления Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы".
Приложением № к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из федеральной программы и городской подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы», их целью является государственная поддержка в решении жилищных проблем молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан, местного бюджета и внебюджетных источников.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительства индивидуального жилья.
Согласно условиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утвержденных Постановлением Правительства РД от № от ДД.ММ.ГГГГ участницей подпрограммы может быть молодая семья - семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья с детьми, возраст родителя в которой не превышает 35 лет, постоянно проживающая на территории Республики Дагестан и отвечает следующим условиям:
- брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (на неполную семью не распространяется);
-все члены семьи являются гражданами Российской Федерации;
- один из членов семьи имеет самостоятельный источник дохода.
С учетом того, что его семья подходила по всем критериям, для признания нуждающейся в жилом помещении, как указано выше, Администрация города в лице Отдела по жилищным вопросам, приняла решение поставить на соответствующий учет. На протяжении уже девяти лет семья состоит в очереди, однако социальная выплата произведена не была.
Для осуществления программы помощи молодым семьям в 2004 году Правительством Республики Дагестан было создано ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ», которое функционирует на базе Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан.
Основная функция учреждения - это помощь молодым семьям в приобретении собственного жилья в рамках федеральной государственной программы «Жилище».
Для сведения сообщает, что в отношении бывшего руководителя Дирекции Агаева И. возбуждено уголовное дело за мошенничество и превышение должностных полномочий. По версии следствия с 2008 по 2013 годы Агаев расходовал деньги в размере более 30 миллионов рублей, выделенные на программу по обеспечению жильем молодых семей. В отношении двоих работников Учреждения уже вынесены приговоры (Источник информации: https://kavkaz.versia.ru/v-dagestane-glavu-direkcii-molodezhnyx-zhilishhno-stroitelnyx-programm-obvinyayut-v-xishhenii-300-millionov-rublej).
Полагает, что нецелевое расходование денежных средств, направленных на реализацию Программы «Обеспечение жильем молодых семей» привело и приводит к нарушению прав участников данной программы, в частности нарушение его прав на социальную помощь от государства.
Несмотря на такие казусы, исполнители Программы утверждают, что отсутствие финансирования является причиной затягивания в получении социальной помощи.
В связи с окончанием программы, вследствие не обеспечения социальной выплатой его семья была включена в качестве участника в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2016-2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно п.3 Правил постановки молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и порядка учета, утвержденных в рамках подпрограммы от ДД.ММ.ГГГГ. №, Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, участвующих в реализации подпрограммы, обеспечивают постановку на учет и ведение очередности молодых семей - участников подпрограммы.
В силу п.9 Правил, органы местного самоуправления ведут учет молодых семей путем создания базы данных молодых семей и организуют хранение личных дел молодых семей. Данные об очередности молодых семей публикуются на сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» с указанием фамилии, имени и отчества всех членов семьи.
В нарушение указанной материальной нормы, какой-либо информации об очередности на сайте Администрации <адрес>, нет. Более того, при личном обращении в соответствующие учреждения, созданные для реализации Программ, также невозможно получить необходимые сведения.
В соответствии с п.10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее:
30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного и более детей, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного и более детей.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
а) для семьи, состоящей из двух человек (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок), - 42 кв. метра;
б) для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух или более детей), - по 18 кв. метров на одного человека (пункт 12 Правил).
Согласно п. 14 Правил Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия.
В 2018 году в интервью РИА «Дагестан» руководитель Дирекции Мурад Качукаев рассказал следующее: «в 2018 году было выделено 421 миллион рублей. Из них 400 с федерального бюджета, а 21 - с республиканского. Таким образом, они помогут 540 семьям. Люди говорят и обсуждают между собой, что на очереди более 3-4 тысяч человек, но это не так. В Махачкале, например, стоит официально на очереди 1750 человек, из них 540 в 2018 уже получат субсидии. В 2019 году они постараются сохранить и проложить показатели по освоению программы. Можно смело сказать, что работа по реализации программы будет продолжаться, а соответственно к 2020 году от этой очереди ничего не останется» (источник инфopмaции:https://riadagestan.ru/news/economy/murad_kachukaev_k_2020_godu_my_namereny_likvidirovat_ochered_po_programme_zhile_molodym_v_dagestane/).
Если исходить из того, что на дату включения его семьи в список претендентов для участия в Программе, семья была зарегистрирована за №, то к 2021 году его семья должна была быть уже обеспечена субсидией для приобретения жилья.
Как следует из содержания иска, и приложенных к нему документов, его семья состоит из пяти человек: он, супруга и трое малолетних детей. Более того, его семья состоит на учете в управлении социальной защиты населения в муниципальном образовании «<адрес>» как многодетная семья, имеющая право на меры социальной поддержки, предусмотренные многодетным семьям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, что подтверждается справкой о статусе многодетной семьи № от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Согласно п.21 Правил, порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Минстроем РД. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Предусмотренные ранее действующими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию новых Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>» на 2019-2021 гг."
Муниципальная услуга предоставляется Администрацией городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в лице уполномоченного структурного подразделения МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> (п.2.2.1 Правил).
Несмотря на указанные обстоятельства, он не получил гарантированную государством социальную помощь.
Считает, что государство, признав молодую семью претендентом на предоставление социальной выплаты, приняло на себя обязательство по улучшению ее жилищных условий; неисполнение этого обязательства в силу обстоятельств, не зависящих от молодой семьи, не может служить основанием для нарушения прав его семьи на социальную помощь в приобретении (строительстве) жилья, поскольку молодая семья имеет статус участника.
Таким образом, необоснованное и немотивированное затягивание со стороны ответчиков в оказании социальной помощи в виде выплаты субсидии на приобретение (строительство) жилья в период с 2012 по 2021 гг. послужило основанием для обращения в суд с данным иском об обязании произвести расчет социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, определенном исходя из площади жилого помещения, положенного его семье в составе из пяти человек.
На основании изложенного в иске просит суд обязать ответчиков: Администрацию ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> включить семью Манафова Арсена Рубеновича в составе из пяти человек: Манафов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафава С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидий на 2021 год; обязать ответчиков: Администрацию ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> предоставить семье Манафова А.Р. единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья согласно условиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>».
В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования уточнены требованиями об обязании ответчика ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» включить семью Манафова Арсена Рубеновича в составе из пяти человек: Манафов А.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафава С.П. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафов К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафов И.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидий на 2022 год; обязать ответчика ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» предоставить семье Манафова Арсена Рубеновича в составе из пяти человек единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья согласно условиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» в 2022 году.
В судебном заседании истец Манафов А.Р. исковые требования с учетом уточненных требований, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» Сердерова Ф.Р., Султанахмедова Б.З., действующие на основании доверенности, исковые требования по доводам, изложенным в возражениях на иск просили оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес> Магомедгазиев А.М., действующий на основании доверенности, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Ответчик - Администрация ГОсВД <адрес>, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, сведений об уважительности причин его неявки не сообщил, в связи с чем определено рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 56 ГПК РФ следует, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 указанной статьи каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 статьи 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно ч.1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч.2 указанной статьи, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых се
Во исполнение вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГг. № Правительство Республики Дагестан Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. утвердило республиканскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011 - 2015 годы».
Во исполнение указанного Постановления Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена городская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы».
Согласно п. 4 указанной Целевой программы, участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;
признание семьи нуждающейся в жилом помещении. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо наличие иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, или не менее 30% от стоимости жилья при приобретении жилья с использованием государственного целевого займа. Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются Правительством Республики Дагестан. В качестве дополнительных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Согласно пп. 5.6 – 5.9 указанной Целевой программы, размер социальной выплаты, выплачиваемой молодой семье за счет бюджета МО "городской округ "<адрес>", определяется в соответствии с нормами, указанными в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы".
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения.
Условием получения государственного целевого займа является наличие у молодой семьи не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору.
<адрес> приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства) в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной в МО "городской округ "<адрес>", в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.6.1 указанной Целевой программы для участия в Программе молодая семья подает в отдел по жилищным вопросам Администрации МО "городской округ "<адрес>" следующие документы:
а) заявление по форме согласно постановлению Правительства Республики Дагестан N 274 от ДД.ММ.ГГГГ "О республиканской целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы" в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копию свидетельства о заключении брака (на неполную семью не распространяется), заверенную нотариально;
г) копию свидетельства о рождении ребенка (детей), заверенную нотариально;
д) акт проверки жилищных условий (заполняется и заверяется по месту работы);
е) справку из БТИ об отсутствии собственного домовладения и недвижимости за супругами;
ж) справку из Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по <адрес>, что за супругами не зарегистрировано право собственности на жилое помещение;
з) выписку из домовой книги или копию поквартирной карточки, заверенную нотариально;
и) справки о доходах за последние 6 месяцев с места работы (учебы) на обоих супругов;
к) копии трудовых книжек супругов (заверяются по месту работы).
Если молодая семья проживает по месту регистрации менее трех лет, то она дополнительно представляет справки, указанные в подпунктах "е", "ж" с предыдущего места регистрации (жительства).
При изменении состава семьи или семейного положения (рождение ребенка и пр.) молодая семья подает в орган местного самоуправления заверенные копии документов, подтверждающих изменения, и заявление в произвольной форме о приобщении к личному делу документов.
Требование от молодой семьи представления иных документов, кроме указанных в настоящем пункте, не допускается.
Рассмотрение заявлений на участие в Программе осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявлений в Администрации <адрес> и представления всех необходимых документов для участия в Программе. Документы, необходимые для участия в Программе, от имени молодой семьи могут быть поданы одним из ее совершеннолетних членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий.
Согласно п.6.2 указанной Целевой программы, Отдел по жилищным вопросам Администрации МО "городской округ "<адрес>": организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего раздела, и выносит на рассмотрение на жилищной комиссии для принятия решения о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется отделом по жилищным вопросам Администрации <адрес>.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Отделом по жилищным вопросам Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-О истцу Манафову А.Р. сообщено о том, что согласно заявления он включен в списки претендентов для участия в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В городских списках его семья зарегистрирована за №. Сводный список семей участников программы размещен на официальном сайте Администрации <адрес> (www.mkala.ru) в разделе «Документы».
Постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 274 "О республиканской целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы" (вместе с "Правилами постановки молодых семей на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и порядком их учета", "Перечнем основных мероприятий по реализации республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2011-2015 годы", "Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования") утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 633а "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие жилищного строительства в <адрес> на 2014-2015 годы".
Указанное постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>».
Несмотря на включение в список участников с ДД.ММ.ГГГГ, во время действия указанной программы (2011-2015гг.) истец свое право на получение социальной выплаты не реализовал, и не предоставил в суд доказательств соблюдения им условий предоставления социальной выплаты, такие как наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения и условия получения государственного целевого займа, которое выражается в наличии у молодой семьи не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору.
В нарушение ч.1 ст. 56 ГПК РФ в сроки реализации Программы 2011-2015г. истцом Манафовым А.Р. также не представлено доказательств обращения к органу местного самоуправления с сообщением об изменившемся составе его семьи.
Разрешая заявленное истцом требование об обязании ответчиков: Администрацию ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> включить семью Манафова Арсена Рубеновича в составе из пяти человек: Манафов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафорва К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидии на 2021г., суд исходит из следующего.
Постановлением Администрации ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 678 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Махачкале на 2018 год».
Постановлением Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с пунктом 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 661 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в <адрес>», Уставом <адрес>, Администрация <адрес> утверждена программа «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес> на 2020 - 2021 годы».
Согласно Положению о МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий <адрес>, утвержденного решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 34-6, Управление признает молодые семьи участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» в установленном порядке с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты создания Управления.
До этого вопрос о признании молодых семей участниками программы "Обеспечение жильем молодых семей" находился в ведении Управления по жилищным вопросам администрации <адрес> (Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ N 2052 "Об утверждении Положения об Управлении по жилищным вопросам Администрации городского округа с внутригородским делением "<адрес>"), которое являлось структурным подразделением Аппарата администрации города.
При этом суду не представлено в порядке части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих об обращении истца после 20.06.2019г. в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий <адрес> о признании молодой семьи истца Манафова А.Р. участником программы «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем правовых оснований об обязании ответчиков: Администрацию ГОсВД «<адрес>» и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» <адрес> включить семью Манафова Арсена Рубеновича в составе из пяти человек: Манафов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафорва К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидии на 2021г. не имеется.
По вышеприведенным доводам, в удовлетворении требований истца об обязании указанных ответчиков предоставить семье Манафова А.Р. единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья согласно условиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>», а также обязании ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» включить семью Манафова А.Р. в составе из пяти человек: Манафова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафовой С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова И.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидий на 2022 год, обязании ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» предоставить семье Манафова А.Р. в составе из пяти человек единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья Согласно условиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» в 2022 году, суд оснований не усматривает.
С учетом установленных обстоятельств, исковые требования Манафова А.Р. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Манафова Арсена Рубеновича к Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес>, ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» об обязании Администрацию ГОсВД <адрес>, МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес> включить семью Манафова А.Р. в составе из пяти человек: Манафова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафовой С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова И.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидий на 2021 год, обязании Администрацию ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по реализации программы Ветхое Аварийное жилье» и улучшении жилищных условий» <адрес> предоставить семье Манафова А.Р. единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья согласно условиям программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>», обязании ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» включить семью Манафова А.Р. в составе из пяти человек: Манафова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафовой С.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафовой А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова К.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Манафова И.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. в сводный список получателей субсидий на 2022 год, обязании ГБУ РД «Дирекция молодежных жилищно-строительных программ» предоставить семье Манафова А.Р. в составе из пяти человек единовременную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья Согласно условия программы «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» в 2022 году, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Э.М. Атаев