дело № 2-202/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Грайворон 06 сентября 2019 года
Грайворонский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Воскобойника А.Н.,
при секретаре Солодовник Н.П.,
с участием:
ответчика Резниченко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вернигора О.С. к Резниченко Е.А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением,
У С Т А Н О В И Л:
Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Грайворонского района Белгородской области от 07 марта 2019 года Резниченко Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, и ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 300 часов.
Приговор вступил в законную силу. Потерпевшим по делу являлся истец Вернигора О.С.
Дело инициировано иском Вернигора О.С., который просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в сумме 5000 рублей.
В судебное заседание истец Вернигора О.С. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик Резниченко Е.А. с иском согласен частично, в сумме 1000 рублей.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает иск Вернигора О.С. подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Жизнь и здоровье в силу статьи 150 ГК РФ относятся к нематериальным благам, принадлежащим гражданину от рождения.
В соответствии со ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 (в редакции от 06 февраля 2007 года N 6) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Право на охрану здоровья, производным от которого является право на компенсацию морального вреда, относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых нематериальных прав человека, подлежащих государственной защите (статьи 2, 7, 20, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, приговором мирового судьи судебного участка № 1 Грайворонского района Белгородской области от 7 марта 2019 года Резниченко Е.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, и ему назначено наказание в виде обязательных работ на срок 300 часов (л.д. 5-6).
Резниченко Е.А. обвинялся в том, что 29 декабря 2018 года, в двадцать втором часу, в г. Грайворон выражался в адрес Вернигора О.С., являющегося сотрудником полиции, нецензурной бранью, публично оскорблял его, унизил честь и достоинство, причинил нравственные страдания.
Приговор вступил в законную силу 19 марта 2019 года.
Представленные истцом доказательства являются относимыми, допустимыми, и в совокупности полностью подтверждают обстоятельства, на которые истец ссылается, как на основания своих требований.
Часть 4 ст. 61 ГПК РФ определяет, что вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
С учетом изложенного, вина Резниченко Е.А. в совершении преступления и причинении морального вреда Вернигора О.С. установлена судебным актом и не подлежит оспариванию в рамках настоящего гражданского дела.
В соответствии с пунктом 8 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при определении компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При таких обстоятельствах, учитывая характер и степень причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, имущественное положение ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать в пользу истца Вернигора О.С., который является сотрудником полиции, в счет компенсации морального вреда причиненного преступлением 5000 рублей.
Доводы ответчика о том, что он не работает, не могут быть приняты судом во внимание как основание для освобождения от взыскания или для снижения размера морального вреда, поскольку ответчик здоров, находится в трудоспособном возрасте и располагает возможностью устроиться на работу и возместить вред.
В соответствие с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В связи с тем, что в соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден об уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты госпошлины, согласно статье 333.19 Налогового кодекса РФ следует взыскать в местный бюджет государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Вернигора О.С. к Резниченко Е.А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить.
Взыскать с Резниченко Е.А. в пользу Вернигора О.С. компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Обязать Резниченко Е.А. уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей в доход бюджета Грайворонского городского округа Белгородской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Грайворонский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 11 сентября 2019 года.
Судья подпись А.Н. Воскобойник
Решение изготовлено в окончательной форме 11 сентября 2019 года.
Судья подпись А.Н. Воскобойник